Программа создана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 г. №273-ФЗ, в соответствии с программой по литературе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом планируемых результатов основного общего образования. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе.
В рамках учебного предмета «Литература» реализуется предметная область ОДНКНР. Предметная область ОДНКНР имеет своей целью обеспечение знаний основ норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, учитывая региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Основная миссия интеграции предметной области ОДНКНР и учебного предмета «Литература» определяется задачей обогащения процесса воспитания и образования новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований.
Программа соответствует Образовательной программе МБОУ «Изыхская СШ» на 2016 - 2017 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 134 часа согласно учебному плану и календарному графику МБОУ «Изыхская СШ»
Учебник: Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. «Литература 5 кл.» М.: «Русское слово» 2012.
Программа составлена для 5 класса, в котором 13 человек. Большинство учащихся средних способностей с адекватной мотивацией к изучениюпредмета. Из них на «4» и «5» обучаются 5 человек, на базовом уровне – 8 человек. Общеучебные навыки развиты у всех учащихся.
Здоровьесберегающие технологии, ИКТ, игровой метод, метод проектов. Для составления устных ответов вводятся элементы таких методов, как – «Mind-map» - карта памяти;; Синквейн и тд.
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока | Количество часов | Виды деятельности учащихся | Дата проведения |
По плану | По факту |
Введение (2 час) |
1. | Книга – твой друг. | 1 | Работа с учебником, работа в парах, составление пословиц, участие в игровой ситуации ОДНКНР В мире культуры, величие русской культуры, Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей. | 04.09 | |
2 | Вн/чт Книга, о которой хочется рассказать | 1 | Рассказ о книге, устный пересказ, определение темы и идеипроизведения, характеристика персонажа, | 05.09 | |
Из мифологии (4 часа) |
3 | Античный миф. «Рождение Зевса» | 1 | Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение | 06.09 | |
4 | Античный миф. Миф «Олимп». | 1 | Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, беседа. Сообщения, работа с иллюстрациями, беседа | 07.09 | |
5 | «Одиссей на острове циклопов. «Полифем». | 1 | Сообщения, составление плана ,выразительное чтение, работа в парах, составление таблицы. | 11.09 | |
6 | Славянский миф | 1 | Пересказ, основные боги | 12.09 | |
Из устного народного творчества (11 часов) |
7 | Устное народное творчество | 1 | Работа с учебником, заполнение таблицы, сообщения, ОДНКНР Нравственные ценности российского народа. Законы нравственности – часть культуры общества. В труде красота человека. | 13.09 | |
8 | Загадки. | 1 | Работа с учебником, заполнение таблицы, сообщения, конструирование загадки ОДНКНР Тема труда в фольклоре разных народов. | 14.09 | |
9 | Пословицы и поговорки. | 1 | Беседа, составление таблицы, экскурсия по книжной выставке. ОДНКНР Тема труда в фольклоре разных народов. | 18.09 | |
10 | Сказка | 1 | Работа с учебником, беседа, сообщения ОДНКНР Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. | 19.09 | |
11 | Сказка. «Царевна-лягушка». Подготовка к мини-проекту. | 1 | Составление плана, таблицы, лексическая работа, пересказ, работа над мини-проектом ОДНКНР Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности | 20.09 | |
12 | Сюжет и реальная основа в волшебной сказке «Царевна-лягушка». | 1 | Пересказ, составление таблицы, работа над мини-проектом, иллюстрирование ОДНКНР Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Взаимоотношения в семье. | 21.09 | |
13 | Особенности волшебной сказки | 1 | Беседа, пересказ иллюстрирование, работа над проектом ОДНКНР отражение ценностей семьи в фольклоре | 25.09 | |
14 | Рр Пересказ эпизода | 1 | Устный пересказ | 26.09 | |
15 | Сказки народов России. «Падчерица» | 1 | Беседа, пересказ иллюстрирование, | 27.09 | |
16 | ВН/ЧТ Хакасские народные сказки | 1 | Беседа, пересказ иллюстрирование, ОДНКНР Герои национального эпоса разных народов | 28.09 | |
17 | РР Мини-проект «Скоро сказка сказывается». | 1 | Защита проекта, иллюстрирование, инсценирование фрагмента | 02.10 | |
Из древнерусской литературы(3 часа) |
