СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема педагогического взаимодействия педагогов в современных профессиональных стандартах

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема педагогического взаимодействия педагогов в современных профессиональных стандартах»

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ

Изменения, которые происходят в социальной и культурной сферах, определяют все новые аспекты развития в разных областях. На сегодня в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены более тысячи профессиональных стандартов. Эти стандарты призваны регулировать взаимодействие различных профессий как внутри организаций, так и за их пределами, затрагивающие и сферу образования.

В «Профессиональном стандарте педагога» приводятся такие трудовые умения, которые обозначают готовность педагога к профессиональному взаимодействию. Этот вариант профстандарта несет в себе реализацию обучающей деятельности. Должны быть предъявлены новые требования к профессии учителя, а именно содержание и форма подготовки к взаимодействию. Рассмотрим некоторые аспекты подготовки к взаимодействию обучающихся с учителями. Главной проблемой остается заметное отставание образовательных стандартов подготовки специалиста от предъявляемых требований к его деятельности (педагогического взаимодействия). Так, в современном образовательном стандарте высшей школы отсутствуют упоминания о готовности, умениях, методах и приемах, связанных с педагогическим взаимодействием.

Практикующий педагог выполняет образовательную, развивающую, воспитательную цели, опираясь на разнообразные виды взаимодействия (с отдельным учеником, целым классом, родителями детей, коллегами, с социокультурным окружением образовательной организации и т. д). Зачастую имеющихся умений педагогам не хватает для успешной деятельности, так как происходящая модернизация ставит всю систему образования и отдельного педагога перед новыми возможностями в образовательной сфере. Формирование или совершенствование трудовых функций (действий, умений, знаний) или соответствующих компетенций должно стать постоянной задачей для педагога. Следовательно, эта ситуация должна стать постоянно решаемой задачей для самого педагога, учителя.

Пути совершенствования трудовых функций, наработки профессионального опыта, мастерства в педагогическом взаимодействии могут быть различными. На побуждение к совершенствованию профессиональных навыков может влиять окружающая обстановка (ориентиры образовательной политики, возможности конкретной образовательной организации, возможность работать с наставником, повышение квалификации по направлению, профессиональная переподготовка и т. д), а мотивацией может послужить инициатива самого педагога (курсы повышения квалификации, направление для самообучения и самосовершенствования и т. д). Трудности могут возникнуть с конечными ориентирами (для чего собственно учится педагог), в умении выстроить для себя наиболее оптимальный образовательный маршрут.

Осознание необходимости подготовки и совершенствования знаний и умений педагогов в сфере педагогических взаимодействий определяют следующие задачи образовательного процесса:

  • систематизация имеющихся подходов по проблемам педагогических взаимодействий с учетом актуальных реалий развития образовательной системы;

  • определение стратегии и тактики организации педагогических взаимодействий с учетом меняющейся социокультурной ситуации;

  • учет междисциплинарного характера освоения взаимодействий субъектов образовательного процесса в единстве психолого-социально-педагогической интеграции наук;

  • разработка и уточнение тематического тезауруса, позволяющего формировать терминологическое пространство педагогики взаимодействия;

  • создание банков данных, включающие приемы и методы взаимодействия субъектов обучения.

При реализации такой подготовки и переподготовки педагогов с учетом перечисленных задач произойдет сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов. Это будет способствовать формированию у педагога соответствующих трудовых функций, которые сегодня обозначены в проекте профессионального стандарта педагога, а именно:

  • проектирование и создание ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка;

  • общение с детьми, признавая их достоинство;

  • сотрудничество с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач;

  • разработка и реализация индивидуальных программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся;

  • создание детско-взрослых общностей учащихся, их родителей и педагогов и др.

В качестве некоторых итогов можно отметить следующее. Процесс модернизации отечественной образовательной системы ведет к значительным переменам. На данный момент ситуация с подготовкой педагогов к конструктивному взаимодействию является актуальной, так как, на данный момент установка на развитие «межкультурного взаимодействия» оказывается доминирующей по сравнению с взаимодействием педагогическим, которое постоянно востребовано в профессии педагога. Не умея налаживать конструктивное сотрудничество в ближайшем пространстве, может ли педагог брать ответственность за оптимальные взаимодействия в межкультурной коммуникации?

Содержание курсов повышения квалификации, рабочих программ обучения педагогов прослеживает тенденцию подмены действительного педагогического взаимодействия менеджерской (управленческой) практикой. Необходимость в корректировке содержания педагогического образования ФГОС ОО с учетом современных тенденций развития системы, освоением новых направлений и использованием возможностей построения конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса является на сегодняшний день открытой.

Подготовила: учитель истории и обществознания

Гончарова В.А.