Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
Творческий проект
по гражданско-патриотическому воспитанию
Презентация
«9 Мая – День Великой Победы»

Ученики 3 класса В
Руководитель: Самусевич
Ирина Александровна
2017 - 2018 г

«Через века, через года -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда–
Помните!»
Р.Рождественский «Реквием»
Оглавление
Паспорт проекта……………………………………………………3-4
Описание работы.
2.1. Введение……………………………………………………………....4-8
2.2. Описание работы над проектом и её результаты………………….8-11
Вывод………………………………………………………………..12-13
Список использованной литературы, электронные адреса……………...14
Приложение……………………………………………………………….15-20
Паспорт творческого проекта
по гражданско-патриотическому воспитанию
«9 Мая – День Великой Победы»
1. Направление проектирования: гражданско - патриотическое воспитание.
2.Тип проекта: долгосрочный творческо - исследовательский проект.
- по числу учащихся – групповой;
- по доминирующему методу – творческо - исследовательский, интегрированный;
- по предметным областям – межпредметный (Азбука смоленского края, русский язык, математика окружающий мир, литературное чтение, краеведение, проектная деятельность).
3.Информация заявителя:
Обоснование необходимости проекта: необходимо воспитывать патриотические чувства детей младшего школьного возраста. Для этого целесообразно создавать условия для детской деятельности адекватной возрасту детей, направленной на формирование гражданской позиции, чувства любви к Родине, уважения к памяти погибших героев.
Описание проекта: для достижения поставленных целей, в классе создана соответствующая предметно-развивающая среда: подобран наглядный, дидактический, изобразительный материал, составлен календарный план проектной деятельности, включающий разные формы работы с детьми и родителями (чтение, слушание произведений, беседы, рассматривание фотоматериалов и презентаций о войне, изодеятельность, посещение библиотеки, музея).
4.Автор и руководитель проекта: Самусевич Ирина Александровна, учитель начальных классов.
5.Участники проекта: 26 учащихся 3 класса В.
6.Партнёры: родители, родственники, ветераны войны.
7.Сроки реализации проекта: 15.10.2017 г. – 28.04.2018 г.
8.Основные направления реализации:
Поисковая и научно-исследовательская работа.
Организация мероприятий, приуроченных к великой дате (уроки мужества, классные часы, творческие и спортивные мероприятия, совместные трудовые дела и т.д.).
Совершенствование технологий внеурочной работы с учащимися.
Краеведческая работа.
Обобщение результата работы, систематизация собранных материалов.
9.Форма защиты проекта: творческо – исследовательская презентация
10.Продукт проектной деятельности:
- презентация в формате Microsoft PowerPoint проекта «9 Мая - День Великой Победы»;
- оформление выставки поделок «Помню и горжусь!»;
- рисунки на тему «Они сражались за Родину»; «Салют, Победа»;
- сочинение по выбору «Мой прадед в годы Великой Отечественной войны» или «Письмо солдату»;
- демонстрационный материал (наглядный) по теме;
- подборка художественно-публицистической литературы по теме.
2.Описание работы
2.1. Введение
Актуальность проекта. Проект актуален по нескольким основаниям. Во-первых, в социально-культурном аспекте, основной вектор воспитательной работы в 2017 – 2018 учебном году тесно связан с празднованием 73-летием Победы в Великой Отечественной войне. Во-вторых, проблематика воспитания толерантности и патриотизма у детей и подростков акцентируется спецификой современных условий, когда молодежь вынуждена противостоять самым разным вызовам, в том числе вызовам терроризма и экстремизма.
Проблемы воспитания гражданина и патриота всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений. В настоящее время происходит обесценивание нравственно – этических норм. На организацию воспитательной деятельности отрицательно влияют ряд внешних по отношению к школе факторов. Телевидение, радио, газеты чаще всего оказывают негативное воздействие на духовное и нравственное развитие детей. Компьютерные игры, которые поглотили детей и подростков, не всегда оказывают правильное воздействие на формирование мироощущения детей. Подростки мало времени проводят за чтением книг.
Есть сложный контингент учащихся, лишенных в большинстве своем возможности получить воспитание в рамках традиций русской семьи. Растущая разница материального обеспечения семей также отрицательно влияет на взаимоотношения детей. У многих подростков примерами для подражания становятся отрицательно характеризующиеся люди.
