СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный метод обучения на уроках искусства

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемный метод обучения на уроках искусства»

Ниваленова Т.А.

Ниваленова Т.А.

На уроках искусства мне иногда приходиться сталкиваться с такой ситуацией: когда ученик затрудняется выполнить анализ художественного произведения или создать творческую (не шаблонную) композицию, например в рисунке, так как не развито воображение, творческое мышление или недостаточно знаний в предметной области.

На уроках искусства мне иногда приходиться сталкиваться с такой ситуацией: когда ученик затрудняется выполнить анализ художественного произведения или создать творческую (не шаблонную) композицию, например в рисунке, так как не развито воображение, творческое мышление или недостаточно знаний в предметной области.

Следовательно, необходимо развивать творческое воображение и мышление у учащихся.

Следовательно, необходимо развивать творческое воображение и мышление у учащихся.

Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика является проблемное обучение.

Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации.

Одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика является проблемное обучение.

В связи с этим определена проблема моей педагогической деятельности: «Проблемное обучение – как средство развития творческих способностей учащихся в образовательной области(ОО) « Искусство».

В связи с этим определена проблема моей педагогической деятельности:

«Проблемное обучение – как средство развития творческих способностей учащихся в образовательной области(ОО) « Искусство».

Отсюда, целью моей педагогической деятельности является: «Формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей».

Отсюда, целью моей педагогической деятельности является:

«Формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей».

Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи : Развивать у учащихся творческое воображение и мышление; Обучать навыкам художественно-творческой деятельности, умению анализировать произведения искусства; Воспитывать у учащихся духовно-нравственные качества, уважение к традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.

Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи :

  • Развивать у учащихся творческое воображение и мышление;
  • Обучать навыкам художественно-творческой деятельности, умению анализировать произведения искусства;
  • Воспитывать у учащихся духовно-нравственные качества, уважение к традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.
Для активизации мышления учащихся на уроках использую методы проблемного обучения  (М.Н. Скаткин, М.И.Махмутов): метод проблемного изложения , эвристический, исследовательский метод;  Методику Л.П.Масловой (Новосибирск)

Для активизации мышления учащихся на уроках использую

методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, М.И.Махмутов):

  • метод проблемного изложения ,
  • эвристический,
  • исследовательский метод;

Методику Л.П.Масловой (Новосибирск)

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Пример:  классу задаю проблемный вопрос, например: Почему Леонардо да Винчи изобразил на портрете Чечилии Галлерани именно горностая а не другое животное? Леонардо да Винчи. Дама с горностаем (Чечилия Галлерани) 1489–1490 гг.

Пример:

классу задаю проблемный вопрос, например: Почему Леонардо да Винчи изобразил на портрете Чечилии Галлерани именно горностая а не другое животное?

Леонардо да Винчи.

Дама с горностаем (Чечилия Галлерани) 1489–1490 гг.

Всем классом обсуждаем вопрос и выслушиваем версию каждого ученика. Доброжелательно принимаю любые версии, хвалю за интересный ход мысли, даже если версия не верна. Таким образом у учащихся формируется способность анализировать, удовлетворяется потребность личности в желании общаться, быть причастным к решению задачи, работе всего коллектива. Удовлетворение испытывают и те ученики, которые были ближе всего к правильному решению.

Всем классом обсуждаем вопрос и выслушиваем версию каждого ученика. Доброжелательно принимаю любые версии, хвалю за интересный ход мысли, даже если версия не верна. Таким образом у учащихся формируется способность анализировать, удовлетворяется потребность личности в желании общаться, быть причастным к решению задачи, работе всего коллектива. Удовлетворение испытывают и те ученики, которые были ближе всего к правильному решению.

Высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся является исследовательский метод . Пример: Исследовать произведения художников-импрессионистов и доказать почему их называли живописцами счастья? Для этого ученикам раздаю произведения разных импрессионистов. Необходимо определить по картинам: что в основном изображали художники, какие краски использовали, какие технические средства.

Высоким уровнем познавательной самостоятельности учащихся является исследовательский метод . Пример: Исследовать произведения художников-импрессионистов и доказать почему их называли живописцами счастья? Для этого ученикам раздаю произведения разных импрессионистов. Необходимо определить по картинам:

  • что в основном изображали художники,
  • какие краски использовали,
  • какие технические средства.
При исследовании картин ученики заполняют таблицу Темы, сюжеты Выразительные средства, техника Современность, жизнь маленьких кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы и мосты, неприметная красота сельских пейзажей, «жизнь застигнутая врасплох». Новый живописный язык, быстрые мазки, нечеткость изображения, незавершенность, много цвета и света, радостное настроение человека, выход на пленэр, подвижная композиция, некоторая потеря перспективы и объема, срезание рамой фигур.

При исследовании картин ученики заполняют таблицу

Темы, сюжеты

Выразительные средства, техника

Современность, жизнь маленьких кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы и мосты, неприметная красота сельских пейзажей, «жизнь застигнутая врасплох».

Новый живописный язык, быстрые мазки, нечеткость изображения, незавершенность, много цвета и света, радостное настроение человека, выход на пленэр, подвижная композиция, некоторая потеря перспективы и объема, срезание рамой фигур.

Мартовский снег. Грабарь И.Э. 1904г. На качелях. Огюст Ренуар. 1876г. Февральская лазурь. Грабарь И.Э. 1904г. В заключении приходим к выводу, что художники использовали яркие, радостные цвета, динамические средства, простые, позитивные, жизненные сюжеты.

