Выделение существенных особенностей представителей царств живой природы. Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Формы организации урока |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Р: Умение организовать выполнение заданий учителя. | Фронтальная |
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | Сегодня наш урок мы начнём с загадок. Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает. (Воробей) Маленький, удаленький Сквозь землю прошёл- Красну шапочку нашёл. ( Гриб) Зелена, а не луг, белена, а не снег, Кудрява, а не человек. ( Берёза). Объедините все эти слова одним общим термином. Кто это? Ученики - это организмы. Отличаются живые организмы от тел неживой природы? Ученики - определёнными признаками. А вы можете мне назвать эти признаки? Ученики называют знакомые им признаки. Сообщение темы урока. Тема урока: Признаки живых организмов. Царства живой природы | Выдвигает проблему, сообщает тему урока. | Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. | Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Р: Умение организовать выполнение заданий учителя. К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Фронтальная |
3. Постановка учебной цели | Целеполагание Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, ответив на вопрос: Что мы должны изучить сегодня на уроке? Общие признаки живых организмов. Царства живой природы. Признаки характерные для каждого царства живой природы. | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Запись учащимися числа, темы урока. Учащиеся конкретизируют цель урока | Р: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Фронтальная |
4. Усвоение новых знаний 4.1. Признаки живых организмов | Постановка учителем проблемного вопроса. Докажите, что автомобиль неживой объект? Найти и описать основные признаки живых организмов Проверка ответа на вопрос, составленной схемы. Организмы | Признаки | Царства | | | | | | | | | Определили новые понятия по теме урока Клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость Все живые организмы разделили на царства: - бактерии - грибы - растения - животные Учащиеся работают в группе | Решение проблемного вопроса. Дается индивидуальное задание парам, ограничивая время его выполнения. Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения. | Работа с учебником. Учащиеся читают параграф № 4 и заполняют первую колонку схемы в тетради. Заполнить вторую колонку таблицы, Используя материал §10 | Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Р:Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | В парах |
4.2. Характеристика царств живой природы 4.3. Проверка выполненной работы. | 1 группа – Микробиологи -исследователи бактерий: раскрывают характерные черты представителей царства бактерий и заполняют схему; 2 группа – Микологи – исследователи грибов: раскрывают характерные черты представителей царства грибов и заполняют схему. 3 группа – Ботаники – исследователи растений: раскрывают характерные черты представителей царства растений и заполняют схему. 4 группа – Зоологи – исследователи животных: раскрывают характерные черты представителей царства животных и заполняют схему. 1 группа – Микробиологи Бактерии: -3.5 миллионов - Маленькие размеры - Во всех средах жизни 2 группа – Микологи Грибы: - Неподвижны -Постоянно растут - Питаются готовыми органическими веществами 3 группа – Ботаники Растения: - Неподвижны - Растут всю жизнь - Создают органические вещества из неорганических веществ. 4 группа – Зоологи Животные: - Рост ограничен - Перемещаются в пространстве - Питаются готовыми органическими веществами. | Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения | Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе. | Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Р: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Групповая |
5. Физкультминутка (пауза релаксации) | | | | | |
6. Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Отработка учебных действий Выберите верные утверждения Живые организмы имеют клеточное строение Живые организмы растут, питаются, размножаются. Все живые организмы образуют гидросферу. Все живые организмы разделили на 4 царства: бактерии, грибы, растения, животные. Бактерии - самые древние живые организмы. Многие бактерии являются возбудителями заболеваний. Все живые организмы способны к перемещению в пространстве. Животные и растения питаются готовыми органическими веществами. Растения способны создавать органические вещества из неорганических. Животные растут в течение всей жизни. Взаимопроверка. Ответы: 1,2,4,5,6,9. | Раздает тест. | Учащиеся работают индивидуально. Самопроверка. | Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Р: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы К: умение воспринимать информацию на слух. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Индивидуальная |
7. Рефлексия деятельности | Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | | | Л: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности К: Умение выражать свои мысли П: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. | §4 и 10 Индивидуальное задание на выбор: а) сообщение о моем любимом растении; б) каким бы животным я хотел быть? | | | | |