«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился». Тема патриотизма ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских. Актуальность этой темы очевидна. Кто, как не школа должна заботиться о нравственном, патриотическом становлении личности. В наше время школе отведена особая роль. Она тот островок, где воспитывают истинного гражданина своей страны, знающего и уважающего историю своего Отечества, своего народа, своей семьи. Учитель должен помочь ученику не только получить хорошие знания, но и стать Личностью, способной строить жизнь, достойную Человека. Воспитание патриота и гражданина неразрывно связано с изучением русской культуры, формированием православной культуры, правовой культуры и физической культуры. Современному обществу нужны социально - активные граждане, готовые посвятить свою профессиональную деятельность на благо Родины.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «9 Мая – День Великой Победы»» позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Проблема проекта. Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях? А также проблема состоит в рефлексии противоречия между привычной интерпретацией «боевой славы» как торжества собственных героев над поверженным врагом и современными представлениями о жертвенности и подвиге. Именно это должно акцентировать в проекте «человеческую», сочувственную, личностную позицию.
Цель проекта – формирование патриотизма и мировоззренческой устойчивости через личностное восприятие и изучение истории Великой Отечественной войны по воспоминаниям современников, связанных с участниками проекта (родственников, прямых предков, соседей и т.п.); сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
поиск новых форм воспитательных воздействий, учитывая особенности современных школьников и возрастные отличия;
поддержка, укрепление школьных традиций и формирование новых для сохранения непрерывной системы работы по патриотическому воспитанию учащихся;
определение содержания мероприятий, учитывая принцип всеобщности – через все формы и методы работы;
развитие исторического мышления, формирование гражданского самосознания, активизация познавательной и научно – исследовательской деятельности учащихся;
развитие традиций школы по формированию демократичности и толерантности;
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
взять интервью у родителей, бабушек, дедушек о жизни родственников в годы войны;
оформить страницы в проекте « 9 Мая – День Великой Победы» о жизни родственников в годы войны;
рассказать о них на классном часе "Мы помним, гордимся, благодарим".
Ожидаемые результаты
приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
расширение знаний о Великой Отечественной войне;
сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;
удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами войны, одноклассниками.
Воспитанники должны уметь:
Найти необходимую информацию в литературе по той или иной теме;
Ориентироваться в хронологии Великой Отечественной войны.
План (содержание) работы:
1.Совместное обсуждение и разработка плана действий.
2.Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне.
3.Рассказы педагога о Великой Отечественной войне, о жизни и подвигах детей.
4.Чтение и обсуждение серии рассказов о детях-героях.
5. Посещение музейно-выставочного комплекса «Смоленск – щит России».
6. Совместная работа с родителями в семейных архивах, изучение документов времен Великой Отечественной, письма с фронта, ордена и медали своих родных.
7.Посещение Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова. Викторина «Города – герои».
8.Провести школьный конкурс сочинений «Мой прадед в годы Великой Отечественной войны» и «Письмо солдату». Создать презентации.
9. Провести школьный конкурс чтецов « Знаем, помним, гордимся».
10. Организовать классную выставку рисунков «Они сражались за Родину», поделок «Помню и горжусь», книг «Война! Твой горький след – и в книгах, что на полках…»
11. Провести классные часы, беседы.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
План работы
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1 | Совместное обсуждение и разработка плана действий. | Сентябрь - октябрь | Руководитель, ученики, родители. |
2 | Чтение книг о Великой Отечественной войне и обсуждение серии рассказов о детях-героях. | сентябрь- апрель | ученики |
3 | Уроки мужества, классные часы: - «Из семейной военной шкатулки»; - «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны»; - презентации «Города – герои»; - «Мы помним, гордимся, благодарим». | В течении года | Руководитель, ученики |
4 | Творческие конкурсы: - конкурс чтецов «Знаем, помним, гордимся» ( стихи, проза о войне) - конкурс рисунков о войне «Они сражались за Родину» - сочинение письмо солдату «Здравствуй, солдат!» | Октябрь-декабрь | ученики |
5 | Книжная выставка «Война! Твой горький след – и в книгах, что на полках…» | декабрь | Ученики, учитель |
6 | Cбор информации о жизни родственников в годы войны: - интервью с родителями, родственниками; - изучение семейных архивов, писем с фронта, орденов и медалей своих родных; - встреча с ветеранами войны; - фотосъемка встреч | Зимние каникулы | Ученики, родители |
7 | Конкурс сочинений по выбору о ветеранах ВОВ: - «Мой прадед в годы Великой Отечественной войны» - «Письмо солдату» | январь | Ученики |
9 | Посещение музейно-выставочного комплекса «Смоленск – щит России». | февраль | Ученики, учитель, родители |
10 | Посещение Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова. Викторина «Города – герои». | апрель | Ученики, учитель, родители |
11 12 | Оформление страниц памяти в семейный архив. Презентация « 9 Мая – День Великой Победы» | До 10.04.18 28.04.18 | Ученики, родители, учитель Ученики, родители, учитель |
2. Основной этап
Сначала учащиеся в школьной, классной и домашней библиотеке нашли книги о Великой Отечественной войне, начали читать и делиться друг с другом своими впечатлениями, организовали выставку рисунков-иллюстраций к книгам.
