АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Цель: подготовить мышление учащихся и осознание их потребности к построению нового способа действий. | Природа бывает …? Как назвать одним словом снег, дождь, град? Как по другому назвать время года? Созвездие похожее на птицу? Спутник Земли? Ветви деревьев покрыты листвой или…? - А теперь из выделенных букв прочитайте слово. | Отвечают на вопросы. ЖИВАЯ | ОСАДКИ | СЕЗОН | ЛЕБЕДЬ | ЛУНА | ХВОЕЙ | Составляют слово. Воздух. | Анализируют объекты с целью выделения признаков (П УУД) |
ПОИСК РЕШЕНИЯ. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Цель: обеспечить восприятие и первичное запоминание изучаемого материала. | Что же вы уже знаете про воздух? Готовы ли вы к новым открытиям? Ну что ж я приглашаю вас в лабораторию воздуха. Как вы хотите работать: индивидуально или группой? Почему? Работают две группы лаборантов: группа девочек и группа мальчиков. Чтобы работа удалась нам необходим … Какой предмет помог мне провести опрос в начале урока? Что вы можете сказать о мяче? А как можно доказать, что мяч существует. Ну вот, мячик опять нам помог. Это же готовый план наших действий. Докажем, что воздух существует. Определим его цвет. Определим его запах. Определим его форму. Уважаемые лаборанты, на ваших столах находится необходимое оборудование. Приступаем к опытам. Результаты опытов будем записывать в лабораторный журнал. 1. Итак, как доказать, что воздух существует? Можно ли его увидеть или почувствовать? У вас на столе стоит стакан. Что в нем? Переверните стакан вверх ногами и попробуйте опустить в воду. Почему вода не попадает в стакан? Наклоните немного стакан. Что вы увидели? 2. Каков цвет воздуха? Итак, что мы с вами доказали? 3. Как определить, какой у воздуха запах? 4. Раз воздух можно понюхать, его можно и … Попробовали? 5.Какую форму имеет воздух? Вспомните, какой формы был воздух в стакане? Есть ли воздух в нашем классе? Какой он формы? Какой предмет остался на вашем лабораторном столе? Можете ли вы заполнить его воздухом класса? Шарик будет формой похож на класс? Можете ли вы теперь ответить на вопрос о форме воздуха? Что же вы установили в ходе опытов? | Отвечают на вопросы. Свободные высказывания о значении воздуха для человека. Да Группой. Коллективно работать лучше. Делятся на группы. Вспоминают правила работы в группе. План работы. Мяч. Он синий, круглый, пахнет резиной. Его можно увидеть или потрогать. Предлагают способ действия, проводят опыт, формулируют выводы наблюдений. Воздух нельзя увидеть, потому что он прозрачный. Воздух можно почувствовать, если махать на себя листом бумаги. Он пустой. Стакан не опускается, если нажать на него, стакан опускается, но вода в него не проходит. Стакан заполнен воздухом. Из стакана вышел воздух и он заполнился водой. Воздух бесцветный. Воздух существует, он прозрачный и бесцветный. Воздух надо понюхать. Если рядом нет пахнущих предметов, то мы ничего не почувствуем. Значит, воздух не имеет запаха. Попробовать на вкус. Он безвкусный. ------- Такой же, как и стакан? Есть. Такой же, как класс. Надувной шар. Да. Будем вдыхать воздух из класса и выдыхать его в шар. Нет. У воздуха нет формы. Воздух существует, он прозрачный и бесцветный, безвкусный, без запаха. У воздуха нет своей формы. | Учитывают выделенные учителем ориентиры действия, осуществляют итоговый и пошаговый контроль, планируют свои действия, вносят коррективы в действия, оценивать свои действия, (Р УУД) Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте (П УУД); Формулируют собственное мнение и позицию (К УУД) |
ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ. Цель: установить правиль-ность и осознанность изученного материала, выявить пробелы. | Ребята, вам пришло очень странное письмо. Здравствуйте. Я очень люблю путешествовать по планетам. На одной из планет для исследований я оставил робота. И, представляете, забыл на какой. Связь потеряна. Робот успел передать только описание воздуха. Ребята, ответьте, пожалуйста, Это ваша планета? На этой планете воздух прозрачный, голубого цвета, не имеет вкуса. У него изумительный запах. Вы хотите помочь инопланетянину? Перечитайте письмо. Если признак воздуха указан верно, слово подчеркните. Если неверно – зачеркните, а сверху подпишите правильный вариант. Я тоже выполняла задание. Вы хотите свериться со мной? | Слушают учителя, воспринимают учебную задачу. Да Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. | Самоопределение к действию (Л УУД) Применяют новые знания (П УУД) Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Используют речь для регуляции своего действия (К УУД) Осуществляют пошаговый контроль по результату, осознают качество и уровень усвоения (Р УУД) Применяют новые знания (П УУД) |