СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные сообщества

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные:

  1. Раскрыть понятие «Природные сообщества».
  2. Определить основные компоненты сообщества, сложность их взаимоотношений на примере цепей питания.
  3. Уметь составлять простые цепи питания.

Развивающие:

  1. Продолжить осваивать технологию индивидуализированного  обучения
  2. Развивать навыки установления причинно-следственных связей, работы с учебником, извлекая из них полезную информацию,  находить по его рисункам необходимые сведения для выполнения заданий

Воспитательные:

  1. Создать условия для индивидуализированной продуктивной работы каждого ученика.
  2. Мотивировать учебную деятельность поэтапным достижением результата.

Просмотр содержимого документа
«Природные сообщества»

Класс: 6

Предмет: биология

Общая тема: Организм и среда

Автор учебника и УМК: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл : Учебник для общеобразовательных учреждений .- 9-е изд., стереотип.- М. : Дрофа.

Тема урока: «Природные сообщества»

Тип урока: технология индивидуализированного обучения.

Вид урока: изучение нового материала.

Форма урока: практическая самостоятельная работа.

Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая работа, обобщающая беседа.


Цели урока:

Образовательные:

  1. Раскрыть понятие «Природные сообщества».

  2. Определить основные компоненты сообщества, сложность их взаимоотношений на примере цепей питания.

  3. Уметь составлять простые цепи питания.

Развивающие:

  1. Продолжить осваивать технологию индивидуализированного обучения

  2. Развивать навыки установления причинно-следственных связей, работы с учебником, извлекая из них полезную информацию, находить по его рисункам необходимые сведения для выполнения заданий

Воспитательные:

  1. Создать условия для индивидуализированной продуктивной работы каждого ученика.

  2. Мотивировать учебную деятельность поэтапным достижением результата.

Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы, схемы, фотографии, рисунки, энциклопедии, справочники.


Проект урока:

Этапы урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Доска

и оборудование


Организационный

момент.

Целеполагание.

2 мин.

Вступительное слово.

Приветствие.

Целеполагание.

Постановка цели. Прогноз результата.

Оформление темы урока на доске.

Актуализация.

Устная

работа.

3 мин.

Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока.

Озвучивание алгоритма действий.

Ответ на «блиц» - вопросы с целью закрепления опорных понятий.


Формулирование

основной задачи

урока.

2 мин.

Формулирование основной задачи урока.

Оформление основной задачи урока на учебной доске.

Изучение

новой темы.

Работа с

разноуров-невыми

заданиями.

22 мин.


Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций.

Самостоятельное изучение темы по материалу учебника. Ставят отметку на карте достижений поэтапно выполняя разноуровневые задания.

Работают с карточками по заданиям



Устная

работа.

10 мин.

Устное закрепление изученного. Построение модели изученного.

Ответ на «блиц» - вопросы учителя, выстраивание пошагового алгоритма изучения.

Оформление модели изученного на учебной доске.

Рефлексия.

4 мин.

Подведение итога, анализ карты достижений.


Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.


Домашнее задание.

2 мин.


Получение индивидуального задания.



Стенограмма:

  1. Организационный момент. Приветствие учителя и постановка цели урока.

На прошлом уроке мы изучали тему: «Среда обитания. Экологические факторы». Нам уже известны такие понятия как - среда обитания, три группы (факторы живой и неживой природы, деятельность человека) и какие взаимоотношения могут складываться между растениями и животными. Сегодня мы с вами откроем новую страницу из курса биологии – познакомимся с природными сообществами. Итак, перед вами учебник для самостоятельного изучения материала и карточки с заданиями. Поэтапно выполняя задания, вы будете отмечать их на карте достижений. Таким образом, вы повышаете возможность получить высокий балл за проделанную работу.

.

  1. Актуализация знаний

- Перечислите экологические факторы? Какое значение они имеют?

Экологические факторы

Значение

1.Факторы неживой природы (абиотические)


А)

Б)

В)

2.Факторы живой природы (биотические)

3.Деятельность человека (антропогенный фактор)


  1. Задания

1 уровень. Оценка «3»

Откройте учебник на с. 164-166 и приступайте к выполнению работы.

1. Что называется сообществом? Приведите примеры сообществ.

2. Перечислите представителей среди растений и животных в сообществах: степь и. широколиственный лес.

Сообщества


степь широколиственный лес



растения животные растения животные

….. ….. …. ….


2 уровень. Оценка «4»

3. Используя текст учебника на стр. 166 заполните таблицу:

Группы объектов в экосистеме.

Группы организмов

Определение

Примеры

1.

Производитель (…)



2.

Потребитель (…)



3.

Разрушитель (…)




  • Производитель (продуценты) – это организмы, образующие органические вещества и преобразующие солнечную энергию в процессе фотосинтеза (растения - береза, сосна, роза, одуванчик; цианобактерии)

  • Потребитель (консументы)– это: организмы, использующие органические вещества в готовом виде (растительноядные (фитофаги) – корова, коза, заяц , хищники (зоофаги) – волк, лиса, орел)

  • Разрушитель (редуценты)– это организмы, разрушающие детрит – останки трупов и их выделения (многие бактерии, дождевые черви, жуки-могильщики и навозники…)

4. Что такое цепь питания? Приведите примеры, воспользовавшись рисунками на с.166-167 учебника. Например: рожь мышь лиса.


3 уровень. Оценка «5»

5. Решите задачу:

Около названий сообществ выпишите номера характерных для них растений и животных

А) Хвойный лес –

Б) Луг –

В) Озеро –

1 – сосна, 2 – карась, 3 – черника, 4 – жаворонок, 5 – полевка (мышь), 6 – ряска, 7 – ландыш майский, 8 – дятел, 9 – пижма обыкновенная, 10 – зверобой, 11 – ель обыкновенная, 12 – выдра, 13– лось, 14 – масленок.


6. Постройте схему пищевой цепи, включив в нее следующие организмы: заяц, лиса, травянистое растение, кузнечик, лягушка, волк, змея, ястреб, сова, мышь, гусеница, кукушка, перепелка, дятел.


7. Какие утверждения верны?

А) Степь является сообществом.

Б) В сообществе все организмы связаны между собой.

В) Потребителем является береза.

Г) Дождевой червь относится к производителям.

Д) Сова – это разрушитель.

Е) Цепи питания в сообществах образуют сложные сети питания.

Ж) Обычно цепи питания состоят из 8 – 10 звеньев.


  1. Обобщающая беседа по заданиям

  2. Домашняя работа. П. 25 изучить, выполнить задание на с. 170, устно ответить на вопросы на стр. 171; подготовить сообщение о взаимодействии организмов в любом сообществе (по желанию).



МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани.

Учитель: Гисматулова Лилия Рамазановна [email protected]























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!