СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы и правила взаимного сотрудничества семьи и школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете. Как найти общий язык с родителями воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Принципы и правила взаимного сотрудничества семьи и школы»



Принципы и правила взаимного сотрудничества

семьи и школы

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский




Как организовать деловое сотрудничество с родителями ученика? Как включиться в жизнь его семьи?





Принцип согласия. (Прежде, чем плыть, договоримся на берегу)

 — исходный принцип, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

«Согласие» — это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ре­бенка.

…Этико-психологические основания реализации принципа согласия — забота о максимальном развитии ребенка. Школа берет на себя ответственность, а родители обязуются содействовать физическому и духовному развитию ребенка согласно профессиональным педагоги­ческим рекомендациям, исходящим от школы.

Принцип сопряжения. (Если хотим доплыть, гребем в одну сторону)

-благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

Школьное восприятие ребенка не совпадает с восприятием его как представителя семьи и носителя семейных от­ношений. Любящий сын и нежный внук в школе ведет себя как отъяв­ленный грубиян; замечательная ученица, гордость и надежда школы оказывается эгоистичной и жестокой по отношению к родителям. Та­кие истории нередко пересказываются педагогами.

Принцип сопряжения указывает на возможное противоречие меж­ду двумя сферами воспитания и на необходимость приводить в неко­торое соответствие организацию жизни ребенка в этих сферах. Акт воспитательного воздействия в школе и семье должен сохранять свои принципиальные черты, так чтобы его продуктом всегда было восхож­дение ребенка вверх по лестнице культуры человечества.



Принцип «сопереживание» (скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов) 

уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии. 

Принцип сопереживания объединяет, сплачивает, поселяет взаим­ное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Этот принцип целиком обусловлен способностью педагогов мысленно становиться в положение другого человека и проживать радости и горести, трудно­сти и успехи этого человека как свои собственные. Что же касается родителей, то следует говорить о присущей им при­родной способности сопереживать своему ребенку, однако нельзя ут­верждать, что их столь же волнует ребенок вообще и тем более все дети школы. Нельзя утверждать достоверно, что их волнует судьба товари­щей их чада.

…Ключом воплощения данного принципа становится отклик на со­бытие, публично выраженное отношение к происшедшему, будь это масштаб школы, семьи, страны, мира.

Принцип сопричастности ( в общем плавании разделим полномочия)

взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в воспитании детей . Все, что происходит с ребенком в семье или школе, сказывается на его личностном формировании. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, и вовремя оказываться помощь. Эта помощь имеет свои неповторимые виды и формы. Иногда помощь ребенку заключается в том, чтобы, зная об его оплошности, нечаянном проступке, никому не сказать, а посодейство­вать исправлению последствий. Порой помощь в том, чтобы встать на защиту ребенка, не позволяя его обижать. Но помощь оказывается и в том, чтобы накормить ребенка или починить ему порванную одежду. Когда оказывается помощь, ребенок чувствует, что он небезразличен людям, что его замечают, хотят добра, что вокруг него есть люди, что рядом с ним — другой Человек. Быть сопричастным — взять на себя часть происходящего с ребен­ком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте.

«Сопричастность» — это проявление взаимного заинтересованного отноше­ния к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для его развития.

Принцип содеянности. (Доплывем, если объединим усилия)

-допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в одном деле с детьми. В альянсе «школа — семья» практическая деятельность тоже имеет место. Родители вместе с детьми и педагогами, или родители вместе с педагогическим коллективом организуют какое-то педагогически значимое дело, которое не под силу одному из партнеров. Внешне это простое явление: собрались, организовали работу, приложили усилия, достигли желаемого — в итоге внесли изменения в жизнедеятельность школьника.

И здесь интересы школьника лежат в основе. Дело организуется как элемент воспитания. Более того, дело осуществляется вместе даже не потому, что его трудно одному исполнить,а потому, что совместная деятельность, доступная детскому зрительному восприятию, сохраняющая свою материализованную форму в виде предметного результата, чрезвычайно важна ребенку для его развития. И вот почему.

В сознании ребенка сферы «семья» и «школа» изолированно представлены и независимо, на его взгляд, существуют друг от друга. Он не фиксирует взаимные скрытые влияния, не осознает единой направленности воспитательных воздействий, хотя, разумеется, подвластен им и проживает психологическую комфортность при единстве воспитательных воздействий. Когда же педагоги и родители вдруг предстают перед его сознанием как два равных субъекта (человек, взрослый, граж­данин, товарищ, мне дорогие люди), в сознании происходит смещение этих доселе автономных сфер, и изолированность разрушается. А все это очень важно для процесса становления его общественного сознания: он вдруг явственно воспринимает образ «общества», а себя самого видит помещенным в эту новую и широкую сферу — общество.


Несколько правил при работе с родителями :

1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

2.  Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от педагога нечего скрывать.

3.  Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).

4.  Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

5.  В общении с родителями должна быть доброжелательность, внимательность, тактичность, требовательность.

6.  Помни правило: ребенок - главная цель общения.


Сотрудничество семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка в школе. Школа ставит перед собой много задач:

-воспитательные,

-учебные и

- просветительские.

Школа и  педагоги должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким,  какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни.


Воспитатель:Прокопова Ирина Петровна





















ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Прокоповой И. П.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от умения педагогов организовать продуктивное взаимодействие с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Родители могут оказать неоценимую помощь своему ребенку в развитии сильных сторон личности и коррекции отклонений. К сожалению, многие семьи не могут самостоятельно определить перспективы развития своих детей, консолидировать свои усилия. Общеизвестно, что типы семейного воспитания разнообразны, но в общих чертах отклоняются в сторону гипоопеки или гиперопеки. То и иное проявление одинаково вредно для развития ребенка.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что большая ответственность лежит на педагогах школы за организацию продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников. Я работаю в специальной (коррекционной) школе-интернате более двух лет. За эти годы сформировала свое видение роли воспитателя в организации взаимодействия семьи и школы. Именно воспитатель имеет возможность хорошо изучить воспитательные ресурсы каждой семьи, познакомиться с ближайшим социальным окружением каждого своего воспитанника. Главное делать это максимально корректно, не разглашая частную информацию о семье, всегда исходить из интересов ребенка. У воспитателя есть уникальная возможность работать с детьми с первого класса до выпуска из школы. Постепенно и родители и дети будут доверять воспитателю все больше и больше, а значит и взаимодействие семьи и школы будет более эффективным.

