Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №16»
| Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от 30.08.2021 Руководитель МО Корякина Т.М.______________ |
Программа внеурочной деятельности
на 2024-2025 уч.год
для детей, обучающихся на дому
Учитель: Пономарева И.С.
Шадринск, 2024
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности воспитания детей, обучающихся на дому начального звена с интеллектуальными нарушениями отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.
Программа внеурочной деятельности предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 8 до 18 лет с интеллектуальной недостаточностью с целью создания условий для достижения обучающимися, воспитанниками, необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, воспитанников в свободное время.
Программа построена с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка.
Индивидуальная коррекционная работа с детьми
Целью коррекционной работы является исправление присуще умственно отсталым детям недостатков психологического и физического развития, исправления дефектов мышления, повышение интеллектуального уровня, что позволяет им приобретать новые знания, умения, навыки
Задачи:
выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обогащение запаса представлений об окружающем мире;
повышение уверенности в своих силах;
формирование позитивной моральной позиции;
формирование коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
формирование навыков психических и физических саморегуляций;
формирование навыков самостоятельного поведения;
Программа внеурочной деятельности включает в себя пять направлений:
Духовно- нравственное направление
Целью духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся является социально- педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно- нравственного развития обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры - формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», активности в учебно- игровой, предметно - продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
В области формирования социальной культуры-
формирование чувства причастности к коллективным делам;
воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре.
В области формирования семейной культуры-
формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
В области формирования гражданско- патриотического воспитания-
формирование любви к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;
формирование элементарных представлений о своей «малой» Родине;
В области воспитания нравственных чувств и этического сознания-
формирование представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;
формирование представлений о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте.
В области воспитания трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни-
формирование первоначальных представлений о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и области;
формирование уважения к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе.
В области формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях-
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека.
Направление коррекционно-воспитательной работы по духовно- нравственному развитию обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе изучения всех учебных предметов.
Содержание и используемые формы работы соответствуют возрастным особенностям обучающихся и воспитанников уровню их интеллектуального развития, а также предусматривают учет психофизиологических особенностей и возможностей детей.
Планируемые результаты.
В результате реализации духовно- нравственного направления должно обеспечиваться:
приобретение обучающимися, воспитанниками представлений и знаний (о родине, о ближайшем окружении и о себе и т.д.);
неравнодушие к проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
положительное отношение к учебному труду;
уважение отношения к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире.
Социальное направление
Целью социального направления является создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка.
Задачи:
формирование позитивного отношения к базовым ценностям;
формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах.
В рамках социального направления обучающиеся, воспитанники принимают добровольное посильное участие в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.
Планируемые результаты.
получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно- полезной деятельности;
приобретение начального опыта участия в различных видах общественно- полезной деятельности;
потребность в участии в общественно- полезной деятельности в окружающем школу социуме.
Спортивно- оздоровительное направление.
Целью направления является социально- педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
формирование представлений об основах компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
формирование установок на использование здорового питания;
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Планируемые результаты:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарное представление об окружающем мире;
стремление заботиться о своем здоровье;
ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны (в зависимости от интеллектуального развития).
Общекультурное направление.
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его духовной и внутренней культуры.
Целью общекультурного направления является формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
формирование эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
формирование навыков межличностных отношений.
Планируемые результаты (в соответствии с уровнем развития ребенка):
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа;
приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края;
умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома.
Общеинтеллектуальное направление
Целью направления является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися, воспитанниками с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекциооно- развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса.
Задачи:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, воспитанников;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Планируемые результаты:
формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;
приобретение знаний о способах и средствах выполнения заданий;
формировать умение высказывать мнение, обобщать, рассуждать (в соответствии со своими интеллектуальными возможностями).
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется учреждением: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся с легкой умственной отсталостью путем организации и проведения мероприятий (воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ограничениями здоровья и без таковых) с участием различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с легкой умственной отсталостью, так и их обычно развивающихся сверстников.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрѐл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата 180 (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищѐнной, дружественной социальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
План внеурочной деятельности
№ п\п | Направления внеурочной деятельности | Количество часов, в год |
1 | Духовно-нравственное: воспитание гражданственности, патриотизма; воспитание нравственных чувств, этического сознания; воспитание творческого отношения к труду, учению, жизни; эстетическое воспитание. | 11 |
2 | Спортивно-оздоровительное: формирования понятий о составляющих здоровья человека, безопасного образа жизни; воспитание правильного отношения к здоровью (физическому, психическому, нравственному). формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека; профилактика вредных привычек. | 11 |
3 | Общекультурное: формирование ценностного отношения к прекрасному и представлений об эстетических идеалах и ценностях; воспитание культуры поведения; формирование экологической культуры; профилактика правонарушение. | 11 |
4 | Социальное воспитание уважения к семье, семейным ценностям; формирование и отработка навыков самообслуживания и ориентировки в быту; формирование знаний о профессиях; воспитание трудолюбия. | 11 |
5 | Общеинтеллектуальное (коррекционно-развивающее занятия) 1 раз в неделю | 34 |
итого | | 44+34=78 |
Список литературы
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г №28.
