СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемы начальной школы и пути их решения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОБЛЕМЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Просмотр содержимого документа
«"Проблемы начальной школы и пути их решения"»

В период начального образования идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации обучающихся.

По окончанию начального образования ребенок должен приобрести набор определенных знаний и умений, научиться применять полученные знания на практике и уметь находить самостоятельно информацию, а так же

уметь адекватно оценивать результаты своей деятельности.

У детей разный темп развития, разные возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о её требованиях, о возможностях ребёнка следовать им, о возникающих школьных проблемах, понимание того, что очень редко ребёнок бывает таким, как хочется взрослым, исчезает. Чаще всего «вина» за школьные неудачи ложится на плечи ребёнка, его обвиняют в «лени», «нежелании постараться», «неорганизованности». Но это только создаёт дополнительные проблемы. Школьные трудности – это не неспособность учиться хорошо, чаще всего результат невнимания, безразличия взрослых – педагогов и родителей – или неверной тактики помощи: использование наказаний.

Под школьными трудностями мы понимаем весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребёнка в школе и приводят:
· к отклонениям в физическом и психическом здоровье;
· к нарушениям социально – психологической адаптации;
· к снижению успеваемости.

Проблемы начального образования

Первая проблема – «Сохранить желание учиться».

Все дети, приходя в 1 класс, всегда с желанием хотят учиться. И главная проблема начального образования - сохранение у ребёнка этого желания. Почему же пропадает интерес к учёбе? Потому что встречаются неудачи, неумение или нежелание преодолевать трудности. Каждый из учителей сталкивается с неразвитостью орфографической зоркости, невнимательностью и рассеянностью учеников. Ученик испытывает затруднения при пересказывании, при решении математических задач. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы, плохо ориентируется в тетради. Бывает так, что домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо, поднимает руку, а при ответе молчит. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнёт его выполнять, постоянно переспрашивает учителя. Можно подумать, что проблемы не глобальные, но их решение существенно влияет на учебно-воспитательный процесс. Решается эта проблема через использование средств психологической диагностики в сотрудничестве со школьным психологом. В последнее время можно встретить множество психологической литературы, которая содержит психодиагностические методики, предназначенные для работы с детьми разного возраста. Кроме того, существует много пособий, содержащих коррекционно-развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений в развитии детей, повлёкших за собой трудности в обучении. Чаще всего психологической причиной трудностей в обучении является низкий уровень развития внимания, низкий уровень кратковременной памяти, низкий уровень развития фонетико-фонематического слуха.

Итак, пути решения проблемы:

· Организация психологического сопровождения в начальной школе.

· Индивидуальная работа по устранению психологических проблем учащихся.

· Консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока. Рекомендации по развитию психических процессов.

Вторая проблема – «Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании».

Все учителя видят, как с каждым последующим годом обучения растёт количество часто болеющих детей, в листе здоровья появляется всё больше хронических заболеваний и нарушений здоровья учащихся. Почему так происходит?

Известно, что современный процесс обучения детей начальной школы во многом организован нерационально и сопровождается большим расходом психической и физической энергии. В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется школьная близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Все это в совокупности отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности профессионального роста человека.

Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся. Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарный назвал “синдромом низко склоненной головы”.

Классную мебель, за которой ученики могли бы работать и сидя и стоя, учителю изготовить не под силу. Но под силу каждому учителю строить уроки с использованием здоровьесберегающих технологий. Создать условия для двигательной активности учащихся на уроке, осуществлять постоянный контроль над осанкой детей, включать в урок упражнения зрительной и дыхательной гимнастик, использовать зрительные тренажёры, которые несложно изготовить учителю самостоятельно.

Учителя нашей школы активно занимаются здоровьесберегающими технологиями. Так, например огромным опытом стало активное участие всех педагогов нашей школы, а также всего Пермского края в акции «Оnline-зарядка». Педагоги делились опытом и показывали свои многофункциональные упражнения, направленные на разностороннюю тренировку всех органов. Ученики с удовольствием выполняли каждое упражнение, тем самым помогая своему здоровью.

Третья проблема – «Эффективность урока. Выработка самостоятельной деятельности».

Главное орудие труда учителя – урок. На уроке ты и наставник, и артист, и зритель. Опытному учителю составлять и эффективно проводить уроки не составляет особого труда главное использовать весь потенциал классного коллектива. Для молодого учителя решением проблемы является учёба и ещё раз учёба. Информации в настоящий момент море, только бери и пользуйся. Но пользуйся с умом одной из главных задач проводимых нами уроков, считаю, является задача выработка самостоятельности в работе. Известно, что в решении задачи развития у учащихся умения и привычки заниматься самообразованием особую роль играет начальная школа. От эффективности выработки умений самостоятельной учебной деятельности в начальной школе зависит успешность усвоения учащимися предметных знаний и результативность дальнейшего обучения. Решение данной задачи требует, с одной стороны, понимания учителями начальных классов ее значимости, владения знаниями и педагогическими умениями, необходимыми для выработки у детей умений самостоятельной учебной деятельности, а, с другой стороны, должно опираться на понимание роли и места информатизации в организации самостоятельной работы учащихся.

Четвертая проблема – «Организация внеурочной деятельности».

Внеурочная предметная деятельность важный компонент в привитии интереса к предмету и эффективное дополнение в обучении основам наук. Играет свою роль и возможность разнообразить формы деятельности, на уроке всё-таки мы порой ограничены программными рамками. Иногда проблемой становится вопрос, где взять время. На выручку приходит опять же большой арсенал методической литературы, обмен опытом.

В нашей школе мы активно проводим предметные недели каждую четверть: неделя математики, русского языка, литературы, экологии. Не включаем в них проведение открытых уроков, контрольных работ, а стараемся делать их занимательными. В предметную неделю включаем конкурсы рисунков, поделок, плакатов, газет, выступление агитбригады, интеллектуальные марафоны, викторины. Внеурочная работа по предмету, конечно же, включает и организацию проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность - очень важная работа, в ходе которой дети учатся видеть проблему, ставить вопросы для ее решения, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, аргументировать свои идеи. Занятия проводятся в нетрадиционной форме (игры-исследования, игры-выступления, игры - экспериментальные лаборатории), большое внимание уделяется экскурсиям.

Пятая проблема – «Сотрудничество с родителями».

Наладить сотрудничество с родительским коллективом зачастую проблематично. Собрать стопроцентно на родительское собрание не реально. Среди родителей низок уровень педагогической культуры и большинство не горят желанием её повышать. Учитель старается разнообразить работу в этом направлении, но воспринимается родителями всё очень неохотно. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка. Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. И решение в мастерстве, виртуозности, грамотности педагога.

Последняя проблема – где взять учителю на всё время. Если найдётся решение этому, то все остальные проблемы отпадут сами собой.

Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!