В своей работе я использую традиционные формы:

• участвую в родительских собраниях;

• провожу консультации для родителей;

• организую индивидуальные беседы;

• рейды в семьи воспитанников;

• приглашаю родителей на воспитательские занятия.

Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как вовлечение родителей в коллективные дела группы и класса. Дети с ОВЗ часто не могут довести до конца творческие работы. Иногда им не хватает волевых усилий, развития мелкой моторики и ручных навыков. В таких случаях я обращалась за помощью к родителям. Катя Ф. вместе с мамой доделывала раскраски, а папа Саши О. прикрепил стенд, дети нашей группы его оформили, отец Матвея Б. изготовил поддон для поделок. Общие коллективные творческие дела не только позволяют получить красивую работу на выставку, но и сплачивают взаимоотношения между детьми и родителями, родителями и школой. Воспитанники испытывают чувство гордости за своих мам и пап, а родители радуются успехам своих детей. Каждую осень мы участвуем в традиционной выставке. Дети приносят «чудо-овощи», которые всей семьей растили в садах и огородах, делаем поделки из даров осени.

Когда я начинала работу воспитателем, большой сложностью для меня была работа с семьями детей, проживающих за пределами города. Эти дети традиционно с понедельника по субботу проживали в интернате школы. Однако я знала, что уменьшать роль семьи в полноценном воспитании этих детей нельзя. На протяжении последнего десятилетия значение информационных технологий в нашем обществе возросло. Сначала для постоянной связи с родителями, «дальних» детей я использовала мобильную телефонную связь, а с этого года и Интернет. Некоторые родители имеют адреса электронной почты, что помогает держать их в курсе дел детей, рассылать объявления и просьбы.

В любое удобное время можно отправить сообщение родителям с приглашением на школьный концерт, и даже отправить ссылку на видеоролик с выступлением ребенка, или с фотографиями воспитательских мероприятий, школьных выставок и концертов. Хорошим помощником в налаживании дистанционного взаимодействия с семьей является программа «Скайп». Она позволяет не только сделать бесплатный звонок, написать сообщение, но и провести бесплатную дистанционную консультацию для родителей, объединив их в группу.

Конечно, моя информационная культура ещё недостаточно высока, но уже и этот небольшой опыт работы позволяет сделать вывод, что дистанционные технологии входят не только в практику обучения детей, но и в практику организации продуктивного взаимодействия с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, помогают отслеживать судьбы воспитанников, проживающих в удаленных местностях.

октябрь 2018г.


































Воспитатель: Прокопова И.П.

Принципы и правила взаимного сотрудничества

семьи и школы

«Семья и школа - это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа".

Л. Кассиль

Успех воспитания обучающихся с отклонениями в развитии во многом определяется системностью и согласованностью работы школы и семьи. Вся работа должна быть направлена на развитие личностных качеств детей, коррекция недостатков развития с опорой на сохранные стороны личности, поиск оптимальных условий и средств воспитательного воздействия. В этой связи возникает потребность совершенствования семейного воспитания.

Главной задачей воспитателя является организация системы работы с родителями. 

Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет понимать и принимать общечеловеческие ценности, успешно социализироваться. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе.

Семья, родители являются основными воспитателями нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Школа призвана помочь семье в воспитании детей, и основная главная роль отводится воспитателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений воспитателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны.

Основная и главная задача воспитателя - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Работать с родителями обучающихся с отклонениями в развитии, гораздо сложнее, необходим индивидуальный подход, ряд специальных рекомендаций по поводу воспитания детей. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Работая с родителями, давая оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. в этих оценках должна соблюдаться корректность и мера.

 Здесь надо помнить: оценивай конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка - даёшь оценку и родителям. На публичных собраниях не допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы, в индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики обучающегося, раскрывая волнующую проблему и вместе с родителями искать пути её решения. "Золотое правило”: относись к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательным учреждением и семьей в целом.

Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Задача воспитателя-совершенствование семейного воспитания и повышение педагогической культуры родителей.

Взаимодействие воспитателя и семьи

Включение семьи в деятельность воспитательной системы класса, школы основано на:

  • Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

  • Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

  • Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (педагога и родителей);

  • Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Главное в деятельности воспитателя - создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности обучающегося, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Критерии эффективности работы воспитателя - это сформированность положительного отношения со стороны родителей к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу. Результатом работы с родителями должен быть:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей - знание принципов коррекционной работы в школе

  • реализация личностно-профессионального роста педагогов

  • раскрытие личностного потенциала обучающихся в воспитательной системе школы

Уровни воспитательного потенциала обуславливают основные направления в работе с родителями. Семьи с высоким потенциалом в основном составляют родительский актив класса. Главной задачей в работе с данной группой родителей - привлечь их к активному участию в воспитательной работе класса, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом, использовать передовой опыт педагогического воспитания детей, накопленный в этих семьях. В этих семьях, уважающих детей, наиболее благополучные для воспитания условия.

Формы взаимодействия с родителями

Одним из путей достижения результатов в работе с родителями является объединение их в сплоченный коллектив.

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Наиболее распространенные коллективные формы коррекционно-воспитательного воздействия:

  • родительское собрание;

  • диспут-размышление по проблеме воспитания;

  • встреча родителей с администрацией школы;

  • дни открытых дверей и. т.д.

Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:

Например:

  • родители, которые взяли детей под опеку;

  • родители, решающие какие-либо проблемы в классе;

  • родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;

  • родители, которые воспитывают только девочек или мальчиков;

  • родители, воспитывающие одного ребенка или наоборот - много детей и. т.д.