Мартовский снег. Грабарь И.Э.

1904г.

На качелях. Огюст Ренуар.

1876г.

Февральская лазурь.

Грабарь И.Э.

1904г.

В заключении приходим к выводу, что художники использовали яркие, радостные цвета, динамические средства, простые, позитивные, жизненные сюжеты.

 Метод диалогического изложения  представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез.

Метод диалогического изложения

представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез.

Попробуйте дать название картине. Кто изображен? Что здесь происходит? Почему один человек на свету а другой в тени? Н.Н.Ге.

Попробуйте дать название картине.

Кто изображен?

Что здесь происходит?

Почему один человек на свету а другой в тени?

Н.Н.Ге. "Что есть истина?". Христос и Пилат. 1890

Для создания комфортных условий на уроках и ситуации успеха для учащихся применяю такие методы, как: метод «партитуры вопросов» . Правильно составленные учителем вопросы приводят учеников к осознанию того, что они сами нашли правильный ответ. Еще больший стимул вызывает нахождение вопросов самими учащимися. Даже за один правильно найденный вопрос ученик получает пятерку. Так как зачастую такой вопрос раскрывает смысл всего произведения.

Для создания комфортных условий на уроках и ситуации успеха для учащихся применяю такие методы, как: метод «партитуры вопросов» . Правильно составленные учителем вопросы приводят учеников к осознанию того, что они сами нашли правильный ответ. Еще больший стимул вызывает нахождение вопросов самими учащимися. Даже за один правильно найденный вопрос ученик получает пятерку. Так как зачастую такой вопрос раскрывает смысл всего произведения.

Пример: Рассматриваем картину Шагала Задание ученикам: Какие вопросы возникают по картине? Во время сбора вопросов кто-нибудь обязательно задаст главный вопрос: «Почему женщина изображена летящей? Шагал М.З.Влюбленные. Прогулка.1917г.

Пример: Рассматриваем картину Шагала Задание ученикам: Какие вопросы возникают по картине? Во время сбора вопросов кто-нибудь обязательно задаст главный вопрос: «Почему женщина изображена летящей?

Шагал М.З.Влюбленные.

Прогулка.1917г.

Или:  почему конь красный, мальчик обнажен? Что значит красный цвет для русского искусства? Что значит обнаженная натура в изобразительном искусстве? Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912.

Или:

  • почему конь красный, мальчик обнажен?
  • Что значит красный цвет для русского искусства?
  • Что значит обнаженная натура в изобразительном искусстве?

Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912.

Сравните эти произведения? Чем они схожи? Икона «Чудо Георгия о змие»

Сравните эти произведения? Чем они схожи?

Икона «Чудо Георгия о змие»

Формулирую  проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными). Такие приемы активизируют мышление учащихся и создают мотивацию к обучению.

Формулирую проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными). Такие приемы активизируют мышление учащихся и создают мотивацию к обучению.

Пример: в начале урока по теме «Архитектура страны фараонов» в 10кл. привожу эпиграф:  «Все на свете боиться времени, но время боиться ………….. » Ученики должны определить недостающее слово. В течении урока исследуем искусство Египта и определяем религиозную концепцию древнего искусства как стремление к вечной жизни.

Пример: в начале урока по теме «Архитектура страны фараонов» в 10кл. привожу эпиграф:

«Все на свете боиться времени, но время боиться ………….. »

Ученики должны определить недостающее слово. В течении урока исследуем искусство Египта и определяем религиозную концепцию древнего искусства как стремление к вечной жизни.

А символом вечной жизни являются – пирамиды.  «Все на свете боиться времени, но время боиться пирамид »

А символом вечной жизни являются – пирамиды.

«Все на свете боиться времени, но время боиться пирамид »

Магритт Рене бельгийский художник-сюрреалист.

Магритт Рене бельгийский художник-сюрреалист.

"Это не трубка"

«Вероломство образов» (Рене Магритт, 1928—1929). Надпись на французском языке: «Это не трубка».

" Это не яблоко ". 1964.

Метод погружения; Интонационности.  Для реализации этих методов использую методику Л.П.Масловой  (Новосибирск) При помощи, которой ученики овладевают навыками вступления в диалог с авторами художественных произведений и познанием их символики.  Эта методика позволяет мне раскрывать хороший творческий потенциал учащихся на уроках. Мои ученики пишут анализы художественных произведений в форме творческих сочинений и стихотворений. Самые удачные работы я помещаю в мой проект:  « Школьный Эрмитаж»  (на сайте: http://s-2.ven.edu54.ru/p1aa1.html )

Метод погружения; Интонационности. Для реализации этих методов использую методику Л.П.Масловой (Новосибирск) При помощи, которой ученики овладевают навыками вступления в диалог с авторами художественных произведений и познанием их символики. Эта методика позволяет мне раскрывать хороший творческий потенциал учащихся на уроках. Мои ученики пишут анализы художественных произведений в форме творческих сочинений и стихотворений. Самые удачные работы я помещаю в мой проект:

« Школьный Эрмитаж»

(на сайте: http://s-2.ven.edu54.ru/p1aa1.html )

Левитан И. Над вечным покоем. 1894 Представьте себя ветром, церковью, озером, облаком, солнцем и т.д. Что вы чувствуете, о чем думаете?

Левитан И. Над вечным покоем. 1894

Представьте себя ветром, церковью, озером, облаком, солнцем и т.д. Что вы чувствуете, о чем думаете?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!