СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы социальной адаптации современного школьника.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

мъ

Социальная адаптация  школьника – это сложный образовательный процесс, который характеризуется стабильностью и непрерывностью. Главная отличительная черта от социальной адаптации взрослого человека заключается в том, что для ребенка подобная адаптация в любом случае будет первичной.

  Иными словами, социальная адаптация детей – это первичный этап привыкания ребенка к новым условиям социальной среды, а также усвоение им ранее незнакомых правил поведения, социальных норм, которые были приняты в обществе или в группе, в которой этот ребенок оказывается.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы социальной адаптации современного школьника.»

Проблемы социальной адаптации современного школьника.

Социальная адаптация школьника – это сложный образовательный процесс, который характеризуется стабильностью и непрерывностью. Главная отличительная черта от социальной адаптации взрослого человека заключается в том, что для ребенка подобная адаптация в любом случае будет первичной.

Иными словами, социальная адаптация детей – это первичный этап привыкания ребенка к новым условиям социальной среды, а также усвоение им ранее незнакомых правил поведения, социальных норм, которые были приняты в обществе или в группе, в которой этот ребенок оказывается.

В социальной адаптации детей главную роль играют родители. В семье ребенку объясняют самые элементарные правила и нормы, сначала на примитивном языке (что такое «хорошо», что такое «плохо»), используя познавательные рассказы и игры. Семья – это важный институт, и в ее рамках благополучие и спокойствие очень важны для развития человека. Если семья любящая, если ребенку показывают, что он важен, его мнение ценят, то и в дальнейшей жизни он вырастет в такого же человека: достойного, любящего, готового отдавать что-то.

Особенности социальной адаптации ребенка в семье:

  1. Социально-демографическая структура семьи (профессиональный статус, уровень образования, количество членов семьи, наличие братьев или сестер);

  2. Психологический климат, эмоциональное настроение, которое царит в семье;

  3. Психологическая и педагогическая культура родителей;

  4. Материально-бытовые условия проживания;

  5. Характер общения с детьми в семье, его продолжительность, степень внимания и доверия между родителями и ребенком;

  6. Связь семьи и других сообществ (школа, родственники, иные социальные институты).

Проблемы адаптации

Главная проблема заключается в том, что ребенок берет пример со своих родителей. Если семья неблагополучная, то и пример будет негативным. Отсюда в процессе социальной адаптации дети, растущие в неблагополучных семьях, проявляют агрессивное поведение.

Формы отклонений в процессе социальной адаптации

Формы отклонений от норм, которые необходимо соблюдать в процессе социальной адаптации подростка, могут включать в себя определенные расстройства. Так, гиперкинетическое расстройство – недостаточная настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция к смене деятельности, к переключению с одного вида действия на другое приводит к тому, что ни одно дело в результате не оказывается завершенным. В таком случае ребенок отличается особой агрессивностью, часто попадает в неприятности и несчастные случаи. У детей наблюдаются расстройства поведения и чувство неполноценности из-за невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности.

Несоциализированное расстройство – в данной форме отмечается сочетание антисоциального и агрессивного поведения. Основные черты: отсутствие взаимодействий со сверстниками, проявление изоляции в отношении них, отвержение друзей, а также повышенная эмпатичность. По отношению ко взрослым ребенок проявляет жестокость, не соглашается с любым его мнением, отсутствие доверия.

Социализированное расстройство характеризуется стойкой асоциальностью (лживость, побеги из дома, воровство, прогулы в учебном заведении, грубое отношение как к старшим, так и к младшим, к близким и незнакомцам).

Делинквентное нарушение – это проступки, мелкие провинности, которые не попадают под степень криминала. Тем не менее, если эти проступки будут прогрессировать, то именно на следующем этапе есть вероятность стать настоящим преступником и понести наказание по всей строгости закона.

Социализация как форма социальной адаптации ребенка

Социализация – это процесс усвоения ребенком социального опыта, направленный на конкретный результат – адаптацию.

В результате процессов социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. Но нельзя сказать, что социализация взрослого будет идентичной социализации ребенка, поскольку детям чаще свойственная так называемая ранняя социализация. Она характеризуется тем, что многие нормы, правила и ценности объясняются детям в игровой форме для их лучшего и более понятного усвоения.

Важно, что успешность ребенка в его социальных условиях формируется в несколько этапов, которые взаимосвязаны. Этапы выделяются на основе индивидуальных особенностей (скорость развития, наличие физиологических или психических отклонений). Ощущение своей сопричастность процессам общества, уверенность в наличии своего собственного места в социальной системе, которое будет соответствовать ожиданиям – только при условии формирования этих позитивных состояний происходит воспитательное влияние на ребенка, которое в будущем отражается его успешной психофизиологической, социальной и социально-психологической адаптацией.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!