Трудно привлекать родителей к школе. Поэтому есть выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино обучающихся, родителей и педагогов.

Во-первых, необходимо познакомиться с родителями заранее. Знать социальное положение семьи, условия проживания ребенка и уровень подготовленности самого ребенка к школе, индивидуальные особенности каждого ребёнка. Стараться приблизить каждую семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь. Одной из важных форм установления контактов является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся. Необходимость обучения обучающихся в этом типе заведения и формируя у них положительное отношение к школе, использует различные средства просвещения: знакомство со школой, посещение родителями уроков педагогов, выставок творческих работ, общешкольных праздников. Практика показывает, что после посещения родителями школы большинство родителей не остаются равнодушными к ней. Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, у них возникает чувство благодарности школе, укрепляется вера в возможности детей.

Родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы.

Темы должны быть конкретными:

«Коррекция отклоняющегося поведения у подростков», «Роль матери (отца) в воспитании детей», «Отцы и дети», «Конфликты и пути их разрешения» и т.д.

Родительские собрания нужны:

  1. для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае воспитателю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

  2. как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах; - для ознакомления родителей с анализом успеваемости посещаемости с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал "без жареных фактов", фамилий родителей и детей;

  3. как консультативные по вопросам воспитания детей в семье, пропаганда специальных знаний. Часто на собрания приглашаю психолога, социального педагога, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это - консультации, а не претензии к родителям;

  4. как экстренные чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помощь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

  5. совместные с обучающимися обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.п.);

  6. как показ "товара лицом", когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

Классные собрания проводятся, как правило, после окончания учебной четверти, года и разговор педагога с родителями сводится к обзору успехов и неудач учащихся. Обычно на собрания приходят те родители, чьи дети старательны и добросовестны, и не приходят те, кто боится услышать неприятные для себя замечания учителя. Классные собрания можно сделать более привлекательными для родителей, если, например, рассказывать, что проходят дети, в чем они испытывают трудности, кто на каком уровне овладел материалом. Можно информировать родителей о материале, который будет изучаться в следующей четверти, о том какими видами заданий должны овладеть дети, как им помогать. Можно познакомить родителей с учебными книгами, показать, как дети работают с ними. Родителям не безразлично, какая внеклассная работа проводится в классе. Им интересно узнать, какие планируются экскурсии, какова их цель, какие спектакли увидят дети и в каких поучаствуют и т. д.

В отдельных случаях нельзя не сказать об особых трудностях поведения или усвоения материала, но с родителями таких учеников учитель должен поговорить наедине, после собрания.

Подготовка собрания:

  • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;

  • уточнить регламент, продумать ход собрания;

  • разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;

  • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;

  • продумать выставочный или информационный материал;

  • определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;

  • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.

Основные элементы подготовки собрания родителей:

  1. Выбор темы собрания.

  2. Определение целей родительского собрания.

  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

  4. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

  5. Приглашение родителей и других участников собрания.

  6. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

  7. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Правила поведения на родительском собрании:

  1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

  2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.

  3. Дать понимание, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.

  4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

  5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

  6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих, детей с девиантным поведением уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания:

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.

  4. Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.

  5. Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.

  6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.)

  7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не "Катина мама".

  8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

  9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе - это мощный стимул для творческой работы педагога, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия.

Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической. Последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота - сделать так, чтобы семья положительно влияла на обучающегося. А это не простое дело, требующее много сил, времени и терпения.

Индивидуальная форма работы.

Индивидуальная работа с родителями будет успешной в том случае, если педагог хорошо знает, как и чем живет семья. Хотя бы один раз в году, если есть такая возможность, педагог посещает семью каждого из своих учеников. Его интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, педагог не сможет оказать ученику необходимой поддержки.

Приведем такой пример. В класс поступила новая ученица, бледненькая, худенькая. Прошло несколько дней, и у нее на занятиях случился обморок. Школьный врач установил, что это следствие недоедания. Когда же педагог побывал в семье, оказалось, что дом — полная чаша (мебель, хрусталь, телевизор черно-белый, телевизор цветной). Родители имели хороший заработок, считали обязательным иметь престижные вещи. Но наладить в семье горячее питание, проследить за тем, что ест дочь, им не приходило в голову.

Другой случай. Мальчик был всегда опрятен, все необходимое у него было. Посетив семью, учитель обнаружил крайнюю бедность. Семья состояла из бабушки, которая поучала маленькую пенсию, мамы — нянечки в детском саду и мальчика, на которого мать не получала даже алиментов. Ещё один пример. В школе знали, что ученик живет с родителями, маленьким братишкой и бабушкой в отдельной квартире. Оказалось, же, что у мамы новый муж, который и является отцом младшего братишки. Родной отец и его мать живут в этой же квартире, в соседней комнате, причем оба спившиеся алкоголики. Нетрудно представить, какая жизнь у ребенка в этих условиях.

Приходя в семью ученика, знакомясь с условиями, в которых протекает домашняя жизнь школьника, педагог узнает, кем и где работают члены семьи, чем интересуются, как любят проводить, время, какой в семье достаток. В домашней обстановке, иногда за чашкой чая, в дружеской беседе люди становятся откровеннее. Рассказывая подробности своей жизни, вспоминая судьбы родственников, приводя некоторые подробности развития ребенка, они раскрывают то, о чем, может быть, не говорит на МПК, в беседе со школьным врачом и что так важно для установления точного диагноза ребенка. Педагог вспомогательной школы знает, как часто родители скрывают истинную причину состояния своего ребенка, особенно если это относится к наследственным заболеваниям.

Беседа с родителями должна быть неторопливой, спокойной и проходить в атмосфере доверия. Родители заранее предупреждаются о приходе. Они готовятся к встрече, наводят в доме порядок, иначе они будут застигнуты врасплох, что вызовет неприязнь к педагогу. Нельзя приходить в дом к учащимся с плохими вестями, с жалобами, по горячим следам каких-то неприятных событий. Встреча должны быть дружеской.

