Задание 1
Задание 2
Познакомьтесь с афоризмами, посвященными литературе как искусству слова. В каком из них нашла отражение тема статьи учебника «Художественная литература и история»? Выпишите его.
«Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти» (М.Е. Салтыков-Щедрин)
«Слово — великое оружие жизни». (В. О. Ключевский)
«...нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово». (Н. В. Гоголь)
«Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света и истины». (Н. А. Некрасов)
«Литература служит представительницей умственной жизни народа» (Н. А. Некрасов)
«Нравственность человека видна в его отношении к слову». (Л. Н. Толстой)
Задание 3
Познакомьтесь с определениями творческого процесса, творческого вдохновения, художественного воображения. Какими умениями, свойственными писателю, должен обладать и читатель? Запишите.
Творческий процесс в искусстве — процесс создания художественного произведения. При всем многообразии видов искусства и творческой индивидуальности авторов существуют общие закономерности творческого процесса. Основные этапы этого процесса: возникновение и вынашивание замысла, реализация его, поиск ярких образов и выразительных средств. Большую роль при этом играет творческое вдохновение и художественное воображение.
Творческое вдохновение — подъем всех творческих сил художника момент высшей собранности и сосредоточенности на объекте творчества. «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (П.И. Чайковский). «Вдохновение ошибочно считают возбудителем работы; вероятно, оно является уже в процессе успешной работы как следствие, как чувство наслаждения ею» (М. Горький).
Художественное воображение — способность, а также сам процесс создания художественных образов на основе творческой переработки сознанием ощущений, восприятий, представлений, чувств, впечатлений и т.д В отличие от других видов творческого воображения художественное воображение тесно связано с эстетическим вкусом и эстетическим чувством художника. Возникающий в воображении художника образ всегда им соответствует» (краткий словарь по эстетике).
Задание 4
Познакомьтесь с фрагментами статьи «Чтение как труд и творчество» В. Ф. Асмуса (1894—1975), известного русского философа XX века. Коротко запишите ответ на вопрос: «Почему чтение художественного произведения – это труд и творчество?»
«Содержание художественного произведения не переходит — как вода, переливающаяся из кувшина в другой, — из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя».
«Деятельность эта есть творчество. Никакое произведение не может быть, понято, как бы оно ни было ярко, как бы велика ни была наличная в нем сила внушения или запечатления, если читатель сам, самостоятельно, на свой страх и риск не пройдет в собственном сознании по пути, намеченному в произведении автором. Начиная идти по этому пути, читатель еще не знает, куда его приведет проделанная работа. В конце пути оказывается, что воспринятое, воссозданное, осмысленное у каждого читателя будет в сравнении с воссозданным и осмысленным другими, вообще говоря, несколько иным, своеобразным. Иногда разность результата становится резко ощутимой, даже поразительной. Частью эта разность может быть обусловлена многообразием путей воспроизведения и осознания, порожденным и порождаемым самим произведением — его богатством, содержательностью, глубиной. Существуют произведения многогранные, как мир, и, как он, неисчерпаемые».