ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ с ОВЗ
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Рассмотрим особенности выявления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Все мы знаем, что обучение это длительный процесс, в котором задействованы не только дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители, но и учителя, специалисты образовательного пространства, администрация.
Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, на мой взгляд, столь необходимые на сегодняшний день.
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:
Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся.
Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ.
Развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Если говорить об образовании детей с ОВЗ в обычных классах, нельзя не отметить, что такие дети еле-еле осваивают адаптированную программу, испытывают трудности в обучении и адаптации, многие не успевают по предметам.
Проблема школьных трудностей детей с ОВЗ является комплексной, поэтому внутри нее выделяется ряд аспектов.
Первым хотелось бы обозначить аспект социальный.
Дело в том, что школьные трудности — это огромная социальная проблема. Истоки следует искать в совокупности школьных трудностей, которые, как правило, появляются уже при обучении в начальной школе. Иногда их бывает трудно вовремя заметить, а иногда педагоги не знают, как помочь детям. Поэтому от 40 до 60% учеников начальной школы переходят в основную школу, так и не преодолев трудностей письма и чтения. И помочь этим детям можно единственно возможным способом — начав все обучение «с нуля».
Школьные трудности имеют и огромные социальные последствия, которые проявляются как в ограничении возможностей выбора профессии (что обусловлено функциональной неграмотностью), так и сложности социальной адаптации, потому что человек, не нашедший себя, не освоивший свою профессию, не может стать полноценным членом общества.
Второй аспект проблемы — психологический.
Все хорошо знают, что постоянные неуспехи и неудачи не позволяют ребенку личностно развиваться. Зачастую у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается задержка психического развития, нарушения речи, выявляются проблемы в эмоциональной и волевой сфере. Все это может негативно влиять на успешность обучения, адаптацию в коллективе, возможность развития заложенных природой способностей и личностного развития, становления и роста.
Есть и медицинский аспект проблемы школьных трудностей. Постоянные неудачи, тревоги, страхи приводят к вторичному нарушению здоровья детей. До тех пор, пока их условия жизни благоприятны, пока нагрузки посильны, этот сниженный адаптивный ресурс не дает о себе знать. Но как только ребенок оказывается в ситуации, с которой он не справляется (и эмоционально, и интеллектуально, и физически), наступает срыв. Потому период начала обучения часто заканчивается снижением физиологической и психологической адаптации ребенка. А это приводит к резкому ухудшению психологического и физического здоровья.
Говоря о медицинском аспекте проблемы, можно выделить один важный момент. Педагог обязательно должен представлять себе, что такое возрастное созревание мозга ребенка. Он должен понимать, что если ребенок 6–7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать, на этом нужно выстраивать работу и еще не маловажно понимать возрастные особенности организации внимания, памяти, деятельности, мышления. А незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем.
Последний аспект многокомпонентной проблемы школьных трудностей, – это педагогический аспект.
Очень важно наблюдать за ребенком в процессе учебных занятий, знать, чем отличается одна система обучения от другой. Необходимо понимать, что несформированность организма ребенка, функций его мозга может препятствовать в освоении той или иной программы. Есть дети, которые прекрасно учатся по традиционной системе, но не осваивают систему обучения по развивающей технологии системно-деятельностного подхода. Почему? Потому что программа предполагает интенсивное обучение, основанное на развитии творческого мышления, самостоятельной деятельности, а к этому готовы далеко не все дети. Современная школа в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни. Но не многие педагоги готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал, так же создание и разработка индивидуальной программы обучения. Ее создание часто затруднено из-за большого количества вариантов проявления проблем со здоровьем. Если в школе несколько «особых» учащихся, то разрабатывается программа для каждого из них индивидуально, что у нас и прослеживается. В моем классе 3 ученика и 2 варианта ЗПР 7.1 и 7.2, скажу честно, что трудно на каждого ребенка индивидуально составлять программу. А у кого-то в классе еще больше вариантов или детей с данной особенностью.
Необходимо специальное оснащение дополнительным демонстрационными и наглядными пособиями, помогающими ребенку усваивать общеобразовательную программу.