Педагог может пригласить родителей в школу. Однако не всегда возможно создать для встречи необходимую обстановку: нет удобного места, нет достаточного времени, неотложные дела не позволяют учителю вести спокойную беседу. Часто приход родителей в школу бывает вынужденным: их вызывают, чтобы пожаловаться на ребенка. Такие жалобы — свидетельство педагогической беспомощности. Многие умственно отсталые дети совершают проступки под воздействием мгновенной эмоции, импульсивно. Чаще всего возбуждение ребенка бывает спровоцировано обстоятельствами, и если не изменить обстановку усилиями педагога, происходит срыв в поведении. Жалобы родителям ни к чему не приведут, просто нужно быть постоянно с детьми и уметь вовремя разрядить ситуацию, принимающую неприятный оборот, вызывающую напряжение.

Приходя в дом, мы невольно знакомимся с соседями учащегося по квартире, по подъезду. Не сообщая ничего порочащего о своем ученике, мы можем узнать мнение соседей о семье ученика.

Родителей лучше приглашать в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Ребенок участвует в театральной постановке, ему нужен костюм, надо помочь его изготовить, поучить с ним слова роли и т. д.

В школах-интернатах много специфических сложностей в работе с родителями. Если они находятся в другом поселке, городе, между педагогом и родителями должна быть налажена переписка или телефонные звонки. Педагог вместе с учеником может поздравить его родителей с праздниками, или с днем рождения, вместе с ребенком решает, что сообщить о жизни, учебе в школе. Многие из них не умеют свободно излагать мысли. Поэтому при личной встрече необходимо, во-первых, заручиться обещанием родителей отвечать на телефонные звонки или переписку, во-вторых, научить их пользоваться при ответе вопросами учителя.

Работа с родительским активом.

Обычно родители, многие из которых владеют различными рабочими специальностями, не отказываются помочь школе в ремонте помещений, мебели. Их помощь можно использовать при осуществлении профориентационной работы. Например, выпускники вспомогательной школы часто идут в строительные ПТУ и овладевают специальностями маляра, штукатура и т. д. Родителей, имеющих профессию, доступную выпускникам вспомогательной школы, следует попросить продемонстрировать перед учащимися свои практические умения, выступить с рассказами о профессии (если они не смогут это сделать, то с сообщением выступит учитель).

Родители умственно отсталых не всегда могут поговорить с детьми, обсудить случившееся, рассказать о просмотренном по телевизору фильме, растолковать непонятное. Но в каждом классе среди родителей есть хотя бы 1-2 человека, которые умеют говорить с детьми, могут с ними обсуждать фильмы, спортивные соревнования и если они регулярно бывают в школе, то таких родителей также надо выделить, объяснить им, что существует особая необходимость в вовлечении детей в обсуждение известных им событий.

Каждый из родителей рад оказать посильную помощь школе, тем более, если он чувствует, что эта помощь нужна и за нее благодарны педагоги и учащиеся. На общешкольном родительском собрании, на торжественной линейке, возможно, отметить участие родителей в общей работе, поблагодарить их в присутствии детей. Таким образом, не только укрепляется дружба школы с родителями, но и улучшаются отношения в семье, становятся более уважительными, теплыми.


Октябрь 2018г.















































Воспитатель: Прокопова И.П.

Принципы и правила взаимного сотрудничества семьи и школы.

Как организовать деловое сотрудничество с родителями ученика? Как включиться в жизнь его семьи?

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами в этом направлении являются сплочению силы, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Трудности в работе с родителями были и есть: не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями.

Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности.

Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Задача педагога - сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.

Важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов, чтобы в коллективе детей и родителей была атмосфера добра, взаимопонимания и доверия.

Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы педагога с родителями.

  • Во первых педагог должен хорошо знать всех родителей класса, учитывать индивидуальные особенности всех членов каждой семьи.

  • Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

  • Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

  • Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия с семьей. Она должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

  • Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходили бы «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.).

  • Родители могут положительно повлиять на успех детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

  • Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

  • Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

  • Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.

Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

2018-2019уч.г.































Принципы взаимодействия семьи и школы. Принцип – это основополагающее правило.

  1. Принцип - согласия,  социального  партнерства. (Прежде, чем плыть, договоримся на берегу)

 Этот  принцип  означает: 

  • формирование  общего  воспитательного  «поля»  вокруг  ребенка,  обеспечивающего  согласованность  действий  родителей  и  педагогов;

  • взаимную  договоренность  между  родителями  и  педагогами  об  основах  воспитания  школьника;

  • эмоциональный  отклик  на  события,  происходящие  как  со  школьником,  так  и  с  семьями  отдельных  учеников;

  • единство  требований  и  стиля  отношения  к  ребенку;

  • взаимное  оповещение  о  значимых  событиях  в  жизни  ребенка;

  • исполнение  просьбы  педагогов  со  стороны  семьи  и  исполнение  просьбы  родителей  в  адрес  учителей,  оказание  взаимных  услуг;

  • совместную  деятельность  педагога,  детей  и  родителей.

2.Принцип  диалог. (Если хотим доплыть, гребем в одну сторону)

Взаимное  доверие  и  уважение,  поддержку  и  помощь,  ответственность  по  отношению  друг  к  другу,  восприятие  родителей  как  субъектов  со  своими  интересами,  потребностями,  своей  позицией. 

3.Принцип  гуманизации. (Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов) 

Он предполагает: 

  • опору  на  положительные  качества  родителей  и  детей;

  • учет  своеобразия  условий  жизни  каждой  семьи,  возраста  родителей,  уровня  подготовленности  в  вопросах  воспитания;

  • доверие  к  воспитательным  возможностям  родителей;

  • недопустимость  неосторожного  вмешательства  в  жизнь  семьи;

  • опору  на  сильные  стороны  семейного  воспитания,  ориентация  на  успешное  развитие  личности.

