СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» 10 (11) классы (базовый уровень)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

10 (11) классы (базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» 10 (11) классы (базовый уровень)»

В настоящее время при отсутствии утвержденных примерных программ учебных предметов "Родная (русская) литература" для средней школы образовательная организация самостоятельно принимает решение о содержании учебного курса по этим предметам, а также определяет выбор учебных пособий для реализации утвержденных на уровне образовательной организации рабочих программ.   



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

  «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

10 (11) классы (базовый уровень)


Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» содержит следующие разделы:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»;

  • содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»;

  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

  • материально-техническое обеспечение учебного предмета «Родная (русская) литература».

Учебный предмет «Родная (русская) литература» – часть образовательной области «Родной язык и родная литература», который тесно связан с предметом «Родной (русский) язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью.

Родная (русская) литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность.

Цель изучения родной русской литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач:

• воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе “Литература”; личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;

• расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни;

• овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.

Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.

Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России.

Рабочая программа родной (русской) литературы в 10 классе выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Результатом освоения программы по русской литературе на уровне среднего общего образования являются формирование у учащихся навыков понимания литературы, воспитание собственной позиции и эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые должны стать средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.

Предметные результаты обучения русской литературе в старших классах школы заключаются в следующем:

В познавательной сфере

  • умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной исторической эпохе, в единстве формы и содержания, формирование потребности в выборочном чтении и умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности;

  • понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой их написания;

  • знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений;

  • умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по литературным произведениям и на произвольные темы, умение выполнять творческие работы;

  • умение использовать литературоведческие термины при анализе истории литературы.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы;

  • формирование собственного отношения и оценки к произведениям национальной литературы, их содержанию, умения устного и письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде;

  • умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом литературного периода, когда оно было создано;

  • умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение к нему.

В эстетической сфере:

  • формирование общего представления об образной природе литературного произведения, воспитание эстетического вкуса;

  • воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного отношения к достижениям различных национальных литератур.

Межпредметными результатами обучения русской литературе в старших классах школы являются следующие:

  • формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирование постоянного интереса к литературе и искусству;

  • воспитание потребности общения на родном языке и уважения к татарскому языку;

  • сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности;

  • уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской литературы в теме и проблематике, изображении героев, творческих методах, и периодах развития литературы.


В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

 – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

 –  навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа,приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

–   осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные  работы  в  сфере  литературы  и  искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Выпускник получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

 

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» составлена по модульному принципу формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями. Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости. Проблемно-тематические блоки представлены тремя модулями, в соответствии с предполагаемыми разделами закрытого банка тем итогового сочинения.

Блок 1. Человек и его внутренний мир

Произведения, связанные с психологией человека, в том числе в ситуации нравственного выбора. Произведения, нацеливающие на размышления о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, гуманном и антигуманном поступке, его мотивах.

Блок 2. Человек, семья и общество

Произведения, нацеливающие на размышления о ценностях семьи и дома, других ценностных ориентирах человека и общества, судьбе человека, образе его жизни, выборе им жизненного пути, значимой цели и средств ее достижения; о личном и всеобщем, взаимоотношении между поколениями, социальных и философских проблемах, времени, обществе и эпохе; о причинах войн, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.

Блок 3. Человек, природа, Родина и культура

Произведения, связанные с отношением человека к Родине, культуре, природе, родному языку. Произведения, нацеливающие на размышления о связи человека с Родиной и причинах разрушения этой связи, о важности сохранения исторической памяти, о роли личности в истории, об отношении человека к природе, о науке и искусстве (в том числе о литературе как культурном феномене).

В программе приводится список произведений, из которого учитель может выбрать для изучения в зависимости от выделенных часов и подготовки учащихся.

  1. Алексеев Михаил «Хлеб - имя существительное», «Драчуны»

  2. Алексин А. Безумная Евдокия». На примере трагической истории семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего»

  3. Алексин Анатолий «Домашний совет». Повесть о подлости-незаметной, исподволь, которую могут сделать близкие тебе люди. И о цельности характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт, настоять на своем. И о том, что нельзя постоянно делать вид что все люди равны, даже если они братья.

  4. Астафьев В. П. «Последний поклон» (рассказы по выбору) «Последний поклон» В.Астафьева - масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. В повестях и рассказах - благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни.