18 | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». | 1 | Сообщение, составление вопросов, конструирование диалога, выразительное чтение ОДНКНР Роль религии в развитии культуры. Принятие христианства на Руси. | 03.10 | |
19 | «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». | 1 | Пересказ, сообщения, работа с текстом | 04.10 | |
20 | Из похвалы князю Ярославу и книгам | 1 | Пересказ, сообщения, работа с текстом ОДНКНР Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие культуры. | 05.10 | |
Басни народов мира (8 часов) |
21 | Из басен народов мира. Эзоп. Лафонтен. | 1 | Беседа, выразительное чтение, составление вопросов к статье учебника, инсценирование, сообщения | 09.10 | |
22 | Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» | 1 | Составление плана статьи учебника, сообщение, лексическая работа, выразительное чтение ОДНКНР Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностнй. | 10.10 | |
23 | Басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица». | 1 | Составление плана статьи учебника, сообщение, лексическая работа, выразительное чтение ОДНКНР Образованность человека, его увлечения, интересы, нравственные качества личности. Культура поведения. Этикет в разных жизненных ситуациях | 11.10 | |
24 | И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок», | 1 | Работа с иллюстрациями, исследовательская работа, сообщения ОДНКНР Образованность человека, его увлечения, интересы, нравственные качества личности. Культура поведения. Этикет в разных жизненных ситуациях | 12.10 | |
25 | И.А. Крылов «Волк на псарне». | 1 | Сообщения, беседа, лексическая работа ОДНКНР Образованность человека, его увлечения, интересы, нравственные качества личности. Культура поведения. Этикет в разных жизненных ситуациях | 16.10 | |
26 | И.А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом», | 1 | Иллюстрирование, выразит. чтение, сообщения ОДНКНР Образованность человека, его увлечения, интересы, нравственные качества личности. Культура поведения. Этикет в разных жизненных ситуациях | 17.10 | |
27 | Вн\чт Русская басня в XX веке. | 1 | Сообщения, выразительное чтение, лексическая работа, беседа | 18.10 | |
28 | РР Сочинение басни | 1 | Письменная работа | 19.10 | |
Из литературы ХIХ века (43 часов) |
29 | А.С.Пушкин. | 1 | Работа с учебником, с портретами Пушкина, беседа, сообщения, заочная экскурсия по пушкинским местам. | 23.10 | |
30 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | 1 | Выразит.чтение стихотворения, работа над тропами, с иллюстрациями, беседа | 24.10 | |
31 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Беседа, сообщения, работа с иллюстрациями, работа в группах ОДНКНР Нравственные качества человека. О любви и милосердии | 25.10 | |
32 | Черты сходства и различия народной и литературной сказки. | 1 | Беседа, сообщения, работа с иллюстрациями, чтение наизусть ОДНКНР Нравственные качества человека. О любви и милосердии | 26.10 | |
33 | А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). | 1 | Работа с ключевыми понятиями, сообщения, выразит.чтение, сжатый пересказ | 07.11 | |
34 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». | 1 | Выразит. чтение, работа с иллюстрациями, с учебником | 08.11 | |
35-36 | Вн/чт Поэзия XIX века о родной природе. | 2 | Выраз. чтение, сообщения, лексическая работа, составление таблицы, исследовательская работа с текстом ОДНКНР Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Заповедники на карте России и их роль в сохранении природных обьектов. | 09..11 13.11 | |
37 | М.Ю.Лермонтов. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. | 1 | Сообщения, работа с учебником, презентация | 14.11 | |
38 | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 1 | Сообщения, работа с учебником, презентация, лексическая работа | 15.11 | |
39 | Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 1 | Работа с текстом, с терминами, исследовательская работа. | 16.11 | |
40-41 | Р/р. Подготовка и написание сочинения «Путешествие на поле славы». Анализ письменных работ | 2 | Создание рабочих материалов, составление плана сочинения, беседа, редактирование | 20.11 21.11 | |
42 | Н.В.Гоголь. | 1 | Сообщения, работа с иллюстрациями, лексическая работа | 22.11 | |
43 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». | 1 | Работа с текстом, пересказ, иллюстрирование, работа с таблицей | 23.11 | |
44 | Система персонажей повести «Ночь перед Рождеством». | 1 | Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, определение общего и различного в характерах персонажей, роль бытового и фантастического планов | 27.11 | |