4. Принцип ориентации на нормы и ценности родителей. педагог ориентируется на нормы и ценности родителей, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить родителям  быть искренними  и открытыми.

-- Виды взаимодействия--

Психолого-педагогическая диагностика. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ре­бенком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности. При этом педагог ис­пользует комплекс традиционных методов психолого-педагогичес­кой диагностики (анкетирование, опросы, тесты и т.д.).

Однако в исследовании семьи есть свои особенности. / Во-пер­вых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если по­лучен результат на предыдущем. / Необходимость в диагностике воз­никает, если отмечаются нарушения в поведении ребенка, причи­нами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребенка.

В. А. Сухомлинский

Основные принципы, на которых базируется процесс формирования сотруднических отношений между педагогами и семьей:

принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей;

принцип социального партнерства;

принцип полилога;

принцип гуманизации.

Первый принцип -- обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Особенности взаимодействия родителей и школы таковы, что, как правило, школа ассоциируется у родителей с опасностью, тревогой и чувством вины. Важно понимать, что, находясь в этих состояниях, родитель закрыт для конструктивного сотрудничества, все его душевные силы уходят на обеспечение психологических защит. Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред. Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой «большинство участников имеют положительное отношение к ней и которая характеризуется высокими показателями индексов удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия - неуважения, недоброжелательного отношения, неприятия, критики, публичного оскорбления, унижения достоинства, обвинений, угроз, игнорирования, изоляции, чрезмерных требований и принуждения -- и психологической травмы» [10, с. 335--336]. Реализация этого принципа требует:

создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу;

взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

возможность обменяться мнениями, переключиться, пошутить;

внимание к просьбам и предложениям со стороны родителей;

способность к оказанию психологической поддержки.

Второй принцип -- принцип социального партнерства. Этот принцип означает:

формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;

взаимную договоренность между родителями и педагогами об основах воспитания школьника;

единство требований и стиля отношения к ребенку;

взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребенка;

совместную деятельность педагога, детей и родителей.

Третий принцип -- принцип полилога. Одним из базовых принципов взаимодействия семьи и школы является принцип субъект-субъктного, полилогического, партнерского общения. Данный принцип предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией. Г.Л. Бардиер полагает, что взаимодействие с родителями наиболее точно отражается формулой «Мы вместе помогаем детям» [16, с. 20]. Очень важно, чтобы учитель в процессе общения с родителями поддерживал трансакции «Взрослый-Взрослый», и, в частности, избегал фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо», «на Вашем месте я бы…», «если Вы не примите меры, то…». Важно помнить, что у каждого родителя есть собственный жизненный опыт, к которому он может апеллировать, есть право на собственное мнение и задача педагога, придерживаясь принципа безоценочности, понять и принять услышанное.

Четвертый принцип -- принцип гуманизации во взаимодействии с семьей, что предполагает:

опору на положительные качества родителей и детей;

осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей;

доверие к воспитательным возможностям родителей;

недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;

Таким образом, выделенные принципы взаимодействия семьи и школы позволяют осуществлять педагогическую деятельность, направленную на установление сотруднических отношений педагогов и родителей более эффективно и только их целостное применение будет способствовать успешному достижению поставленных целей.





























Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…

Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.


В. А. Сухомлинский



(Цитаты из работы:.Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - М.,2005. С.298-314 )



«Педагогический треугольник» (педагог – ученик – родитель) возникает с момента, когда ребёнок поступает образовательное учреждение. От того как складываются отношения между педагогом, ребёнком и родителями зависят достижения в воспитании и развитии ребёнка.

В группе 1-4 класса по списку числится 15 детей. 11 детей с понедельника по субботу проживают в школе. Семьи наших воспитанников все разные не только по уровню достатка, но и по уровню педагогической культуры. Некоторые родители бывшие наши ученики, которые всё чаще уклоняются от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать так, чтобы сотрудничество стало плодотворным? Какие эффективные формы взаимодействия выбрать?



Индивидуальные беседы и консультации проводятся с родителями, когда они забирают детей на выходные или привозят их в школу. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка. Индивидуальные беседы могут быть тематическими, например, перед каникулами с родителями проводятся беседы о том, как организовать отдых ребёнка на каникулах, родители знакомятся с памятками о сохранности жизни и здоровья ребёнка в период каникул.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Мама Белышева Саши по средам прозванивает и интересуется школьными успехами, успехами в складывании фигурок из бумаги.

В школе проводятся праздники, концерты. После посещения этих мероприятий большинство родителей не остаются равнодушными. Такая форма работы с родителями даёт им возможность увидеть успехи своих детей. После Новогоднего утренника, на котором Витя солировал с куплетом из песни «Снежиника» мама Бочарникова Вити решила водить его на занятия вокального кружка в цент внешкольной работы «Досуг».

Выставки детских работ являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

Все дети занимаются в кружке «Оригами» и на стенде в классе выставлены их работы, любой родитель может увидеть работы своего ребёнка.

Совместная деятельность родителей и детей предполагает не только изготовление конкретных поделок дома, чтение книг, просмотр телепередач, но и помощь по хозяйству. Ребята не только приобретают конкретные трудовые навыки, но и учатся общению вне школы. Например, Силаков Андрей интересовался динозаврами, откуда появились и куда исчезли. Вместе с мамой они посмотрели фильм «Жизнь динозавров», любопытство мальчика было удовлетворено. Скоро в школе будет проходить конкурс на лучшую кормушку, попросили детей, чтобы они вместе с взрослыми сделали кормушку, ждём откликнутся ли взрослые на эту затею.

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

ПРИНЦИП СОГЛАШЕНИЯ

Соглашение — это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ребенка.

