-Рассмотрев, несложный ряд чисел, найти среднее арифметическое, медиану, размах и моду.
-Рассмотреть некоторые виды числовых рядов. Решить.
-Выяснить какие появляются затруднения и как можно их разрешить.
- переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
-формирование потребности в математическом исследовании и умений творчества.
Комментарий хода урока | Время (мин) | Развитие личностных качеств и психических процессов |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности |
I. Организационный момент: -приветствие, -учитель предлагает учащимся: объединиться в мини-группы по 4-6 человек (по желанию некоторые учащиеся пересаживаются), -выбрать менеджера своего объединенияи дочимуеты и рекомендацииокуа, , - назначается из числа учащихся оператор (это помощник учителя, у него на рабочем столе – ноутбук), - проверяется готовность к уроку (необходимо иметь: учебник алгебры, тетрадь конспектов классных работ, блокнот- копилку методов по составлению советов и рекомендаций решающему задачи), - записывается дата и тема урока в тетрадь. | 2 | Внимание | |
II. Погружение в тему урока: 1. Учитель организует дискуссию - зажигалочку: «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора…». Оператор демонстрирует видео ролик «Школьная статистика», снятый самими учащимися. Проводится первичное решение устных увлекательных задач. | 6 | | |
2. Группам предлагается сформулировать проблемы, которые должны будем решить на уроке. | 1 | Внимание | |
3. Обсуждения в группах. | 3 | | Активность Коммуник. культура |
4. Выступление менеджеров. Среди проблем могут быть варианты: - Что нужно понимать под терминами «статистика», «числовой ряд», «среднее арифметическое», «медиана», «размах» и «мода»? - Зачем нужны эти статистические характеристики? - Можно ли их сравнивать? Чем объясняются отличия? - Какая из характеристик наиболее полно отражает явление? - Какие задачи можно решать? - Поиски подхода к решению задач. - Как выяснить, существуют ли различные способы и методы решения? -Какой области научных знаний принадлежат задачи описательной статистики? и др. Оператор все предложения заносит в компьютер, и они показываются через проектор на экране всему классу. Выбираются те проблемы, которые будут решаться непосредственно на данном уроке. | 4 | | Рефлексивность Любознательность Активность Точность речи |
5. Оператор показывает слайд «Испорченные» определения. ( Условие не всегда соответствует заключению) Задание учащимся: « Составьте определение понятий: «среднее арифметическое», «медиана», «размах» и «мода» так, чтобы из данного условия следовала бы истинность утверждения». Работа в парах, далее обсуждение результатов в группах, слушание менеджеров групп. | 3 | Внимание Точность речи | Аналитичность Глубина рассуждений Аргументированность |
6.Работа в парах, затем в группах. Предлагается решить задачи типа: Найти среднее арифметическое, медиану, размах и моду следующих наборов чисел: а)1,2, 3, 4, 5, 6,7; б). 1, 3, 5, 6, 8, 8, 9. Между какими числами на числовой оси находиться среднее арифметическое, медиана. Какая статистическая характеристика является «центром» (точкой равновесия)? | 5 | | |
7. Выступление менеджеров групп (защита способов решений, называют фамилии учащихся наиболее активных в решении). Оператором фиксируются все предлагаемые способы работы с задачей и авторов идей. | 5 | | Рефлексивность Гибкость Аргументированность |
8. Решение второго цикла задач в парах и группах. Слайд. Используя способы и метод решения предыдущей задачи, попытайтесь найти: -медиану и моду числового набора 10, 11,11, 12, 13, 14, 14, 17; -медиану вот такого числового набора 5, 4, 1, 9, 2, 8, 6, 7. Появились ли трудности и новые способы решения? С помощью задавания цепочки вопросов попытайтесь исследовать данную ситуацию. | 6 | | Любознательность Целеустремленность Гибкость Коммуникативная культура |
9. Предлагается парам выписать советы по решению задач и описать метод их решения, обсудить в группах, выработать общие советы и методы, записать на листе А4, вывесить. | 5 | | Рефлексивн. Аргументированность Точность речи Глубина рассуждений |
10. Итоги первого урока: Защита группами результатов своих исследований. Общее обсуждение. Оператор фиксирует соглашения и проецирует на экран. Слайд. Каждый записывает результаты себе в «копилку советов и методов». | 5 | | Рефлексивность Ответственность Системность Точность речи |
11. Начало второго урока. Предлагается учащимся выполнить тренажер «Экспресс вопросов» (компьютерная разработка), повторить по слайду способы и методы решения задач и приступить к решению задач. | 5 | Внимание Память | |
12. Самостоятельное решение статистических задач по учебнику по нахождению размаха и моды, медианы и среднего арифметического и определение смысла каждого найденного показателя. Набор задач из учебника предлагает учитель. | 25 | | Самостоятельность Целеустремленность |
13. Создается бюро контроля из 4-х человек по проверке решения задач из числа учащихся, которые решили первыми и верно (их решение проверил учитель). Отметка о правильном решении заносится оператором в таблицу, результаты высвечиваются на экране. | В режиме выполнения с/р. | Внимание | |
14. Идет соревнование по группам по правилам: - каждый решает самостоятельно, - каждый предоставляет решение на проверку в бюро контроля, -неверное решение исправляется самостоятельно, - группа получает «зачет» по теме по последнему учащемуся, сдавшему в бюро верное решение всех задач. | В режиме выполнения с/р. | | Ответственность Коммуникативная культура |
15. Педагог подводит итоги работы мастерской и дает оценку решенным проблемам. Менеджеры анализирует работу групп. Выставляются отметки по критериям, известным учащимся с начала учебного года. | 5 | Внимание | |
16. Домашнее задание. Слайд: -Изучение теоретического материала по учебному пособию «Алгебра»: -Дифференцированно: Используя учебники географии, экономики, биологии и т.д. материалы газет, Интернет составить задачи по статистике и найти статистические характеристики. По выбору решить 4 – е задачи из учебника и найти среднее арифметическое, медиану, размах и моду получившихся числовых рядов. Ответить на дополнительные вопросы в задачах. Создать мини – проект по теме «Статистические характеристики» и приготовить защиту. - Запишите вопросы на обсуждение в классе, которые возникли при выполнении д/з. | 5 | | Ответственность Гибкость Рефлексия Любознательность |