45. | Р/Р Рассказ о героях повести. | 1 | Составление рассказа о герое, беседа, сообщения | 28.11 | |
46 | И.С.Тургенев. | 1 | Сообщения, заочная экскурсия, беседа | 29.11 | |
47. | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму».. | 1 | Пересказ, беседа, работа с иллюстрациями. | 30.11 | |
48 49 | Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима | 2 | Сравнительная характеристика героев, беседа, работа с иллюстрациями | 04.12 05.12 | |
50 | Герасим и Муму. | 1 | Сообщения, выразит. чтение, лексическая работа, пересказ | 06.12 | |
-51-52 | Р/р. Сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений | 2 | Работа с планом, анализ эпизода, составление рабочих материалов к сочинению, редактирование | 07.12 11.12 | |
53 54 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | 2 | Выраз.чтение, лексическая работа, анализ текста | 12.12 13.12 | |
55 | И.С.Тургенев Стихотворение в прозе «Два богача». | 1 | Чтение наизусть, анализ текста. | 14.12 | |
56 | Н.А.Некрасов. | 1 | Сообщения, заочная экскурсия, беседа, заполнение таблицы | 18.12 | |
57 | Н.А.Некрасов. стихотворение «Крестьянские дети». | 1 | Выраз.чтение, лексическая работа, анализ текста, работа с репродукциями картин | 19.12 | |
58. | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. | 1 | Анализ фрагмента стихотворения. Составление плана, чтение наизусть, исследовательская работа | 20.12 | |
59 | Н.А.Некрасов. «Тройка». | 1 | Анализ и выраз.чтение стихотворения «Тройка». Прослушивание романса, беседа | 21.12 | |
60. | Р/р. Некрасов «Орина, мать солдатская» | 1 | Анализ стихотворения | 25.12 | |
61 | Л.Н.Толстой. | 1 | Сообщения, заполнение таблицы, беседа, работа с репродукциями | 26.12 | |
62 | Творческая история создания повести «Кавказский пленник» | 1 | Комментированное чтение, определение завязки, кульминации, развязки | 27.12 | |
63-64 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник».. | 2 | Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями | 28.12 10.01 | |
65- | Р/р. Сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». | 1 | Работа с планом, составление рабочих материалов к сочинению, редактирование | 11.01 | |
66 | Проблематика рассказа «Кавказский пленник». | 1 | Дискуссия, определение проблематики рассказа, выявление авторской позиции | 15.01 | |
67 | А.П.Чехов | 1 | Сообщения, выраз.чтение, работа с о статьей учебника | 16.01 | |
68 | Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». | 1 | выразительное чтение рассказа по ролям, работа над проектом | 17.01 | |
69 | Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». | 1 | Пересказ, работа с терминами, выразительное чтение рассказа по ролям, работа над проектом | 18.01 | |
70 | Р/р. Сочинение -юмористический рассказ о случае из жизни.(устное) | 1 | Составление устного рассказа, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения | 22.01 | |
71 | Вн/чт А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» | 1 | Пересказ, работа с терминами, выразительное чтение рассказа по ролям, | 23.01 | |
Из литературы XX века (43 час) |
72 | И.А.Бунин | 1 | Сообщения, заочная экскурсия, беседа, работа с иллюстрациями | 24.01 | |
73 | Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». | 1 | Выраз.чтение, сообщения, беседа, лексическая работа | 25.01 | |
74 | И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». | 1 | Составление плана, исследовательская работа, беседа, работа с репродукциями | 29.01 | |
75 | И.А.Бунин. «Подснежник». | 1 | Лексическая работа, выраз.чтение, составление рассказа | 30.01 | |
76 | Вн\чт Читая Бунина | 1 | Лексическая работа, выраз.чтение, составление рассказа | 31.01 | |
77 | Л.Н.Андреев. | 1 | Сообщения, заочная экскурсия, беседа, ответ на вопрос | 01.02 | |
78-79 | Л.Н. Андреев «Петька на даче». | 2 | Лексическая работа, сообщения, беседа, исследовательская работа | 05.02 06.02 | |
80 | Роль эпизода в создании образа героя | 1 | Беседа , исследовательская работа, устное высказывание | 07.02 | |
81 | А.И.Куприн. | 1 | Выраз.чтение, сообщения, беседа, ответ на вопрос письменно | 08.02 | |
82 | Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». | 1 | Анализ рассказа .лексическая работа, иллюстрирование, беседа | 12.02 | |
83-84 | Р/р. Обучение анализу эпизода. | 2 | Отзыв об эпизоде | 13.02 14.02 | |
85 | ВН/ЧТ А.И.Куприн «Чудесный доктор» | 1 | Комментированное чтение, определение идейно-художественного своеобразия произведения, работа с иллюстрациями | 15.02 | |