Осуществляется этот принцип путем метода договора. Он ключевой и состоит из проведения предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств. Дискуссия присутствует в любых формах достижения обоюдного согласия. Общим итогом реализации принципа согласия явится единая воспитательная позиция школы и семьи по отношению к ребенку, облегчающая ему вхождение в культуру, поддерживающая его в преодолении противоречий роста и развития человека в контексте социальной жизни.

Предостережением служит следующее: не надо добиваться полного и единого согласия с родителями, пусть остается место для заключения консенсуса как способа выражения уважения партнера, это, к тому же, предотвратит скороспелое восприятие союза как сговора против детей.

Формы взаимодействия классного руководителя с семьей 
в целях реализации принципа соглашения

Перечисление их условно при многообразии конкретных обстоятельств, конкретных социальных условий семьи и общего уровня профессионализма педагогов.

  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ ШКОЛЫ (общая характеристика школы, с ее историей, целями, традициями, достижениями, результатами, видами деятельности, характерными чертами учащихся, профессионализмом педагогов).

  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОДЕКСОМ ШКОЛЫ (КРЕДО ШКОЛЫ) (устное и письменное представление текста, отражающего основы школьной жизни и образ достойного человека данной школы).

  • РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (деловое обсуждение организации образовательного процесса и меры достижения поставленных школой и родителями задач).

  • ОТКРЫТЫЙ ДЕНЬ ШКОЛЫ (посещение родителями учебных и внеклассных занятий детей в школе, организация творческих работ детей).

  • РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ (организация курса научно-популярных лекций по педагогике, психологии, гигиене, этике).

  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (регулярные сообщения о мероприятиях в школе и событиях особой важности, а также записки от педагога с сообщением о текущих успехах ребенка).

  • КРУГЛЫЙ СТОЛ (совместное обсуждение вопроса, касающегося воспитания личности и организации образовательного процесса в школе, а также устоев семейной жизни).

  • РОДИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ (группа родителей, избранная общим собранием для постоянной связи школьной администрации, педагогов с родителями; заседание группы родителей, решающих какой-то проблемный вопрос школьной жизни).

  • ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ (встреча педагогов и родителей, содержанием которой является обмен вопросами по проблеме организации образовательного процесса в школе и личностного развития детей).

  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ, КНИГИ (письменная и устная форма рекомендации просмотра или прочтения для осмысления проблем воспитания детей).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь? 
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?

Если хотим доплыть, гребем в одну сторону.

ПРИНЦИП СОПРЯЖЕНИЯ

У школы есть возможности воспитательного влияния на семейную среду, продуманного психологического корректирования семейных отношений, которые бы могли инициировать самые положительные проявления ребенка. Однако, опыт показывает, что семья не переносит прямые открытые указания, грубые инструкции и административные распоряжения педагогической помощи, отвергает добрые советы априори, видя в них посягательство на независимость и неприкосновенность семьи. Сопрягать влияние школы и влияние семьи крайне необходимо во имя наивысших достижений ребенка в его развитии.

Сопряжение — согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Прямое (непосредственное) влияние позволяет педагогу воздействовать на родителей, оснащая их приемами и формами воспитания, давая рекомендации относительно правильного взаимодействия с собственными детьми. Но это прямое влияние не позволяет выходить на семейные отношения, потому что все равно родители не позволят педагогу что-либо менять в их привычном маленьком мире. Потенциальное сопротивление актуализируется в момент потенциально прямого воздействия. Функцией непосредственного влияния является рекомендация. Педагог советует, а родитель сам решает, выполнять данный совет или нет. Эта форма влияния не позволяет выйти нам на атмосферу семейных отношений, в то время как при опосредованном влиянии субъектом корректирующего воздействия выступает ребенок, а механизмом адекватной реакции на его воздействие является любовь к ребенку. И это обеспечивает относительную гарантированность педагогически сообразного изменения условий семейной жизни ребенка. Ключ для реализации принципа – предложение. Оно высказывается педагогами и родителями. Общим итогом сопряжения становится единое поле воспитательного пространства и гармонизация условий разрешения ребенком трудностей своего личностного роста.

Формы взаимодействия школы и семьи по реализации 
идеи сопряжения воспитательных усилий этих партнеров

  • ПОСЕЩЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ (открытые для родителей уроки в целях ознакомления с педагогическими требованиями школы к ученику).

  • КРУГЛЫЙ СТОЛ» (обсуждение единства и расхождений в устройстве жизни школы и семьи, разрешение возникающих противоречий).

  • ПРОСЬБЫ ПЕДАГОГА (письменные или устные, переданные через детей, указания на возможные способы улучшения условий или дополнительных средств для развития ребенка).

  • ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ (рисунки, поделки, домашние стенгазеты, домашние стихи, лабораторная работа в условиях домашней кухни).

  • СЕМЕЙНОЕ ИНТЕРВЬЮ (опрос всех членов семьи по какому-либо ценностному вопросу для сопоставления выявленного мнения со своим собственным).

  • СРАВНИТЕЛЫНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗВИТИЯ (конкретный вопрос по одной из личностных характеристик во временном аспекте: «вчера - сегодня», «было - стало»).

  • РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (список литературы для домашнего чтения).

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСТВА (список классических и современных произведений, подобранных библиотекарем школы).

  • ИНИЦИИРОВАННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О СВОЕМ ДЕТСТВЕ (устная или письменная форма либо путем вопросов поставленных детьми).

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ (по программе школьного психолога).

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЧАСТЬ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (по пособию об игровых методиках, на классных собраниях, на общешкольных собраниях, на специальных занятиях педагогического просвещения, а также на праздниках в форме веселого состязания).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь? 
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?

Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов.

ПРИНЦИП СОПЕРЕЖИВАНИЯ

Принцип сопереживания обеспечивает достаточное благоприятное самочувствие партнеров совместной деятельности, что важно в достижении высокой результативности планируемого общего дела.

Сопереживание — это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.