Затем на классном часе каждый из школьников составил возможные вопросы для интервью по сбору информации о своем родственнике, потом обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей. Оказалось, что большинство родителей совсем ничего не знают о своих дедушках и бабушках. Поэтому многим ребятам пришлось обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам.
Много времени заняло у ребят на оформление своей странички. Не во всех семьях сохранились старые фотографии, искали у родственников. Некоторые решили написать о родственнике в виде сочинения, другие - в виде заметки. Несколько раз возвращались к составленному тексту, советовались с родителями, учителем, уточняли некоторые моменты, редактировали. Каждому хотелось написать интересней. Не все ребята умели оформлять работу на компьютере, учили друг друга.
3. Заключительный этап
Как и планировали, 9 апреля прошел классный час "Мы помним, гордимся, благодарим", на котором подвели итоги работы над проектом. Каждый учащийся представлял свою работу, оформленную на страничке в виде сочинения или заметки, свой рисунок и поделку.
2.2. Описание работы над проектом и её результатом
Идея проекта: возникла, когда мы с классом начали планирование мероприятий к 73-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству», - считал педагог К.Д. Ушинский.
Проблема: прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях?
Гипотеза: живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки учащихся начальной школы. Возможно, их родственники были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.
Главный результат:
Создание страниц памяти в свои семейные архивы, из которых дети создадут проект « 9 Мая – День Великой Победы».
Возможные трудности выполнения проекта и пути выхода из них:
Затруднения учащихся | Педагогические действия |
Учащиеся не имеют опыта проведения интервью | совместная разработка опросников тренинги общения |
Учащиеся плохо владеют навыками сбора и обработки информации | использование образцов редактирование отработка навыка работы на ПК в режимах Word и PowerPoint |
Недостаточно развиты оформительские навыки | организация взаимопомощи, взаимообучения |
Отсутствие помощи со стороны родителей | мотивирование родителей на совместную деятельность |
Нежелание ветеранов ВОВ выходить на контакт с детьми | установление контакта с ветеранами ВОВ отработка правил поведения учащихся организация помощи ветеранам |
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Реализация проекта «9 Мая – День Великой Победы» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками проекта стали дети и родители.
Формы реализации проекта: экскурсии, беседы и дискуссии, творческая деятельность (ручной труд, рисование, аппликация, литературно – музыкальная композиция), художественная литература, викторины.
Методы исследования: теоретические и практические.
1.Теоретические:
- Изучение информационных источников, фотодокументов: работа с каталогами, научно-исторической литературой, системой Интернет.
- поиск информации о прадедах;
- систематизация;
- обобщение.
2. Практические:
- опрос учащихся 3 класса В, интервью родителей, родственников.
- встречи с ветеранами, родственниками ветеранов, участниками Тыла;
- участие в конкурсах;
- анализ; осмысление.
1. Образовательно-воспитательное направление.
Каждый год в классе проходят «Уроки памяти», посвящённые Дню Победы. На этих уроках дети читают рассказы и стихи о войне. К этим урокам готовятся не только учитель, но и учащиеся. Они приносят из дома семейные реликвии, документы, письма, рассказы своих родных, соседей, переживших войну. И на уроке возникает диалог поколений, оживает история и память о войне, прошедшей через каждую семью. Используя эти ценные материалы, учащиеся напишут сочинение по теме «Письмо солдату», «Мой прадед в годы Великой Отечественной войны».
В течение учебного года в классе проводится цикл классных часов, посвященных Великой Победе. Слушая рассказы, дети понимают, как страшна была война, и как важно сохранить мир на Земле.
Ребята собирали и рассказывали о родных, близких и просто знакомых людях, прошедших и переживших войну, их воспоминания, копии писем и документов, фотографии. И за эти годы уже ушли из жизни герои многих этих рассказов, простые люди, наши современники – о которых нет ни книг, ни фильмов, но осталась наша школьная летопись. Эта работа очень важна для школы, так как, собирая материал, ребята не только больше узнают об истории страны, об истории своих семей, но они как бы сами пишут эту историю. Укрепляются отношения между школой и родителями, помогающими в этой работе. Материалы летописи используются для подготовки тематических классных часов.
Размышляя о судьбе своих прадедов, ребята пришли к выводу, что нужно не только знать, помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели сил, защищая родную землю, но и передавать память о них своим потомкам. Только в этом случае жив будет наш народ, наша Отчизна.
2. Эстетическое направление.