86 | А.А.Блок | 1 | сообщения, беседа, работа с учебником | 19.02 | |
87 | А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | 1 | Выраз.чтение, сообщения, беседа, иллюстрирование | 20.02 | |
88 | С.А.Есенин. | 1 | сообщения, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос | 21.02 | |
89 | С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» | 1 | Выразит.чтение, сообщения, беседа, иллюстрирование | 22.02 | |
90 | С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 | Выразит.чтение, беседа, работа с репродукциями, лексическая работа | 26.02 | |
91 | А.П.Платонов. | 1 | Выразит.чтение, сообщения, работа с таблицей | 27.02 | |
92-93 | А.П.Платонов. «Никита». | 2 | Составление плана, Выраз.чтение, сообщения, беседа, исследовательская работа | 28.02 01.03 | |
94 | А.П.Платонов. «Цветок на земле». | 1 | Выраз.чтение, исследовательская работа, работа с текстом | 05.03 | |
95 | П.П.Бажов. | 1 | Сообщения, работа с таблицей, беседа | 06.03 | |
96 | П.Бажов «Каменный цветок». | 1 | Составление плана, лексическая работа, выраз.чтение, рассказ о событиях от лица участника | 07.03 | |
97 | П.П.Бажов. «Каменный цветок». | 1 | Литературоведческий, лингвистический анализ сказа. Сообщения, беседа | 12.03 | |
98 | Н.Н.Носов.. | 1 | Сообщения, составление комментариев к книжной выставке, иллюстрирование, пересказ | 13.03 | |
99 | Н.Н.Носов. «Три охотника». | 1 | Составление плана статьи, рассказ о писателе, сообщения, чтение по ролям, беседа | 14.03 | |
100. | В.П.Астафьев. | 1 | Сообщения, работа с иллюстрациями, характеристика героя | 15.03 | |
101-102-103 | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». | 3 | Беседа, составление рассказа по личным впечатлениям ОДНКНР Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. | 19.03 20.03 21.03 | |
104-105 | РР Обучение сочинению | 2 | Отзыв об эпизоде | 22.03 03.04 | |
106 | Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». | 1 | Сообщения, заполнение таблицы, беседа, пересказ, исследовательская работа | 04.04 | |
107 108109 | Н.С.Лесков «Левша» | 3 | Чтение, беседа, пересказ | 05.04 09.04 10.04 | |
110-111 | Вн\чт Родная природа в произведениях писателей XX века. | 2 | Сообщения, выраз.чтение, беседа, иллюстрирование ОДНКНР Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Заповедники на карте России и их роль в сохранении природных обьектов. | 11.04 12.04 | |
112. | В.И.Белов. «Весенняя ночь». | 1 | Исследовательская работа, создание письменного высказывания в жанре лир.прозы, составление сборника «Красота земли» ОДНКНР Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.. | 16.04 | |
113-114 | Вн.чт. М.М.Пришвин «Моя родина» | 2 | Анализ текста, выраз.чтение, беседа. ОДНКНР Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Заповедники на карте России и их роль в сохранении природных обьектов. | 17.04 18.04 | |
Из зарубежной литературы(20 час) |
115- | Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 | Сообщения, пересказ, иллюстрирование | 19.04 | |
116117 118 | Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 3 | Характеристика персонажа, пересказ, иллюстрирование, комментарии к книжной выставке | 23.04 24.04 25.04 | |
119 | Техника чтения | 1 | Работа с текстом, | 26.04 | |
120 | Х.К.Андерсен. | 1 | Сообщение, беседа, викторина | 28.04 | |
121122 | Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». | 2 | Пересказ, составление вопросов, иллюстрирование, беседа. | 03.05 07.05 | |
123 | М.Твен | 1 | Сообщения, работа с иллюстрациями, таблицей | 08.05 | |
124-125 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок) | 2 | Выраз.чтение, беседа. Работа с иллюстрациями | 10.05 14.05 | |
126. | Том Сойер | 1 | Чтение по ролям, письменный отзыв о герое, инсценирование | 15.05 | |
127 | Ж.Рони Старший. «Борьба за огонь». | 1 | Работа с учебником, цитатный план, беседа | 16.05 | |
128. | Дж.Лондон «Сказание о Кише» | 1 | Сообщения, беседа, составление комментариев к репродукциям, работа с таблицей | 17.05 | |
129-130. | Д.Лондон. «Сказание о Кише». | 2 | Сообщения, составление цитатного плана, пересказ, ответ на вопрос | 21.05 | |
131 . | Астрид Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». | 1 | Сообщения, заочная экскурсия Пересказ, беседа, иллюстрирование | 23.05 | |
132 | ВН/ЧТ Р.Бредбери»Улыбка» | 1 | Пересказ, беседа, иллюстрирование | 24.05 | |
133 | Литературная игра. | 2 | Ответы на вопросы, инсценирование, составление викторины | 28.05 29.05 | |
134 | Итоговый урок | 1 | Задание на лето | 30.05 | |