Класс: 6
Предмет: биология
Общая тема: Организм и среда
Автор учебника и УМК: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл : Учебник для общеобразовательных учреждений .- 9-е изд., стереотип.- М. : Дрофа.
Тема урока: «Природные сообщества»
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая работа, обобщающая беседа.
Цели урока:
Образовательные:
Раскрыть понятие «Природные сообщества».
Определить основные компоненты сообщества, сложность их взаимоотношений на примере цепей питания.
Уметь составлять простые цепи питания.
Развивающие:
Продолжить осваивать технологию индивидуализированного обучения
Развивать навыки установления причинно-следственных связей, работы с учебником, извлекая из них полезную информацию, находить по его рисункам необходимые сведения для выполнения заданий
Воспитательные:
Создать условия для индивидуализированной продуктивной работы каждого ученика.
Мотивировать учебную деятельность поэтапным достижением результата.
Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы, схемы, фотографии, рисунки, энциклопедии, справочники.
Проект урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Доска и оборудование |
Организационный момент. Целеполагание. | 2 мин. | Вступительное слово. Приветствие. Целеполагание. | Постановка цели. Прогноз результата. | Оформление темы урока на доске. |
Актуализация. | Устная работа. | 3 мин. | Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока. Озвучивание алгоритма действий. | Ответ на «блиц» - вопросы с целью закрепления опорных понятий. | |
Формулирование основной задачи урока. | 2 мин. | Формулирование основной задачи урока. | Оформление основной задачи урока на учебной доске. |
Изучение новой темы. | Работа с разноуров-невыми заданиями. | 22 мин. | Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций. | Самостоятельное изучение темы по материалу учебника. Ставят отметку на карте достижений поэтапно выполняя разноуровневые задания. | Работают с карточками по заданиям |
Устная работа. | 10 мин. | Устное закрепление изученного. Построение модели изученного. | Ответ на «блиц» - вопросы учителя, выстраивание пошагового алгоритма изучения. | Оформление модели изученного на учебной доске. |
Рефлексия. | 4 мин. | Подведение итога, анализ карты достижений. | Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений. | |
Домашнее задание. | 2 мин. | | Получение индивидуального задания. | |
Стенограмма:
Организационный момент. Приветствие учителя и постановка цели урока.
На прошлом уроке мы изучали тему: «Среда обитания. Экологические факторы». Нам уже известны такие понятия как - среда обитания, три группы (факторы живой и неживой природы, деятельность человека) и какие взаимоотношения могут складываться между растениями и животными. Сегодня мы с вами откроем новую страницу из курса биологии – познакомимся с природными сообществами. Итак, перед вами учебник для самостоятельного изучения материала и карточки с заданиями. Поэтапно выполняя задания, вы будете отмечать их на карте достижений. Таким образом, вы повышаете возможность получить высокий балл за проделанную работу.
.
Актуализация знаний
- Перечислите экологические факторы? Какое значение они имеют?
Экологические факторы | Значение |
1.Факторы неживой природы (абиотические) | |
А) | … |
Б) | … |
В) | … |
2.Факторы живой природы (биотические) | … |
3.Деятельность человека (антропогенный фактор) | … |
Задания
1 уровень. Оценка «3»
Откройте учебник на с. 164-166 и приступайте к выполнению работы.
1. Что называется сообществом? Приведите примеры сообществ.
2. Перечислите представителей среди растений и животных в сообществах: степь и. широколиственный лес.
Сообщества
степь широколиственный лес
растения животные растения животные
….. ….. …. ….
2 уровень. Оценка «4»
3. Используя текст учебника на стр. 166 заполните таблицу:
Группы объектов в экосистеме.
№ | Группы организмов | Определение | Примеры |
1. | Производитель (…) | | |
2. | Потребитель (…) | | |
3. | Разрушитель (…) | | |
Производитель (продуценты) – это организмы, образующие органические вещества и преобразующие солнечную энергию в процессе фотосинтеза (растения - береза, сосна, роза, одуванчик; цианобактерии)
Потребитель (консументы)– это: организмы, использующие органические вещества в готовом виде (растительноядные (фитофаги) – корова, коза, заяц , хищники (зоофаги) – волк, лиса, орел)
Разрушитель (редуценты)– это организмы, разрушающие детрит – останки трупов и их выделения (многие бактерии, дождевые черви, жуки-могильщики и навозники…)
4. Что такое цепь питания? Приведите примеры, воспользовавшись рисунками на с.166-167 учебника. Например: рожь мышь лиса.
3 уровень. Оценка «5»
5. Решите задачу:
Около названий сообществ выпишите номера характерных для них растений и животных
А) Хвойный лес –
Б) Луг –
В) Озеро –
1 – сосна, 2 – карась, 3 – черника, 4 – жаворонок, 5 – полевка (мышь), 6 – ряска, 7 – ландыш майский, 8 – дятел, 9 – пижма обыкновенная, 10 – зверобой, 11 – ель обыкновенная, 12 – выдра, 13– лось, 14 – масленок.
6. Постройте схему пищевой цепи, включив в нее следующие организмы: заяц, лиса, травянистое растение, кузнечик, лягушка, волк, змея, ястреб, сова, мышь, гусеница, кукушка, перепелка, дятел.
7. Какие утверждения верны?
А) Степь является сообществом.
Б) В сообществе все организмы связаны между собой.
В) Потребителем является береза.
Г) Дождевой червь относится к производителям.
Д) Сова – это разрушитель.
Е) Цепи питания в сообществах образуют сложные сети питания.
Ж) Обычно цепи питания состоят из 8 – 10 звеньев.
Обобщающая беседа по заданиям
Домашняя работа. П. 25 изучить, выполнить задание на с. 170, устно ответить на вопросы на стр. 171; подготовить сообщение о взаимодействии организмов в любом сообществе (по желанию).
МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани.
Учитель: Гисматулова Лилия Рамазановна [email protected]