  5. Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится».Природа «не слепок, не бездушный лик»: «есть,есть душа растений»; нетрудно понять язык природы, нужно только захотеть, и она в благодарность принесёт радость, счастье, одарит своей красотой и щедрыми плодами.

  6. Бакланов Григорий «Непорочное зачатие». Чем может быть оправдана жизнь человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям, пониманием их потребностей, чувством долга. Бакланов увидел страшную опасность, скрывающуюся в саморазложении семьи. Его рассказ заставляет задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке.

  7. Бондарев Юрий «Взгляд». Проблема нравственного выбора (Можно ли ради удовольствия посмеяться издеваться над человеком, унижая его в глазах других?)

  8. Бунин И.А. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.

  9. Бунин  Иван «Слепой». Жизнь есть, несомненно, любовь и доброта. Ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни.

  10. Васильев Борис «Летят мои кони...». Роль учителя в жизни человек, воспитание граждан Отечества. Роль истории в жизни человека и общества.

  11. Вертель Л. «Моя вторая родина». Темаразрушения деревенского уклада жизни, разрыва связи между поколениями людей, разрушения традиций.

  12. Гаршин В.М. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.

  13. Геласимов А. "Нежный возраст" Маленький рассказ в виде дневниковых записей подростка. Уже буквально с первых записей вырисовывается портрет мальчишки: непостоянный, эгоистичный, сумасбродный максималист, да еще и злой на весь мир. Но ему повезло. Он встречает человека, который открывает для него другой мир: мир прекрасного и мир вечного. Мир, где есть хорошие фильмы, прекрасная музыка, интересные книги и чудесные женщины. Мир, где можно говорить о смысле жизни простыми понятными словами. И мальчишка начинает меняться. Не сразу, не кардинально, но необратимо. И все это благодаря одной старой женщине. Теория литературы Проблема взаимоотношений родителей и детей.

  14. Григорович Д.В. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.

  15. Грин Александр «По закону». Александр Грин поднимает проблему милосердия по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса: "Мне казалось, что у меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения.

  16. Грин Александр «Победитель». Тема искусства. Надежды, связанные с победой в конкурсе. Восприятие двух скульптур глазами Геннисона. Проблема выбора: оставить скульптуру или уничтожить. Ответственность за принятое решение.

  17. Довлатов Сергей «Наши» . Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.

  18. Домбровский Ю.О. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.

  19. Дудинцев В. «Белые одежды»

  20. Екимов Борис «Глядя на солнце».Своими непосредственным отношение к жизни и людям, доверчивой открытостью миру ребёнок способен расположить к себе людей даже с самыми сложными характерами.

  21. Екимов Борис «Говори, мама, говори». Б.Екимов поднимает в произведении « Говори, мама, говори…» одну из важных проблем- проблему взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому дорогому человеку.

  22. Екимов Борис «Еще не лето». Только великодушный и отзывчивый человек в состоянии понять другого, однако равнодушное отношение к тем, кто нуждается во внимании к себе, недопустимо.

  23. Екимов Борис «Ночь исцеления». В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи. 

  24. Железников В. «Чучело». В.К. Железников поднимает такие проблемы, как детская жестокость, трусость и смелость, честность и предательство, умение бороться за своё место под солнцем.

  25. Зайцев Борис «Жизнь Тургенева». Творческая биография в русской литературе

  26. Замятин Евгений «Обезьяний язык»

  27. Каверин В. «Два капитана» «Два капитана» — роман, положенный в основу двух прекрасных фильмов, бесчисленного множества инсценировок и даже самого знаменитого российского мюзикла. Книга, не подвластная времени и ходу истории. Приключения Сани Григорьева и его возлюбленной Кати Татариновой, смело идущих к намеченной цели и рискующих жизнью, чтобы найти следы исчезнувшей экспедиции бесстрашного отца Кати, капитана Ивана Татаринова, завораживали и продолжают завораживать все новые поколения юных и взрослых читателей. Теория литературы

  28. Кассиль Лев «Дорогие мои мальчишки». Жизнь подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны. История трудностей, опасностей и приключений - выдуманных и реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости - о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах. 

  29. Кронгауз М.«Русский язык на грани нервного срыва»

  30. Крупин В.Н. « Сбрось мешок». Проблема человека и природа. Как влияет на человека красота природы, умение созерцать? Важно научить ребёнка видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит его духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться созерцать природу, находить время любоваться ею. Родители, владеющие этим секретом, обязательно передают его своим детям.

