СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа и её роль в рассказе Тургенева 6 кл

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природа и её роль в рассказе Тургенева 6 кл»

Природа и её роль в рассказе Тургенева «Бежин луг»


Цель: 

показать мастерство Тургенева в создании портретной характеристике.

образовательная – продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения; установить взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа в рассказе;

развивающая – развивать воображение;

воспитательная – воспитывать трепетное отношение к природе.


УУД:

предметные

расширить представление учащихся о творчестве  И.С.Тургенева;

познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в

описании природы;                                                       

повторить понятия «метафора», «эпитет»,  «олицетворение», «сравнение»;

метапредметные

развивать навыки связной устной речи;

определять последовательность промежуточных целей с учетом

конечного результата;                                  

личностные

развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог


Ход урока:

1.Организационный момент

2.Вступительная часть

- Свой урок начнем со слов автора Ивана Сергеевича Тургенева

«Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит»
И. С. Тургенев

- Известный российский писатель Иван Сергеевич Тургенев, прославился как мастер пейзажа. В его творчестве описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор открывает внутреннюю суть своего героя. Так в романе «Отцы и дети», Тургенев, используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя Аркадия, автор очень точно передает его внутренний мир. Природа в описании Тургенева очень красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает. Слова, которые писатель подбирает, очень точно передают представленный пейзаж: «золотисто зеленело, … лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка».


– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа «Бежин луг»?  Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. ( Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня»).

- Дайте название этому пейзажу. ( «Прекрасный июльский день»)

- Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

- Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

- Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж намечает тему рассказа «Бежин луг » – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

3. Развитие пейзажа.

В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

( Чтение учащимися отрывка).

      -  Итак, на смену дня приходит ночь. Как меняются краски рассказа, его интонация?

      ( Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

      - Какие звуки мы слышим?

      - Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

      - Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

      ( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» - недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

- Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и…?

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

- Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.

4. Проблемный вопрос.

- Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная  сырость, точно я вошёл в погреб»

А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

5. Рефлексия.        

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

  1. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой необыкновенной ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное

  2. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы,  полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.

  3. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

  4. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

  5. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

  6. Итоги. Домашнее задание     




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!