Доклад на педсовет
На тему: «Условия успешного усвоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования»
Слайд 1. Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования.
Слайд 2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии требованиям ФГОС
Создание комфортной развивающей образовательной среды
Кадровые условия реализации программы.
Материально-технические условия реализации программы.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий
Психолого-педагогическое обеспечение
Финансовые условия.
Слайд 3. Особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в школе.
Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.
Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Слайд 4. Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов. МБОУ «Советская средняя школа № 1» обеспечена квалифицированными кадрами на достаточном уровне.
Слайд 5. Перспектива перехода на новые стандарты делает актуальной проблему готовности к их реализации: а) учителя; б) образовательного учреждения в целом, его педагогического коллектива.
Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.
1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?
2) Как эти изменения должны отразиться на личной профессиональной деятельности педагога?
3) В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС?
4) Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?
5) На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС?
Слайд 6. В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС.
принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
Слайд 7. Главным критерием успешности которого является освоение учебных предметов – не «знания» в чистом виде, а способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний и представлений, обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений.
Слайд 8. На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.
* достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
* владение информационными технологиями;
* умение работать с нормативной документацией;
* опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
* креативный тип мышления;
* активная социальная позиция;
* обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;
Слайд 9. Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов.
Слайд 10. Прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.
Слайд 11. Учитель все в твоих руках! «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Слайд 12.
Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.
Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.