  31. Кудрявцева Т. «Детский дом. Лёка». Очень страшно когда понимаешь, что маленький ребенок во время войны потерял своих родителей, пережил страдания и голод. И как же поразил поступок Леки, когда она, гуляя во дворе детского дома, отдала свой сухарик пленному немцу.

  32. Куприн Александр «Святая ложь». Мать очень тонко чувствует ложь, материнское сердце нельзя обмануть. Однако ради своего сына мать готова принять ложь, погрузиться в этот самообман.

  33. Лесков Н.С. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.

  34. Лесков Н.С. Произведения из народной жизни (введение в сферу художественного изображения новых пластов – быт духовенства, мещанства, российской провинции и т.д.); интерес к необычному, парадоксальному, курьезно-анекдотическому, различные формы сказа («Левша», «Тупейный художник», «Очарованный странник»).

  35. Лиханов Альберт «Мой генерал». "Мой генерал" – так зовет пионер Антошка своего деда, боевого генерала Антона Петровича, который вышел в отставку и приехал из Москвы в Сибирь, где живут его сын и внук. О событиях радостных и грустных, смешных и трагических, рассказывает эта книга, посвященная дружбе двух близких людей.

  36. Мария Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» Автобиографический роман. Тема войны в литературе. Идеал материнства, самопожертвование и сострадание. 

  37. Мехед Г. «Скрипач» Грустная и  одновременно светлая  история о  серых буднях нашей современной действительности, о музыке, о старости и о юности, о смерти и о бесконечности бытия, о красоте, которая ускользает, о добре и зле, об одиночестве, о счастье, которое у каждого свое. Музыка, которая «омывает души людей и воскрешает в них надежду».

  38. Набоков Владимир «Слово». Набоков одним нравится за свой великолепный язык, которым он может лирично говорить даже о трагических событиях и чувствах, другим же он кажется уж слишком красивым и слащавым; пожалуй, оба мнения справедливы. Можно по-разному воспринимать этот рассказ – как боль эмигранта за покинутую страну и ее судьбу, как наивную надежду на силу слова, способную вернуть утерянное счастье. Можно увидеть в этом набоковскую тоску по детству, по свежим, ярким и чистым чувствам, которые настигают приливной волной, снова и снова увлажняя глаза, но оставляют по себе только мимолетные воспоминания, которые можно пытаться выразить лишь простыми земными словами.

  39. Носов Евгений «Шопен, соната номер два». Тема святости памяти, невозможности поступиться ею. Рассказ-реквием, в котором соотносятся события прошлого и настоящего. Музыка в жизни людей.
  40. Паустовский Константин «Бакенщик».Что значит для человека понятие родины? Что значит любить родную землю? Любить отчизну – значит ценить красоту родной земли и быть готовым защитить ее от уничтожения.

  41. Паустовский Константин «Корзина с еловыми шишками». Тема искусства и влияния его на душу человека. Открытость Дагни, щедрость души и красота природы, отражённая в её глазах. Григ и его музыка. Звуки, живущие в доме Грига. Жизнь как возможность дарить любовь, добро, свет.

  42. Паустовский Константин «Нет ли у вас молока?» Забота о детях, особая забота о детях войны. Поднимая проблему милосердия, автор описывает случай, произошедший на фронте.

  43. Паустовский Константин «Старый повар» Волшебная сила музыки. Композитор В.А. Моцарт, музыка которого делает людей счастливыми. Великая сила искусства, которому подвластно возродить даже навсегда утраченное.
  44. Паустовский К.Г.«Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.

  45. Платонов Андрей «Иван Великий». Эпизод с лошадью дал Ивану понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов утверждаетважную мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»

  46. Поляков Ю. «Сто дней до приказа». Когда повесть "Сто дней до приказа" была впервые опубликована, ее назвали клеветой на Советскую армию. Между тем речь в ней идет об обычных мальчишках, на два года превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная мужская дружба легко уживалась здесь с жестокостью так называемых неуставных отношений. Ну и конечно же, о письмах, которые решали, порой бесповоротно, чью-то судьбу.

  47. Почивалин Н. «На природе»

  48. Солженицын А.И. Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере.

  49. Солоухин Владимир «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.

  50. Тендряков Владимир "Люди или нелюди". Проблема нравственного выбора. Испытав огромный стад и унижение за содеянное, герой изменил свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать самоуважение, совершая добрые дела.

  51. Тендряков Владимир «Весенние перевертыши». Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы.

  52. Толстая Татьяна «Легкие миры». Каковы истинные жизненные ценности? Какой след оставляют милосердные люди?