Работы классного руководителя и учителей-предметников недостаточно. Для создания благоприятного микроклимата между детьми, для быстрого разрешения конфликтных ситуаций, нужен еще психолог, дефектолог, социальный педагог, сурдопедагог, тьютор.
Особенности проявления трудностей в обучении у детей с задержкой психического развития
Каковы же особенности проявления трудностей в обучении у детей с ЗПР?
Под школьными трудностями понимается весь комплекс сложностей, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь – снижению успешности обучения.
Неуспешным ребенок становится только тогда, когда педагогический коллектив и специалисты (педагог-психолог, социальный педагог) вовремя не увидели, что у него есть проблемы, вовремя не обратили на них внимания и не смогли ему помочь.
В моем классе трое детей с задержкой психического развития. Этот диагноз им определила ТПМПК муниципального образования «Каменского района».
Эти дети, по своему развитию напоминают развитие ребенка более младшего возраста. При выполнении учебных заданий у детей наблюдается быстрая утомляемость и интеллектуальная пассивность. Они не приучены к систематической мыслительной деятельности, поэтому крайне поверхностно усваивают учебный материал.
В то же время они очень активны в игровой деятельности, которая в какой-то мере компенсирует их неудачи в учебе.
Для них каждый год разрабатываю и реализую Программы индивидуальных занятий коррекционно-развивающей направленности, которую ребенок будет осваивать успешно.
(2 занятия в неделю с каждым учащимся). И смысл в этом есть. То, что дети плохо усвоили на уроке, с ними можно индивидуально разобрать и проработать трудные для них места в теме.
Данная форма позволяет преодолеть трудности в обучении.
Необходимо также понимать, что, несмотря на наличие каких-то общих черт, все особые дети абсолютно разные. Поэтому требуется ряд предварительных шагов по организации взаимодействия таких детей с учителями и одноклассниками и постоянное индивидуальное сопровождение в учебном процессе. Перечислим их.
1. Необходим «переводчик» между ребенком и его окружением, который объясняет ему на его языке, чего от него хотят, и объясняет учителям, что с ним происходит. Нужен человек, который сопровождает его в школьной жизни и находится в постоянном контакте с родителями.
2. Необходим предварительный контакт с теми учителями, с которыми ребенок будет работать. Все остальные тоже должны знать его особенности, чтобы случайно не навредить, и знать, к кому обратиться в случае возникновения проблем. Тогда ребенок будет ощущать себя в большей безопасности.
3. Необходимо тактично предупредить одноклассников о том, что с ними будет учиться такой ребенок.
4. Нужно найти нескольких детей-волонтеров, которые могли бы общаться с ним на переменах.
5. Необходимо принять ряд правил, связанных с контролем успеваемости, облегчающих ему школьную адаптацию:
— при опросе отвечать в любой удобной для него форме (письменной или устной), возможно, на компьютере;
— при написании контрольной работы давать дополнительное время;
— при необходимости разрешать переписывание контрольной работы;
— принимать работу позже установленного срока;
— оценивать собственный прогресс ребенка, не сравнивая его с другими, на протяжении длительного времени.
Учителя часто боятся устанавливать разные правила для разных детей. Они считают, что если сделают послабление одному ребенку, то остальные захотят, того же. Однако особый ребенок тратит огромные усилия на постижение того, что другим дано от рождения. Справедливо — это не значит одинаково. Сами дети прекрасно понимают этот принцип, проблема во взрослых.
6. Нужно искусственно создавать ситуацию успеха на уроках по тем предметам, которые являются сильной стороной такого ребенка, чтобы дети иногда обращались к нему за помощью.
7. Учителя должны четко понимать, зачем нужны все эти усилия.
На своих уроках применяю:
индивидуально дозированную стимулирующую помощь: логика работы по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия, здесь я конкретизирую задания, вновь обращаюсь к некоторым примерам учебных заданий; (с Николаем данная работа затруднена)
направляющую помощь: эта помощь ведет детей от неправильного ответа к правильному с помощью наводящих вопросов;
обучающую помощь: она состоит в разъяснении детям определенного материала. Итак:
Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития. Социальная адаптация ребенка происходит легче. Нельзя в классах, где есть дети с ОВЗ использовать традиционные методы и формы работы. Составление индивидуальных учебных маршрутов и проведение мониторингов становится необходимым.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.