Этот конкурс был проведен в классе и организованна выставка работ детей в честь дня Победы. Были выбраны победители конкурса.
С каждым годом все дальше уходят в прошлое события воины, все выборочной выхватывает память ее эпизоды, образы фронтовиков и тех, кто трудился в тылу. Но, пожалуй, есть то единственное, что мы забыть не вправе. Массовый героизм советского солдата, с необычайной силой раскрывшийся в годы Великой Отечественной войны, навсегда останется в людской памяти. Высокогуманные и справедливые цели войны пробудили у советского народа неиссякаемую энергию, величайшую самоотверженность. Это было время, когда героизм стал нормой поведения миллионов людей.
Практический выход – классный конкурс, школьная выставка для ветеранов войны.
Талант к творчеству дарован каждому из нас природой, однако далеко не всем удается его раскрыть. Помогают это сделать различные творческие конкурсы, которые помимо своего прямого назначения, еще и просто дарят участникам и всем окружающим радость и удовольствие. Поделки из бумаги, пластилина ко Дню Победы вместе с детьми — простой, но не менее важный способ проявить уважение к памяти погибших в годы Великой Отечественной войны.
Практический выход – классный конкурс, презентация, выставки.
Традиционный конкурс чтецов в этом году был посвящён юбилею Великой Победы. К итоговому конкурсу готовились все ребята класса. На высокой ноте, эмоционально, осмысленно, прочувствованно звучали стихотворения о войне.
Ребята познакомились со стихотворениями Анны Забияки (родительница) о войне.
В процессе исследования мы выяснили, что в рамках школьного курса «Окружающий мир» Великой Отечественной войне отводится совсем немного времени. Учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны, поэтому создаваемый проект имеет большую значимость и предполагает осуществление патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, поиск новой информации.
Результаты исследований созданного проекта « 9 Мая – День Великой Победы » можно использовать на уроках Азбуки Смоленского края, окружающего мира, истории, во внеклассных мероприятиях, Уроках Мужества. Учащиеся должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
Выводы
«Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым, это нужно живым!»
Великая Отечественная война прошедшего столетия стала самым тяжелым испытанием в истории нашей Родины. Вот они, шагнувшие в 21 век, со своей судьбой, со своими подвигами, ныне живущие, либо ушедшие от нас, боевые солдаты и офицеры, вольнонаемные Советской Армии участники войны.
1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту - 10, каждые 6 секунд - один человек. Вот какая страшная арифметика! Но и эти цифры сегодня требуют уточнения.
Шагнувшие в третье тысячелетие ветераны войны, труженики тыла - это живая история, это бесценная устная повесть о горьких военных годах тех, кто испытал радость жизни и трагедию своего народа в ушедшем столетии.
Мы хотим, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сознание и помнил, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны. Мы, молодое поколение обязаны уважать и чтить память наших ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.
Вывод: таким образом, проведенное нами поиск и исследование позволяет сделать следующий вывод: нам эта победа была очень нужна, мы боролись за свою Родину, за свободу следующих поколений, что фронтовики и труженики тыла внесли весомый вклад в общее дело Победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней. Повсеместно велась партизанская война.
Наше исследование - это первый этап поисковой работы. Далее мы планируем исследовать малоизученный вопрос о судьбах людей, наших земляках, которые внесли достойный вклад в дело Великой Победы.
Количественные результаты: наш класс надеется, что количество заинтересованных участников будет расти, а также, благодаря совместной работе будет реализовываться всё больше и больше интересных и полезных дел.
Качественные результаты: в результате организованных мероприятий расширится круг единомышленников, они будут узнавать всё время что-то новое о военных годах, но главное – не будут забыты имена участников войны, будут содержаться в порядке памятники погибшим воинам.
В процессе работы над проектом мы научились тому, как правильно организовать исследовательскую деятельность, правилам планирования и оформления проекта, работать сообща. Данный опыт для нас бесценен, так как может пригодиться в нашей дальнейшей творческой деятельности.
В результате работы над проектом достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Список использованной литературы, электронные адреса
1. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.// Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
3. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века.//Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
4. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. - М.: 2006.
5. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. - М.: Просвещение, 1977.
6. Сборник "Дети-герои" - папка, а в ней тонкие книги про Марата Казея, Леню Голикова, Валю Котик, Зину Портнову, Васю Коробко и др.
7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне\ А. П. Казаков,Т.А.Порыгина,М.:2009.
Интернет-ресурсы
1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). - Режим доступа http://www. 1september.ru/.
2. http://smolpedagog.ru/box.html
3. http://www.vesti-moscow.ru/
4. http://www.dissercat.com/

«Через века, через года -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда–
Помните!»
Р.Рождественский «Реквием»