Принцип сопереживания объединяет, сплачивает, поселяет взаимное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Только его содержание не надо вульгаризировать, сводить к постоянному уверению друг друга в почтении. Практика воплощения его более сложная, чем элементарные двусторонние комплименты. Сопереживание организуется, инициируется педагогом, к сопереживанию приучается семь. Общим результатом принципа сопереживания становится благополучный социально-психологический климат школы и семьи, обеспечивающий максимально возможное личностное развитие ребенка.

Очень важно, чтобы «сентиментальная пена» не заменила истинного сочувствия человеку или группе людей; экспрессия может породить слезы, смех, ненависть, но это не всегда отражает глубокое понимание состояния души человека или обстоятельств жизни человека; следует учить детей (и родителей тоже) сдержанности в проявлении сочувствия, но — непременному искреннему и открытому сочувствию.

Формы взаимодействия педагогов с родителями адекватные принципу сопереживания

  • ПРИВЕТСТВИЯ (устные либо письменные послания в адрес родителей добрых пожеланий, обычно в связи с каким-либо событием).

  • ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРАЗДНИЧНЫЕ ИЛИ ПРИ ОСОБЫХ СО БЫТИЯХ (устные, переданные через детей, или письменные краткие поздравления перед праздником или при успехах детей).

  • СООБЩЕНИЯ ОБ УСПЕХАХ ДЕТЕЙ (краткое сообщение о состоянии индивидуальной деятельности ребенка).

  • СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ ТЕПЕРЬ И ЧТО УМЕЕМ» (сценическое представление для родителей творческого характера в качестве красивого рассказа об умениях, знаниях и новых отношениях, которые обрели дети за какой-то временной период).

  • ДОБРЫЙ РАЗГОВОР «А В НАШЕЙ СЕМЬЕ...» или «Я - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МОЕЙ СЕМЬИ» (проводится в малой группе, протекает как обмен между детьми своими отношениями к семье).

  • РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК (форма клубного отдыха с концертом, музыкой, сувенирами детей и для детей, с небольшим разговором на тему семейного воспитания, с участием детей).

  • РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ (только для родителей: обмен опытом семейного воспитания, обсуждение вопросов семейной жизни, проводится психологам или социальным работником).

  • ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТОРЖЕСТВЕННЫЙ АКТ (письменная или устная форма приглашения в связи с торжеством в школе).

  • СТЕНДОВАЯ ВЫСТАВКА «НАША РОДОСЛОВНАЯ» (составленные схемы семейной родословной выставляются для всеобщего обозрения перед собранием родителей либо в вестибюле школы).

  • ПОДАРКИ И СУВЕНИРЫ (изготовляются детьми, вручаются прямо в руки с приветствием и пожеланиями).

  • БАЛ ПОКОЛЕНИЙ (школьный вечер танцев, состоящий из трех частей: танцы бабушек и дедушек, танцы мам и пап, танцы сегодняшнего школьника).

  • СОСТЯЗАНИЕ «БАБУШКИНА КАША» (веселое приготовление каши разных сортов и видов разными бабушками, веселая дегустация, присуждение премий по разным номинациям).

  • ПРОФЕССИИ НАШИХ ЛЮБИМЫХ (рассказы приглашенных родителей о своих профессиях).

  • ОПОСРЕДОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ПОВОДУ ОБЩЕГО С ДЕТЬМИ ДЕЛА ИЛИ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ (просьба передать родителям мнение, суждение, самочувствие педагога или обобщение детьми по поводу чего-либо).

  • ПУБЛИЧНО ПРОВОЗГЛАШАЕМЫЕ ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ В АДРЕС СЕМЬИ (педагогическое провозглашение некоторых достоинств, свойственных некоторым семьям, - лучше общее и анонимное).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь? 
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?

В общем плавании разделим полномочия

ПРИНЦИП СОПРИЧАСТНОСТИ

Принцип сопричастности — принцип организационного порядка в его практическо-действенном выражении. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, необходимо вовремя оказывать помощь. Когда оказывается помощь, ребенок чувствует, что он небезразличен людям, что его замечают, хотят добра, что вокруг него есть люди, что рядом с ним — другой Человек.

Быть сопричастным — взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте. 

Расширенное толкование принципа сопричастности – сопричастность всему, что происходит в мире. Поэтому педагогически целесообразно вовлекать в такую сопричастность ребенка и его семью: произошло ли землетрясение, кто-то тяжело заболел, у кого-то юбилей, недостает ли книг для чтения всем ученикам, появился ли ученик из нищенской семьи, открыли вдруг новые источники энергии... — проявить сопричастность событиям мира — это выразить свое отношение, произвести акт помощи, внести улучшения условий, протянуть руку, оказать материальную помощь, выразить гражданскую волю.

Итогом воплощения этого принципа выступает совершенно неожиданное и удивительное качество детей — их открытостьбазирующаяся на опыте наблюдения взаимного уважения взрослых людей. Это качество позволит личности школьника свободно и полно выявлять свое «Я» в жизненных сферах своей жизни, где ему не будет страшно и где не надо будет ежемоментно примериваться постоянно к неожиданным противоречивым нормам, предъявляемым ему взрослыми: педагогами и родителями. Чтобы разрешать либо предварительно снимать возможную конфликтную ситуацию в практическом воплощении принципа сопричастности, достаточно четко определить полномочия школы и семьи, чтобы не допускалось излишнее вмешательство в автономный мир школы и в интимный мир семьи, однако при этом осуществлялась взаимная поддержка обоих партнеров.

Формы взаимодействия школы и семьи, олицетворяющие принцип сопричастности

  • ДЕЛОВАЯ ВСТРЕЧА (приглашение родителей для обсуждения одного вопроса с точно обозначенным сроком и длительностью беседы).

  • ОБСУЖДЕНИЕ ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» (сочетание делового и педагогического разговора при решении какой-то конкретной проблемы школы или семьи).

  • ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗНИКШИХ ПРОБЛЕМАХ (устное или письменное на карточках сообщение о некоторых затруднениях в школе в какой-то области школьной жизни).