Действующим законодательством Российской Федерации по Курганской области Департамента образования и науки.
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (письмо МИНОБРНАУКИ России от 11.03.2016г. № ВК-452/07);
Локальные акты образовательного учреждения.
Календарно - тематический план
№ п/п | Мероприятие (форма проведения, название) | Направление | Количество часов | дата |
план | факт |
| Праздничная линейка «Здравствуй школа, здравствуй друг, сколько нового» | Общекультурное | 1 | 01.09 | |
| Классный час «Где доброта, там и красота» | Духовно - нравственное | 1 | 10.09 | |
| Классный час «Сохраним свое здоровье» | Спортивно - оздоровительное | 1 | 17.09 | |
| Акция «Голубь Мира» | Духовно - нравственное | 1 | 24.09 | |
| Классный час «Сохраняем свое здоровье» | Спортивно - оздоровительное | 1 | 08.10 | |
| Подготовка учащихся к выставке поделок из природного материала «Краски осени» | Социальное | 1 | 12.10 | |
| Экскурсия на тему «Осенние изменения в природе» | Социальное | 1 | 14.10 | |
| Экскурсия на тему «В гости к Осени» | Социальное | 1 | 22.10 | |
| Классный час «Посуда и столовые приборы» | Социальное | 1 | 29.10 | |
| Информационный час «Мой дом - моя крепость» | Духовно - нравственное | 1 | 12.11 | |
| Классный час «Мыло, щётка и вода - наши лучшие друзья» | Общекультурное | 1 | 19.11 | |
| Творческий конкурс ко Дню Матери «Мамины руки» | Социальное | 1 | 24.11 | |
| Конкурс рисунков «Рисуем любимых мам». | Социальное | 1 | 26.11 | |
| Экскурсия по городу (совместно с родителем) «Прикоснуться к вечному» | Духовно - нравственное | 1 | 03.12 | |
| Конкурс совместного творчества «Волшебные снежинки» | Социальное | 1 | 10.12 | |
| Игра «Мы веселые ребята, быть здоровыми хотим» | Спортивно - оздоровительное | 1 | 17.12 | |
| Праздник «Новый год» | Общекультурное | 1 | 24.12 | |
| Разучивание игр во время перемены «Весёлые переменки» | Спортивно - оздоровительное | 1 | 14.01 | |
| Творческий конкурс «Чудо-снеговик» | Социальное | 1 | 18.01 | |
| Внеклассное мероприятие "Путешествие по солнечной системе". | Духовно - нравственное | | 21.01 | |
| Внеклассное мероприятие "Семья-это то, что всегда рядом!" | Духовно - нравственное | 1 | 25.01 | |
| Разговорные минутки «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» | Спортивно - оздоровительное | 1 | 28.01 | |
| Творческий конкурс «Зимние забавы для здоровья» | Социальное | 1 | 04.02 | |
| Просмотр видеофильмов военно-патриотической тематики. | Духовно - нравственное | 1 | 05.02 | |
| Фотоконкурс «Моя малая Родина» (К месячнику оборонно-массовой и спортивной работы) | Духовно - нравственное | 1 | 10.02 | |
| Круглый стол «Наша малая Родина» | Духовно- нравственное | 1 | 18.02 | |
| Беседа с элементами игры с детьми «23 февраля - День Защитников Отечества» | Общекультурное | 1 | 22.02 | |
| Художественное занятие «Мое настроение» | Социальное | 1 | 25.02 | |
| Подготовка к 8 марта (изготовление поделок) | Общекультурное | 1 | 02.03 | |
| Общешкольное мероприятие «Масленица» | Общекультурное | 1 | 03.03 | |
| Классный час «Женский день – 8 Марта» | Общекультурное | 1 | 04.03 | |
| Инструктажи «Безопасное поведение во время каникул» | Спортивно- оздоровительное | 1 | 11.03 | |
| Викторина «Виды спорта!» | Спортивно- оздоровительное | 1 | 18.03 | |
| Из истории праздника «1 апреля» | Общекультурное | 1 | 31.03 | |
| Устный журнал «Чистота в твоем доме, поможет оставаться здоровым» | Спортивно-оздоровительное | 1 | 08.04 | |
| Изготовление украшений к празднику Пасхи. | Духовно- нравственное | 1 | 15.04. | |
| Практическое занятие «Личная гигиена школьника» | Спортивно-оздоровительное | 1 | 22.04 | |
| Диспут «Я - неповторимый человек» | Общекультурное | 1 | 29.04 | |
| Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | Спортивно - оздоровительное | 1 | 06.05 | |
| День Улыбок. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе еще не раз вернется» | Общекультурное | 1 | 09.11 | |
| Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков. | Социальное | 1 | 13.05 | |
| Мой домашний любимец. Мини-проект. | Духовно- нравственное | 1 | 20.05 | |
| Внеклассное мероприятие «Окончание учебного года» | Общекультурное | 1 | 26.05 | |
| Инструктажи «Правила поведения во время каникул» (правила поведения на водоёмах, ПДД, правила пожарной безопасности, «Если ты один дома» и т.д.) | Спортивно- оздоровительное | 1 | 27.05 | |
| Итого часов | 44 |
11