1. Работа по первому пункту плана. - Поработаем над первым пунктом плана. НА СЛАЙДЕ ОДИН ГЛАГОЛ С РАЗНЫМИ ПРИСТАВКА, К ПРИМЕРУ ГЛАГОЛ БЕЖАТЬ - Выделенные слова обозначают одно действие или разные? Докажите, что слова однокоренные. Какая часть слова уточняет значение действия? - Правильно! Глаголы обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие. Работа в парах по карточкам. (ПАРНАЯ РАБОТА) - У вас на партах есть карточки со словами и приставкой, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить: Какое смысловое значение вносит приставка в слово. 1 пара (от) вязать, вести, ломать, ехать, мыть, 2 пара (про) ехать, читать, звенеть, шить, писать. 3 пара (до) писать, делать, смотреть, нести, ехать. - Поделитесь своими наблюдениями. 1 пара: Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка в слова показывает что что-то отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление от предмета ( отвести, отъехать). 2 пара: Мы исследовали слова с приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значение движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное действие (прочитать, прописать, прозвенеть); 3 пара: Мы исследовали слова с приставкой до- и заметили, что приставка придаёт словам значение выполнения действия до определенного места (донести, доехать); завершенности действия (дописать, доделать, досмотреть); - Молодцы! - Итак, что же такое приставка и для чего она служит. Микровывод: - Приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов, придает им новые смысловые значения. 2. Работа по второму пункту плана. - Поработаем над вторым пунктом плана. Наша задача – научиться находить приставку в слове. - Для этого составим алгоритм. - Посмотрите на слово на слайде: прилетели. Подберите к этому слову однокоренные слова так, чтобы изменялась приставка. Прилетели, улетели, залетели, слетели. - Какой у них общий корень (лет)? - Давайте найдем приставку в словах (при, у, за, по). Молодцы! - Посмотрите как выделяется приставка в словах. - Итак, что же нужно сделать, чтобы найти приставку? Для этого расставьте пункты алгоритма в правильной последовательности. 1. Подобрать однокоренные слова. 2. Выделить корень. 3. Выделить часть слова перед корнем – приставку. Микровывод: - Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой. Работа в группах ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ КАК МЫ РАБОТАЕМ В ГРУППЕ: - Ваша задача – выделить в словах корень. (осуществляется взаимоконтроль) Слова 1 группы: заходить, списать, заклеить, подбежать, проходить. Слова 2 группы: забежать, подходить, поиграть налететь, проехать. ПОМЕНЯЙТЕСЬ С ДРУГОЙ ГРУППОЙ ЛИСТОЧКАМИ,И ВЫПОЛНИТЕ ПРОВЕРКУ А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ НЕМНОГО ОТДОХНЕМ - И проведем игру. Ваша задача хлопнуть в ладоши, если вы услышите слово с приставкой, и не хлопать, если в слове не приставки. (самоконтроль) Слова: ходить, заходить, бег, убегать, лететь, смотреть, посмотреть. - Вы отлично справились с заданием. Если вы готовы продолжить получать исследование, хлопните 1 раз. 3. Работа по третьему пункту плана. ИНДИВИДУАЛЬНО - Следующая наша задача – научиться отличать приставку от другой части слова. - Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить? (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец, (по)шёл - Сделайте вывод: как отличить приставку от другой части слова? - Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой. - Сделаем вывод, что такое приставка. Вывод. ПРИСТАВКА- ЭТО |