  53. Толстой А. «Русский характер». Используя хорошо известную в литературе форму “рассказ в рассказе”, Толстой повествует о замечательных русских людях: Егоре Дремове, его родителях — Егоре Егоровиче и Марье Поликарповне, о невесте Кате. Каждое действующее лицо рассказа — личность. В основу «Русского характера», вошедшего в цикл «Рассказы Ивана Сударева», положены реальные факты и события. Здесь не одна и даже не две, а несколько историй, услышанных писателем в разное время. И это дало возможность многое обобщить, суммировать и создать яркое произведение с запоминающимися характерами.

  54. Улицкая Людмила «Народ избранный». Рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество ,болезни, страдания и смерть.

  55. Успенский Г.И. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.

  56. Шмелёв Иван «Весенний плеск». Понятие антитезы. Противопоставление чужого мира и родного. Образ России в красках, звуках, запахах. Картины Кустодиева как выражение духа России.

  57. Шмелёв Иван «Лето господне» Восприятие реальной жизни глазами ребёнка. Крестьянская и купеческая среда как целостный и органичный мир, полный нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев. Язык Шмелёва – это живая народная речь, отражение души России.

  58. Шукшин В. «Крепкий мужик»

  59. Яковлев Ю. «Балерина политотдела». Во время войны человеку для выживания необходимо искусство. Оно помогает людям выжить; оно нужно как хлеб, как воздух.

Также см. Приложение № 1, демонстрирующее возможности составления программы учителем.



Приложение №1

Хребтищева Е.Ю., МБОУ СОШ№ 8 г. Петровска


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 КЛАСС (34 ЧАСА)


Введение

Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».


Человек и его внутренний мир

Лиханов А. «Мой генерал». "Мой генерал" – так зовет пионер Антошка своего деда, боевого генерала Антона Петровича, который вышел в отставку и приехал из Москвы в Сибирь, где живут его сын и внук. О событиях радостных и грустных, смешных и трагических, рассказывает эта книга, посвященная дружбе двух близких людей.


Улицкая Л. «Народ избранный». Рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество ,болезни, страдания и смерть.


Екимов Б. «Говори, мама, говори». Б.Екимов поднимает в произведении «Говори, мама, говори…» одну из важных проблем- проблему взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому дорогому человеку.


Железников В. «Чучело». В.К. Железников поднимает такие проблемы, как детская жестокость, трусость и смелость, честность и предательство, умение бороться за своё место под солнцем.


Грин А. «По закону». Александр Грин поднимает проблему милосердия по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса: "Мне казалось, что у меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения.


Толстая Т. «Легкие миры». Каковы истинные жизненные ценности? Какой след оставляют милосердные люди? Об этом эта книга.


Бондарев Юрий «Взгляд». Проблема нравственного выбора (Можно ли ради удовольствия посмеяться издеваться над человеком, унижая его в глазах других?)


Бунин  Иван «Слепой». Жизнь есть, несомненно, любовь и доброта. Ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни.


Человек, семья и общество


Алексин «Домашний совет». Повесть о подлости-незаметной, исподволь, которую могут сделать близкие тебе люди. И о цельности характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт, настоять на своем. И о том, что нельзя постоянно делать вид что все люди равны, даже если они братья.


Бакланов Г. «Непорочное зачатие». Чем может быть оправдана жизнь человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям, пониманием их потребностей, чувством долга. Бакланов увидел страшную опасность, скрывающуюся в саморазложении семьи. Его рассказ заставляет задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке.


Солоухин «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.



Екимов Б. «Глядя на солнце».Своими непосредственным отношение к жизни и людям, доверчивой открытостью миру ребёнок способен расположить к себе людей даже с самыми сложными характерами.


Екимов Б. «Еще не лето». Только великодушный и отзывчивый человек в состоянии понять другого, однако равнодушное отношение к тем, кто нуждается во внимании к себе, недопустимо.


Куприн Александр «Святая ложь». Мать очень тонко чувствует ложь, материнское сердце нельзя обмануть. Однако ради своего сына мать готова принять ложь, погрузиться в этот самообман.


Екимов Борис «Ночь исцеления». В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи. 


Тендряков Владимир "Люди или нелюди". Проблема нравственного выбора. Испытав огромный стад и унижение за содеянное, герой изменил свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать самоуважение, совершая добрые дела.


Алексин А. Безумная Евдокия». На примере трагической истории семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего». Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. 


