СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Признаки живых организмов. Царства живой природы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование первоначальных представлений о царствах живой природы, их отличительных особенностях.

Просмотр содержимого документа
«Признаки живых организмов. Царства живой природы»



5 класс

Тема урока: Признаки живых организмов. Царства живой природы


Тип урока: усвоение новых знаний


Цели урока:


Образовательные:

  1. сформировать первоначальных представлений о царствах живой природы, их отличительных особенностях;

  2. углубить представления, полученные в начальных классах, о признаках, характерных для живых организмов;

  3. сформировать умения анализировать, сравнивать, распознавать представителей изучаемых царств на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Развивающие:

Выделение су­щественных особенностей представителей царств живой природы. Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.


Методы:

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, ), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.



Оборудование:

  • Электронная презентация

  • Учебник Пасечник В.В. Биология. 5-6 классы. М.: Просвещение, 2014

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Формы организации урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


- Добрый день, ребята.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р: Умение организовать выполнение заданий учителя.


Фронтальная

2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока


Сегодня наш урок мы начнём с загадок.


Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)


Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл-

Красну шапочку нашёл. ( Гриб)


Зелена, а не луг, белена, а не снег,

Кудрява, а не человек. ( Берёза).


Объедините все эти слова одним общим термином. Кто это?

Ученики - это организмы.

Отличаются живые организмы от тел неживой природы?

Ученики - определёнными признаками.

А вы можете мне назвать эти признаки?

Ученики называют знакомые им признаки.

Сообщение темы урока.

Тема урока: Признаки живых организмов. Царства живой природы

Выдвигает проблему, сообщает тему урока.




Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р: Умение организовать выполнение заданий учителя.

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Фронтальная

3. Постановка учебной цели



Целеполагание

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, ответив на вопрос:

Что мы должны изучить сегодня на уроке?

  1. Общие признаки живых организмов.

  2. Царства живой природы.

  3. Признаки характерные для каждого царства живой природы.





Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
















Запись учащимися числа, темы урока.



Учащиеся конкретизируют цель урока

Р: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Фронтальная

4. Усвоение новых знаний



4.1. Признаки живых организмов



Постановка учителем проблемного вопроса.

Докажите, что автомобиль неживой объект?


Найти и описать основные признаки живых организмов


Проверка ответа на вопрос, составленной схемы.

Организмы

Признаки

Царства










Определили новые понятия по теме урока


Клеточное строение, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость


Все живые организмы разделили на царства:

- бактерии

- грибы

- растения

- животные

Учащиеся работают в группе


Решение проблемного вопроса.



Дается индивидуальное задание парам, ограничивая время его выполнения.















Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения.




Работа с учебником. Учащиеся читают параграф № 4 и заполняют первую колонку схемы в тетради.

















Заполнить вторую колонку таблицы,

Используя материал §10



Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р:Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

В парах

4.2. Характеристика царств живой природы
















4.3. Проверка выполненной работы.




1 группа – Микробиологи -исследователи бактерий: раскрывают характерные черты представителей царства бактерий и заполняют схему;

2 группа – Микологи – исследователи грибов: раскрывают характерные черты представителей царства грибов и заполняют схему.

3 группа – Ботаники – исследователи растений: раскрывают характерные черты представителей царства растений и заполняют схему.

4 группа – Зоологи – исследователи животных: раскрывают характерные черты представителей царства животных и заполняют схему.


1 группа – Микробиологи

Бактерии:

-3.5 миллионов

- Маленькие размеры

- Во всех средах жизни

2 группа – Микологи

Грибы:

- Неподвижны

-Постоянно растут

- Питаются готовыми органическими веществами

3 группа – Ботаники

Растения:

- Неподвижны

- Растут всю жизнь

- Создают органические вещества из неорганических веществ.

4 группа – Зоологи

Животные:

- Рост ограничен

- Перемещаются в пространстве

- Питаются готовыми органическими веществами.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Групповая

5. Физкультминутка (пауза релаксации)






6. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Отработка учебных действий


Выберите верные утверждения

  1. Живые организмы имеют клеточное строение

  2. Живые организмы растут, питаются, размножаются.

  3. Все живые организмы образуют гидросферу.

  4. Все живые организмы разделили на 4 царства: бактерии, грибы, растения, животные.

  5. Бактерии - самые древние живые организмы.

  6. Многие бактерии являются возбудителями заболеваний.

  7. Все живые организмы способны к перемещению в пространстве.

  8. Животные и растения питаются готовыми органическими веществами.

  9. Растения способны создавать органические вещества из неорганических.

  10. Животные растут в течение всей жизни.


Взаимопроверка.

Ответы: 1,2,4,5,6,9.


Раздает тест.

Учащиеся работают индивидуально.



Самопроверка.

Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Р: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

К: умение воспринимать информацию на слух.

П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Индивидуальная


7. Рефлексия деятельности



Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.




Л: Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

К: Умение выражать свои мысли

П: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


§4 и 10

Индивидуальное задание на выбор:

а) сообщение о моем любимом растении; б) каким бы животным я хотел быть?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!