СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продолжительность урока

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжительность урока

Просмотр содержимого документа
«Продолжительность урока»

Продолжительность урока


Урок. Привычное слово. Урок – основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки – основная часть партитуры школьного дня...» (Ш. Амонашвили).
В школах в настоящее время продолжительность урока 45 минут.Хорошо это или плохо ,давайте разберемся.
Зачастую учитель стремится просто передать всю имеющуюся у него информацию. Вот здесь и встает вопрос о хронометраже урока. Сколько он может продолжаться: 35,40 минут, 45, 50?


Психологи установили, что слабый ученик способен воспринимать информацию на уроке в течение 7-8 минут, средний - на протяжении 12 минут, а хорошо подготовленный - не более 17 минут. Тогда чем же занимать школьника в оставшееся время? Любой учитель понимает, что что первые 5-10 минут уходят на проверку домашнего задания и привлечение внимания учеников к теме урока.Последующие 20 минут ученики способны максимально усваивать новый материал.Потом наступает усталость ухудшается внимание и понимание урока в целом.На просторах интернета многие преподаватели жалуются на шум не послушание в классе.Это естественно..ребенок устал и ему необходимо отдохнуть.Физ минутки не всегда имеют место и далеко не всегда актуальны.Что мы видим.?
Сегодня в педагогической практике применяются два подхода к длительности урока: 40 и 45 минут. Но дают ли дополнительные 5 минут урока больше знаний ученикам? Ведь вряд ли кто-то будет утверждать, что старшее поколение, традиционно обучавшееся 45 минут, получало знаний больше, чем современные дети. И всегда ли больший объем информации способствует лучшему усвоению учебного материала?



Утомление – особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).
Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. Первым и очень информативным признаком утомления является изменение почерка. Особенно отчетливо это видно у тех детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается регуляция вегетативных функций, внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе». Наиболее частым проявлением утомления является так называемое «двигательное беспокойство». После 5–10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (относительно неподвижной определенной позой при письме, чтении, работе за компьютером) ребенок начинает «крутиться», многократно менять позу.
Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, они снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.
Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока – главный фактор предохранения от предметного утомления и повышения функционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в классе возможна в течение 20–25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20–25 минут. У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной работы не намного выше – 30–35 мин.
35 или 45? Сегодня как никогда актуален тезис русского врача, автора книги «Физиология и естественная история о человеке» (1787) Амбодик-Максимовича: «...сильное и неумеренное напряжение ума в малолетстве больше вредит, чем пользы приносит».
Основную роль в определении продолжительности урока играют педагогическое мастерство, личность учителя. Так стоит ли ломать копья? Пусть каждая школа делает выбор сама в зависимости от имеющихся педагогических кадров, конкретных условий школы и, не перегружая при этом учеников. На мой взгляд, с учетом перегруженности школьников лучше урок сократить до 35 максимум до 40 минут.