ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на уроках ГЕОГРАФИИ
Бабушкина Т. А., учитель географии
Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей на уроках географии».Данная тема взята мной не случайно. Она перекликается с темой школы «Современные подходы к организации образовательного процесса».Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, главной задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания. Осуществить такой подход мне помогает применение современных педагогических технологий. Особое место среди них занимает технология проектного обучения, которую я активно использую как на уроках географии.
Формированию творческого потенциала учащихся способствует развитие исследовательских качеств, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности. В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета. Это важно, так как самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.
Считаю, что этому способствует использование проектной деятельности, которая кардинально отличается от классических методов.
Метод проектов - один из эффективных способов развития творческих способностей учащихся. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности, таких как самостоятельность, активность, толерантность, гибкость ума, способность проводить сравнительный анализ и делать выводы.
Для этого необходимо проявление творческой активности, а не простое действие по алгоритму. Метод проектов используется в учебном процессе как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе совместного планирования, реализации и осмысливания практической деятельности для достижения намеченных целей.
Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, организации поисковой исследовательской деятельности учащихся, коллективной, групповой или индивидуальной работы, а также достижение результата.
Создание проекта – это сложная работа, требующая дополнительного времени и пересмотра тематического планирования, и сотрудничества с учителем информатики.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность начинаю с раннего изучения географии по классам.
В 6 классе на изучение курса, к сожалению, отводится один час в неделю. А некоторые разделы вообще вынесены за рамки урочного изучения. Например, при изучении темы «Путешествия и географические открытия» предлагаю ребятам выполнить мини – проекты: «Представления людей о Земле у разных народов», «Путешествие Марко Поло в Китай», «Афанасий Никитин», «Открытие Антарктиды» и др. в форме буклетов. Но поскольку ученики 6 класса ещё не владеют достаточным уровнем мастерства использования компьютерных программ, то буклеты предлагаю им выполнить вручную. Работы представляют собой иллюстрации, которые сопровождаются художественным текстом. Мини – проекты могут быть выполнены как в группе, так и индивидуально. По завершению работы каждый проект должен быть защищен. Такой подход при изучении нового учебного материала способствует развитию интереса учащихся к географии, их творческого потенциала и логического мышления.
К 7 классу ребята обладают достаточным уровнем знаний, умений и навыков для выполнения нескольких проектов в течение учебного года. Поэтому в первом полугодии при изучении темы «Природные зоны Африки» ученики выполняли мини – проекты «Экваториальные леса», «Саванны», «Тропические пустыни», используя опорные схемы – кластеры и дополнительную литературу. В конце урока ребята защищали свои проекты, отвечая при этом на вопрос: «Какие изменения произошли в природе Африки в связи с хозяйственной деятельностью человека?»
В 7 классе уже возможно применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процессе. Это позволяет активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, поэтому предлагаем ученикам подготовить проекты – презентации. Так во втором полугодии при изучении темы «Природные зоны Южной Америки» ученикам дано было задание подготовить доклады и выполнить презентации на следующие темы: «Влажные экваториальные леса», «Саванна», «Степи Южной Америки», «Высотная поясность Южной Америки» и защитить их, а также выявить различия в природе Южной Америки и Африки.
По теме «Население США» ребята работали над проектами «Американский дом», «Работа», «Отдых», «Питание и здоровье». Таким образом, учащиеся не только узнают новое о другой стране, но и совершенствуют умение работать с дополнительной информацией, осуществлять ее отбор, развивают навыки общения между собой при групповой работе.
В восьмом классе ребята продолжают работать над проектами – презентациями по теме «Природные зоны России», а также участвуют в создании докладов и рекламных буклетов «Золотое кольцо России».
Так, в 8 классе я провела открытый урок по теме «Жемчужина Сибири - Байкал», на котором ребята защищали свои проекты «Происхождение названия озера Байкал», «Происхождение котловины озера», «Байкальские ветры», «История открытия и изучения озера», «Байкальский омуль», «Байкальская нерпа», «Байкальский осетр», «Голомянка» (приложение). Перед учащимися была поставлена проблема: выяснить, в чем уникальность озера Байкал и почему озеро внесено в список Всемирного Природного наследия? Одновременно в ходе поиска, обработки информации учащиеся осваивали знаниевый компонент. Над проектом дети работали и индивидуально, и в группах. Ребята успешно справились с индивидуальными заданиями, показали неплохие умения работы с компьютером и различными программами. Заключительным этапом проектной деятельности для учеников восьмого класса является защита презентаций и буклетов, которая позволяет выявить уровень усвоения изученного материала, как каждого ученика, так и всей группы в целом. Надо отметить, что восьмиклассникам работа над проектами очень нравится. Ребята отмечают, что данный метод представляется им интересным, позволяет проявить их личные качества и хотели бы и дальше работать с использованием этого метода, идти до конца и создавать не только буклеты, но и целый проект.
В 9 классе при подробном изучении экономических районов России ребята работают над созданием проектов - презентаций «География народных промыслов России»: «Оренбургские пуховые платки», «Хохломская роспись», «Палехская лаковая миниатюра», «Гжельская керамика» и другие. Данная серия проектов способствует развитию заинтересованности учащихся самобытным, ярким народным искусством и воспитанию патриотического чувства, привитию любви и уважения к труду людей, создающих произведения народного искусства.
В десятом классе при изучении темы «Новые индустриальные страны Азии» ученики работают над презентациями и буклетами (на выбор): Республика Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Чили и др. Каждая группа рассматривает страну по плану: экономико – географическое положение, природно – ресурсный потенциал, характеристика населения страны и готовит презентацию в PowerPoint, дают оценку перспектив развития, выявляют общие черты развития и причины успехов или неудач в экономическом развитии.
На двух уроках информатики учащиеся оформляют свои буклеты, и один урок уходит на их защиту. Проекты получаются очень интересными и насыщенными.
Использование ИКТ и проектного метода на уроках географии позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, интерес к предмету, развивает самостоятельность и критичность мышления.
Работу над проектами следует продолжать, тем более что в школе есть для этого все условия, есть желание детей и педагогов и возможность развития каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.
На основе технологии проектной деятельности можно решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Этот процесс пронизывает все этапы развития творческой личности ребенка: пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, развивает воображение, наблюдательность, сообразительность и привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Кроме того, работа над проектом способствует сплочению ребят в группе, развивает исследовательские навыки, трудолюбие, повышает учебную мотивацию.
Ученики с удовольствием участвуют в проектной деятельности и представляют результаты своего труда. В работе над проектами принимают участие все ребята независимо от учебных способностей, что создаёт для слабых учеников ситуацию успеха. После удачно защищённого проекта у ученика отмечается интерес к предмету, желание учиться лучше. Проектная деятельность формирует коммуникативные, информационные компетенции, развивает творческие способности учащихся.
Литература
1. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39-48.
2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.
3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998
4. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.
5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.
6. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.
9. . Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.
10.. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.