Человек, природа, Родина и культура


Платонов Андрей «Иван Великий».Эпизод с лошадью дал Ивану понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов утверждает важную мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»


Васильев Б. «Летят мои кони». В повести поднимаются важные проблемы, одна из них - роль истории в жизни человека и общества.


Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова». Рассказ заставляет нас пережить ужас блокады, понять, что война и дети – понятия несовместимые. Человеческую жизнь можно продлить лишь памятью, которая одна только побеждает время.


Астафьев В. "Затеси". Автор поднимает проблему ответственности. Он говорит, что "лошади не тревожились", ведь "в табуне есть старшой", который и "будет сторожить их, следить за порядком", и если нужно будет, то "разбудит всех, поведет куда надо". Автор считает, что нужно всегда быть готовым взять на себя ответственность, словно старый мерин, следующий "неведомому закону, зову природы".


Розов В. «Дикая утка». Даже в самых тяжёлых ситуациях человек может проявить гуманное отношение к тем, кто слабее; чувство сострадания, великодушие оказываются сильнее голода; это позволяет сохранить веру в людей.



Симонов К. «Солдатская слава».Воинский труд разведчика стал для героя повседневным. Это уже опытный солдат, который знает свои обязанности. Чувство долга укоренилось в нём, стало для него привычным. Благодаря внутренней убежденности таких воинов и их ответственности за порученное дело, наступила победа.


Солоухин Владимир «Летний паводок».К миру при­ро­ды нужно относить­ся бе­реж­но, не вме­ши­вать­ся в её есте­ствен­ный ход раз­ви­тия.


Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится». Природа «не слепок, не бездушный лик»: «есть, есть душа растений»; нетрудно понять язык природы, нужно только захотеть, и она в благодарность принесёт радость, счастье, одарит своей красотой и щедрыми плодами.


Крупин В.Н. « Сбрось мешок». Проблема человека и природа. Как влияет на человека красота природы, умение созерцать? Важно научить ребёнка видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит его духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться созерцать природу, находить время любоваться ею. Родители, владеющие этим секретом, обязательно передают его своим детям.


Паустовский К. «Нет ли у вас молока?» Забота о детях, особая забота о детях войны. Поднимая проблему милосердия, автор описывает случай, произошедший на фронте.


Паустовский К. «Бакенщик».Что значит для человека понятие родины? Что значит любить родную землю? Любить отчизну – значит ценить красоту родной земли и быть готовым защитить ее от уничтожения.


Яковлев Ю. «Балерина политотдела».Во время войны человеку для выживания необходимо искусство. Оно помогает людям выжить; оно нужно как хлеб, как воздух.


Проект «Моя золотая полка….»












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


10 КЛАСС


Тематический блок

Количество

часов

Введение

1

Человек и его внутренний мир

8

Человек, семья и общество

9

Человек, природа, Родина и культура

12

Проект «Я читаю….»

3


Примерное календарно-тематическое планирование


Тематический блок

Тема занятия

Дата

Введение

1

Притча «Чему учат книги?».



Человек и его внутренний мир

2

Лиханов А. «Мой генерал»



3

Улицкая Л. «Народ избранный»



4

Екимов Б «Говори, мама, говори»



5

Железников В. «Чучело»



6

Грин А. «По закону»



7

Толстая Т. «Легкие миры»



8

Бондарев Юрий «Взгляд»



9

Бунин  Иван «Слепой»



Человек, семья и общество


10

Алексин «Домашний совет»



11

Бакланов Г. «Непорочное зачатие»



12

Солоухин «Под одной крышей»



13

Екимов Б. «Глядя на солнце»



14

Екимов Б. «Еще не лето»



15

Куприн Александр «Святая ложь»



16

Екимов Борис «Ночь исцеления»



17

Тендряков Владимир "Люди или нелюди" 



18

Алексин А. Безумная Евдокия»



Человек, природа, Родина и культура

19

Платонов Андрей «Иван Великий»



20

Васильев Б.«Летят мои кони»



21

Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова»



22

Астафьев В. "Затеси"



23

Розов В. «Дикая утка»



24

Симонов К. «Солдатская слава»



25

Солоухин Владимир «Летний паводок»



26

Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится»



27

Крупин В.Н. « Сбрось мешок»



28

Паустовский К. «Нет ли у вас молока?»



29

Паустовский К. «Бакенщик»



30

Яковлев Ю. «Балерина политотдела»



Проект «Я читаю….»

31

Моя золотая полка



33

Моя золотая полка




34

Моя золотая полка








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!