2
ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ НА УРОКАХ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА
Постановка проблемы. Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личностных качеств, познавательных и созидательных способностей. До недавнего времени было принято считать, что обучение – это, прежде всего, передача учащимся готовых знаний и усвоение определенных умений и навыков. Если же человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, то можно даже притупить его природные творческие способности – «разучить» мыслить самостоятельно и индивидуально. Обучение в современных школах обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено на формирование новых качеств личности. Наиболее полно принципы обучения реализуются в технологии проблемного обучения. Проблемное обучение даёт возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; овладение им элементарной культурой деятельности и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию.
Проблемное обучение – одно из средств повышения творческих возможностей личности. Технология проблемного обучения включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности, что, в свою очередь, приводит к проблемному диалогу.
В условиях реализации ФГОС технология проблемного диалога играет значительную роль, так как она позволяет обучающимся обобщать материал, сравнивать факты, делать свои выводы.
Анализ изученности проблемы. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались в применении к школьному обучению – М. А. Даниловым, М. Н. Скаткиным. Вопросами проблемного обучения занимались Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки. На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) – разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать на уроках самостоятельное «открытие» учащимися новых знаний.
Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. Автор технологии проблемного диалога – Елена Леонидовна Мельникова.
Учёными-теоретиками и учителями-практиками доказано, что проблемный диалог очень эффективен. Прежде всего, он обеспечивает высокую активность детей.
Цель выступления: раскрытие возможностей проблемного диалога на уроках чувашского языка как средства развития творческих способностей школьников.
Изложение основного материала. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два аспекта: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Виды проблемных диалогов:
– через использование цитат, пословиц или загадок;
– через ключевой вопрос урока;
– через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры;
– через столкновение мнений;
– через грамматическую сказку;
– через ошибку;
– проблема «лёгкой темы»;
– прием сравнения;
– прием сопоставления репродукций;
– урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными;
– использование иностранного языка.
На уроках чувашского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, использую звуки. Например, в начале урока предлагаю учащимся прослушать звуки домашних птиц и отгадать, чей звук. Отгадывая их, учащиеся вспоминают или находят в словаре перевод слов.
Часто проблемную ситуацию создаю через использование загадок. К этому приему примыкает и использование простых вопросов с правильным выбором ответов. Как вариант, на доске прикрепляю изображение птицы и задаю вопросы обучающимся. В итоге получится небольшой рассказ о какой-либо птице, животном или растении. А также же при подготовке выразительного чтения стихотворения Н. Ыдарай «Чӑх чӗпписем» («Цыплята») слушают звуки.(«Кто издает эти звуки? О ком или о чём мы будем читать стихотворение? Как переводится название стихотворения?)
Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда начинаю урок со слов о том, что сегодня мне неловко предлагать таким способным ученикам новую тему, и предлагаю подумать, как можно сделать этот урок интересным.
Разговор о малоизвестных обучающимся чувашских исполнителях можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Сергея Павлова в 7 классе начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этого композитора. Но могу предложить послушать песню в его исполнении. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, находят информацию о личности певца, его творческой деятельности. (Задание: «Прослушайте песню этого композитора. Что вы можете сказать о словах и музыке его песни? Захотелось ли вам послушать другие его песни? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству певца. Естественно позднее прилагаю ребятам материалы по биографии композитора, автора-исполнителя чувашских песен.
Так же проблемно-диалогическое обучение использую в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.
Проблемно-диалогическое обучение является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Организация проблемного диалога на уроке должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной. Только в этом случае, можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.