СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение кейс - технологий в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация отражает всю суть современных технологий, таких как кейс - технологии и проектно - исследовательский метод.

Просмотр содержимого документа
«Применение кейс - технологий в образовательном процессе.»

Кейс – технологии  в учебном процессе Подготовила учитель начальных классов «Шойбулакская СОШ» Республики Марий Эл Сайгельдина Вероника Олеговна

Кейс – технологии в учебном процессе

Подготовила учитель начальных классов

«Шойбулакская СОШ» Республики Марий Эл

Сайгельдина Вероника Олеговна

История возникновения   Для России кейс технологии или кейс методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России. Спонсорами турнира выступили сразу 30 международных компаний.  Между тем, кейс метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (сложный, запутанный случай). 

История возникновения

Для России кейс технологии или кейс методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России. Спонсорами турнира выступили сразу 30 международных компаний.

Между тем, кейс метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (сложный, запутанный случай). 

Что такое кейс – технология . Кейс-технология   (от англ. «case» — случай)— интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Что такое кейс – технология .

Кейс-технология   (от англ. «case» — случай)— интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

 Принято выделять следующие виды кейсов: По источнику исходной информации:       - «полевые» — основанные на реальном фактическом материале (из производственного опыта), имеющие выход на профессиональную деятельность; варианты решения заложенной в кейсе проблемы могут существовать в реальности и применяться в настоящее время;             - «кресельные» — вымышленные кейсы (смоделированные, гипотетические, предполагаемые ситуации).

Принято выделять следующие виды кейсов:

По источнику исходной информации:

      - «полевые» — основанные на реальном фактическом материале (из производственного опыта), имеющие выход на профессиональную деятельность; варианты решения заложенной в кейсе проблемы могут существовать в реальности и применяться в настоящее время;

            - «кресельные» — вымышленные кейсы (смоделированные, гипотетические, предполагаемые ситуации).

По степени сложности:       - низкой сложности («ситуации-иллюстрации») — представляют собой иллюстрацию к теории на конкретном занятии, подразумевают разбор перечисленных в кейсе вопросов, нахождение на них ответов;     - средней сложности («ситуации-оценки») — представляют собой небольшое по объему описание ситуации, подразумевают обсуждение содержания кейса и его решение непосредственно на занятии;     - высокой сложности («ситуации-проблемы») — представляют собой исследовательскую работу обучающихся над содержанием кейса от нескольких дней до нескольких месяцев с представлением результатов работы.

По степени сложности:

      - низкой сложности («ситуации-иллюстрации») — представляют собой иллюстрацию к теории на конкретном занятии, подразумевают разбор перечисленных в кейсе вопросов, нахождение на них ответов;

    - средней сложности («ситуации-оценки») — представляют собой небольшое по объему описание ситуации, подразумевают обсуждение содержания кейса и его решение непосредственно на занятии;

    - высокой сложности («ситуации-проблемы») — представляют собой исследовательскую работу обучающихся над содержанием кейса от нескольких дней до нескольких месяцев с представлением результатов работы.

Этапы определяются следующими шагами: 1.  Определение места проведения занятия с использованием кейс-технологии в учебном процессе: -   на начальном этапе – ввод, ориентация студентов в проблематику темы (дисциплины), мотивация к обучению; -   при завершении изучения – выявление степени освоения материала, контроль и оценка знаний, умений, анализ глубины понимания темы. 2.  Определение темы, цели(ей) и задач занятия с использованием кейса. 3.  Выбор ситуации и разработка (подбор) кейса для реализации на занятии .

Этапы определяются следующими шагами:

1.  Определение места проведения занятия с использованием кейс-технологии в учебном процессе:

-   на начальном этапе – ввод, ориентация студентов в проблематику темы (дисциплины), мотивация к обучению;

-   при завершении изучения – выявление степени освоения материала, контроль и оценка знаний, умений, анализ глубины понимания темы.

2.  Определение темы, цели(ей) и задач занятия с использованием кейса.

3.  Выбор ситуации и разработка (подбор) кейса для реализации на занятии .

Примерные рекомендации для работы с кейсом  -   прочитайте внимательно кейс и вопросы к нему и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что нужно сделать; -  прочитайте текст кейса еще раз, отмечая моменты (факты), имеющие отношение к поставленным вопросам; -  определите, какие идеи и концепции соотносятся с проблемой кейса; -  формализуйте на основе текста кейса описание проблемы в набор последовательных задач; -  выделите из соответствующих разделов учебных дисциплин ключевые идеи для актуализации знаний, которые Вам предстоит использовать при решении кейса; -  перейдите к непосредственному решению кейса, подготовке своего варианта решения поставленной задачи; -  предложите вариант решения проблемы: объективный, логичный, последовательный, аргументированный, подкрепленный фактами.

Примерные рекомендации для работы с кейсом 

-   прочитайте внимательно кейс и вопросы к нему и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что нужно сделать;

-  прочитайте текст кейса еще раз, отмечая моменты (факты), имеющие отношение к поставленным вопросам;

-  определите, какие идеи и концепции соотносятся с проблемой кейса;

-  формализуйте на основе текста кейса описание проблемы в набор последовательных задач;

-  выделите из соответствующих разделов учебных дисциплин ключевые идеи для актуализации знаний, которые Вам предстоит использовать при решении кейса;

-  перейдите к непосредственному решению кейса, подготовке своего варианта решения поставленной задачи;

-  предложите вариант решения проблемы: объективный, логичный, последовательный, аргументированный, подкрепленный фактами.

Классификация кейс технологий Метод инцидента   заключается в том, что учащийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что учащемуся придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы.

Классификация кейс технологий

Метод инцидента   заключается в том, что учащийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что учащемуся придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы.

Метод разбора деловой корреспонденции  предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Самым распространенным на сегодняшний день является  метод ситуационного анализа , позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Учащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения.

Метод разбора деловой корреспонденции  предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Самым распространенным на сегодняшний день является  метод ситуационного анализа , позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Учащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения.

Метод игрового проектирования Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Метод игрового проектирования

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра. Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс - стади Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Кейс - стади

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Виды кейсов по объёму .  Полные кейсы  (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней.  Сжатые кейсы  (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.  Мини-кейсы  (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Виды кейсов по объёму . 

  • Полные кейсы  (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. 
  • Сжатые кейсы  (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. 
  • Мини-кейсы  (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.
Есть 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом: учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; в определенных условиях учитель будет сам давать ответ; учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой, чтобы «не мешать идее родиться».

Есть 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:

  • учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
  • в определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
  • учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой, чтобы «не мешать идее родиться».
Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. 1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным 2. Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). 3. Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы.

Виды кейсов

Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным

2. Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

3. Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы.

Этапы работы с кейсами: I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;  IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения; V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Этапы работы с кейсами:

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Вывод. Кейс технологии положительно влияют на образовательный процесс, но ясно и другое: разработкой пакетов заданий («портфелей») должны самым серьезным образом заниматься профессионалы, научно-методические отделы соответствующих образовательных институтов. Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это не самодеятельность, а серьезная научная разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности учащихся.

Вывод.

Кейс технологии положительно влияют на образовательный процесс, но ясно и другое: разработкой пакетов заданий («портфелей») должны самым серьезным образом заниматься профессионалы, научно-методические отделы соответствующих образовательных институтов.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это не самодеятельность, а серьезная научная разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности учащихся.

Спасибо за внимание .

Спасибо за внимание .


Скачать

© 2019, 547 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!