  • БЮЛЛЕТЕНЬ «КОМУ-ТОПЛОХО-НУЖНАТВОЯПОМОЩЬ» (вывешивается в вестибюле перед приходом родителей).

  • СБОР МНЕНИЙ (анкетирование по определенному вопросу для выявления мнения перед предложением общего дела).

  • КОРЗИНА ДОМАШНИХ И ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (игровая форма сбора сведений о затруднениях родителей в воспитании детей).

  • КАЛЕНДАРЬ ВСЕХ НАШИХ ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ (составляется календарь с указаниями дней рождения всех родителей и детей, а также педагогов, вывешивается в классе).

  • РОДИТЕЛЬСКИЙ РЕЙД «ЧЕМ Я МОГУ ПОМОЧЬ?» (письменное или устное сообщение о жесткой надобности в свободных сильных руках, с указанием срока востребованности рабочих рук).

  • ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ТРУДА (разговор о значении профессионального труда в жизни человека).

  • ЮБИЛЕЙ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ (торжественное поздравление юбиляров как краткий акт выражения желания счастья Человеку).

  • ПРАЗДНИЧНАЯ ОТКРЫТКА СЕМЬЕ (посылается через детей от имени школы).

  • «КОНФЕРЕНЦИЯ ОТЦОВ» (выступления отцов по обмену мнениями и опытом в семейном воспитании).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь? 
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?

Доплывем, если объединим общие усилия

ПРИНЦИП СОДЕЯННОСТИ

Практическое дело всегда расценивается как главный критерий оценки отношений между субъектами. В деле отношение как бы опредмечивается, становясь осязаемым и даже измеримым.

Содеянность – реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка.

Родители вместе с детьми и педагогами или родители вместе с педагогическим коллективом организуют какое-то педагогически значимое дело, которое не под силу одному из партнеров. Интересы школьника и здесь — исходное начало. Дело организуется как элемент воспитания. Более того, дело осуществляется вместе даже не потому, что его трудно одному исполнить (в конце концов, можно нанять за плату рабочую силу!), а потому, что совместная деятельность, доступная детскому зрительному восприятию, сохраняющая свою материализованную форму в виде предметного результата, чрезвычайно важна ребенку для его развития.

Ни в коем случае нельзя представлять дело как работу обслуживающего детей персонала, как акт службы гувернатки, которые создают детям максимально комфортные условия; общее дело, организуемое альянсом, есть преобразование жизни, улучшение обстоятельств общей жизни на земле – в отдельной точке земли, там, где располагается школа.

Когда педагоги и родители предстают перед ребенком как два равных субъекта (человек, взрослый, гражданин, товарищ, мне дорогие люди), в его сознании происходит смещение этих доселе автономных сфер, и изолированность разрушается. А все это очень важно для процесса становления его общественного сознания: он вдруг явственно воспринимает образ «общества», а себя самого видит помещенным в эту новую и широкую сферу — общество. Результатом осуществления данного принципа является формирование у школьника образа человека как кузнеца своей жизни.

Формы взаимодействия школы с семьей, отражающие воплощение принципа содеянности

  • СУББОТНИК И КОСМЕТИЧЕСКИЙ РЕМОНТ ШКОЛЫ (сугубо добровольная работа родителей как помощь в благоустройстве школы).

  • ОБЩЕШКОЛЬНЫЙПРАЗДНИК (массовое торжество во дворе школы, с песнями, музыкой, танцами, играми, призами и выступлениями детей).

  • СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «МОЯ СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ» (спортивные соревнования веселого характера между семьями и детьми, а также между семьями с участием в команде детей).

  • КОНКУРС «УМЕЛЫЕ РУКИ» (состязания по практическим жизненно важным умениям между детьми с судейством родителей).

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ (поэтическая, театральная, этическая).

  • ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА (продажа изделий, изготовленных детьми, родителям – чаще всего благотворительная).

  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ АКТ (сбор средств в пользу сирот, библиотек, детских садов, детских домов, но и в пользу школы или отдельного несчастного человека).

  • РАБОТА «НАШ ШКОЛЬНЫЙ ДВОР» (работа по благоустройству двора школы).

  • МУЖСКОЙ СОВЕТ И МУЖСКОЙ РАЗГОВОР (серьезное обсуждение серьезной конкретной проблемы у ребенка, подростка, юноши).

  • ДИСКУССИОННЫЕ КАЧЕЛИ «РОДИТЕЛИ – ДЕТИ» (проводится как обычно, но участвуют дети и родители).

  • ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ.

  • ШКОЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА «МЫ ПРИГЛАШАЕМ ВАС В ГОСТИ» (два варианта: либо в гости приглашаются родители и их развлекают дети, либо родители решают устроить отдых детям).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь? 
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?

Принцип — меры.

Принцип меры требует, что бы:

  • основной и единственной целью педагогического альянса было единое воспитательное пространство для гармонизации развития детей;

  • не форсировалось развитие и углубление взаимоотношений «школа — семья»;

  • не возлагались профессиональные функции воспитания на родителей и не перекладываются родительские обязанности на педагогов; школа не должна и родители не должны делать что-то, что лежит за пределами их воспитательных функций;

  • не считать своим административным долгом заключение альянса с семьей, но обратиться к данному союзу при полной и четкой осмысленности его насущной воспитательной надобности;

  • взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу;

  • не увеличивать количества встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством семейных, производственных, личных дел и обязанностей современного человека;

  • неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;

  • сохранять неприкосновенность профессиональной сферы и семейной сферы, предоставляя возможность свободного их развития в логике социально-культурных и семейных начал;

  • не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя воспитательный акцент на отношении к этим обстоятельствам;

  • считать критерием оценки деятельности альянса только положительные новообразования в личности школьника и ни в коем случае не использовать альянс для выработки послушания, примерного поведения, подчинения социальным нормам;

  • не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей — всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь;

  • апеллировать к разуму школьника как субъекту деятельности и поведения, не создавать двойного давления на него семьи и школы.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!