Актуализация и пробное учебное действие | Терминологическая разминка (на стенах закреплены напечатанные на бумаге биологические понятия – приспособленность, среда обитания, факторы среды) - Повернитесь в ту сторону, где прикреплён термин, о котором я говорю: Адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни. Часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Определенные условия и элементы среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы. Работа в группах по проверке и взаимопроверке качества усвоения знаний 1 группа (самостоятельно) - Выберите из правого столбика приспособленность животного из левого столбика к суровым зимним условиям: 1.Медведь А). тёплый мех 2.Лягушка Б). перелёт в тёплые края 3.Ласточка В). спячка 4.Белка Г). оцепенение 5.Лиса Д). запасы на зиму 2 группа (самостоятельно) - Составь рассказ о приспособленности живого организма к своей среде обитания, используя предложенные иллюстрации (палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера, клёст) 3). Фронтальная работа с остальной частью класса - Объясни, как взаимосвязаны «цветок вишни - пчела», «рябина – свиристель», «клевер – шмель», «орех – белка». - Предложи свой вариант ответа. 4) Оценка качества усвоения пройденного материала 5).Создание ситуации «затруднения» Дополните пары «цветок вишни - пчела», «рябина – свиристель», «клевер – шмель», «орех – белка» из предложенного списока: сокол, муравей, почвенные бактерии, синица, почва, воздух.. Верно ли выполнили задание решим в конце урока (Слайд 2) | Учащиеся поворачиваются в нужную сторону, при ошибке - объясняют своё решение. Выполняют задание в рабочей тетради. Взаимопроверка, взаимооценка. Индивидуально готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию. Взаимопроверка, взаимооценка. Прослушивание ответов, внесение уточнений, своих предложений. Самооценка, взаимооценка Пытаются найти взаимосвязи | Ф И Г И Г Ф Ф Ф | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. Познавательные: логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные :умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Выявление места и причины затруднения | - Что их объединяет? Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река. И громадной - вся наша планета Земля. Как бы вы назвали живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории? (природные сообщества) (Слайд 9) | Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения | Ф | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Это и есть наша тема урока - Что бы вы хотели узнать по данной теме. Сформулируйте цель урока, задачи. (Слайд 10) Тема: Природные сообщества Цель: познакомиться с природным сообществом Задачи урока: выяснить: что значит «природное сообщество»; из каких звеньев состоит природное сообщество; почему организмы объединяются в сообщества; к чему приводит совместная жизнь в природном сообществе. | Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. | Ф | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Реализация построечного проекта. | Выяснение значения «Природное сообщество», используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедия, электронный учебник). Природное сообщество – это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями. Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания!!!!!!!!!!!!!! Работа в группах по изучению нового материала Задание для группы №1 - Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему? Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1 (1 группа) (Слайд 11) Маршрутный лист №1 Прочитайте статью учебника «Движение веществ в природе» параграфа 20 (стр.84-85). Составьте рассказ, используя вопросы маршрутного листа. Что общего между живой и неживой природой? 2. Как вещества из неживой природы поступают к животным? 3. Какова роль животных-падальщиков, плесневых грибов, почвенных бактерий в природном сообществе? Задание для группы №2 - Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это, используя задания маршрутного листа №2. Маршрутный лист №2 Просмотрев фрагмент фильма, подготовьте объяснение, используя вопросы маршрутного листа. 1.Что такое цепь питания? 2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему. 3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения? 4. Расположите (Слайд 12) Задание для группы №3 - Живые организмы в природе питаются по-разному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте данную гипотезу. Маршрутный лист №3 Выясните функции групп организмов в природном сообществе, используя часть статьи учебника «Круговорот веществ в природе» параграфа 20 (стр.85). Производители – Потребители – Разлагатели – - Допролните термины к схеме, составленной группой №2 (Слайд13) 5. Докажите, что в природном сообществе происходит круговорот веществ, используя маршрутный лист №4 Процесс круговорота веществ в природе как движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов обратно в неживую природу. (Слайд 14) - Дополните схему недостающим звеном круговорота веществ. Соедините части схемы стрелками. 6. Объясните устройство природного сообщества хвойный лес, используя книгу «Мир природы», маршрутный лист №5 - Какие растения встречаются в лесу? - Назовите растительноядных животных. - Назовите хищников. - Что происходит с погибшими растениями и животными в лесу? Физкультминутка | Работа с различными источниками информации Оглашение определений. Работа с информационным источникам по маршрутном листам. Представление результатов своей работы | Г Г Г | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выберите правильные суждения (Слайд 16) Природным сообществом является и лес, и луг, и река, и поле. Производители – синица, волк, олень. Потребители – это берёза, капуста, ромашка. «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые черви. Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии. Круговорот веществ в природе – это главное условие существования природного сообщества. Проверьте правильность выполнения задания. Ответы (1,4 ,5,6) | | И | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Достигнуты ли цель и задачи урока? - Я узнал (а)… - Меня удивило… - Работая в группе, я … - Мне трудно представить, что… (Слайд 19) Оценка деятельности учащихся. | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Ф | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |