ДИЗАЙН ШКОЛЬНОГО ДВОРА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Благоустроенный школьный двор – это очаг экологической культуры, связь с природой, выход из помещений на воздух, пробуждение детской и родительской инициативы. Детей должно окружает не неухоженное пространство и горы мусора, а красивый ландшафт, зелень деревьев. То, что создается общими усилиями, никогда не пропадает.
Жизнь каждого из нас начинается со школьного двора, со школы. Долгое время она служит нам защитой, очагом, опорой. Центром нравственного, эстетического и физического воспитания. Это наш быт, а с ним и стиль, образ жизни. И от того, как мы сумеем организовать его, зависит мироощущение и душевное состояние.
Идея о благоустройстве школьной территории у меня появилась сразу как я пришла работать в свою родную школу, то есть год назад.
Учащимися и учителями школы уже высажены кустарники, посажены сосновые деревья, разбиты клумбы, благоустроен стадион. Но мне бы хотелось, чтобы на территории школы появились зеленые, уютные уголки, где могли бы отдыхать не только учащиеся школы, но и учителя проводить свои уроки
Целью моей работы было: знакомство с искусством ландшафтного дизайна и разработка рекомендаций и предложений по озеленению школьного двора.
Немного об основах ландшафтного дизайна.
Ландшафтный дизайн-это особый вид деятельности, направленный на создание искусственной среды для жизнедеятельности человека путем активного использования природных компонентов (рельеф, вода, растительность)
Планировка обычно включает разделение на отдельные участки земли целевого использования, прокладку дорожек, оборудование мест для сидения, устройство альпинариев, клумб и прочее. Основная задача при создании зеленых зон пришкольного двора заключается в максимальном использовании естественного, заданного самой природой, ландшафта местности.
Занимаясь обустройством школьного дома, я осталась само собой, не отказалась от своего « я», подошла к проекту « Дизайн школьного двора» творчески.
Цель проекта – преобразование малопродуктивной школьной территории в полноценную экологическую систему за счет создания близких качественных биологических сообществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
декоративное оформление прилегающей к школе территории;
создание условий для занятий по различным предметам;
активизация практической деятельности по благоустройству пришкольной территории;
развить творческую деятельность учащихся на основе общего коллективно – творческого дела.
Девиз проекта: « Школа наш дом, нам заботиться о нем!»
Гипотеза проекта Модернизация прилегающих к школе территорий позитивно отразиться на развитии эстетического восприятия окружающей среды и культуре поведения учащихся.
Проектная идея Процесс создания проекта « Дизайн школьного двора» в МКОУ Луговская СОШ предусматривает создание следующих зон:
1. Зона учебной работы (участок для проведения уроков биологии, окружающего мира, ИЗО, экскурсии и внеклассные мероприятия.)
На учебном участке мы получаем различные знания по некоторым темам окружающего мира, некоторым разделам биологии ( ботаника, зоология, природоведение, экология), ИЗО.
2. Спортивная зона
В школе существует площадка для спортивных игр, футбольное поле, которое нуждается в постоянном уходе. На стадиона находятся полоса насаждений молодых сосенок .
3. Зона отдыха и досуга (игровые площадки для младших школьников, беседки)
На школьном дворе обязательно должна быть зона отдыха. В моем представлении – это уютные беседки В ней приятно укрыться от солнца, в знойный день, спрятаться от дождя. Любое строение, увитое разнообразными лазящими насаждениями ,выглядит просто великолепно.
4. Зона озеленения (газоны, клумбы, аллеи)
Зона озеленения – ближайшая перспектива школы.
Спокойный природный зеленый цвет снимает стрессы, восстанавливает работоспособность, дает энергию утомленному зрению. Я остановилась на таком варианте газона. Здесь будут посажены цветы: бархатцы, шафраны, настурция, ромашка, колокольчик, цинии
В аллею прекрасно вписываются многие приятно пахнущие многолетники и бордюрные растения. Композицию можно составить из сочетающихся по цвету растений: львиный зев, агератум, алисиум, цинерария, гвоздика перистая.
По моему мнению, центральным звеном в озеленении участка , должны стать клумбы у входа в школьное помещение. Предлагаю композицию из растений и камней, а так же различные фигуры из автомобильных покрышек. Подобные композиции называют горкой – рокарием. При создании композиции желательно использовать камни большого размера. Чтобы рокарий превратился в роскошную цветущую отраду для глаз, подобрала такие растения, которые будут непристанно цвести с конца весны до сентября: первоцветы: подснежник, анютины глазки, маргаритки; луковичные: нарциссы, тюльпаны, геоцинты; розы; аквилегия; флокс; брунера; ирисы; тагетис; петуния.
Программа действий
1. Создать клуб ……..
2. Организовать конкурс рисунков на лучший дизайн школьной территории между классами 1- 11 кл.
3. Изготовить на уроках технологии скворечников, кормушек, скамеек, также на уроках труда собрать и высушить различные семена растений.
4. Провести экологическую акцию по уборки нашей школьной территории, в которой будут принимать участие как учащиеся так и учителя.
5.
Реализация плана действия
Мы начали реализацию своего проекта со встречи с директором школы Левкиным В.В., который одобрил нашу заинтересованность в благоустройстве школьного двора. Затем мы организовали конкурс рисунков на лучший дизайн школьной территории, среди классов выбирались лучшие работы по которым, мы нарисовали один общий проект.
После этого мы начали подготовительные работы, так как проект рассчитан не на один год, мы решили сначала заняться зоной озеленения и учебной зной. Для зоны озеленения подбирали различные цветы, которые бы подходили по высоте растений и по сроком цветения, а так же что бы были менее прихотливые. Коллектив совместно с родительским советом изготовили различные фигуры из автомобильных покрышек, которые украшают наши огромные клумбы. Далее все силы были направлены на строительство птичьего двора, также установления скамеек в учебной зоне.
В дальнейшем мы планируем изготовить беседку, большой стол для учебных занятий на открытом воздухе, так же альпийские горки и небольшой водоем.
Экономическое обоснование проекта
Смета расходов на ближайшую перспективу.
Строительство птичьего двора – 1000р
Семена цветов - 0р
Автомобильные покрышки - 0р
Камень - 0р
Подручные материалы для кормушек - 0р
Строительство стола - 500
Строительство беседки - 1000
Строительство скамеек - 500
Итого - 3000р
Правовая база
1.Книга «Миллион цветов на вашем участке» Князева Т.П., Д.В.
Проект обустройства школьной территории и совершенствования классов на открытом воздухе создавался в соответствии с Законами РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», потребностями экологического воспитания и образования детей и взрослых.
Своё выступление хочу закончить словами известного архитектора, доктора ландшафтного искусства Любена Стойчева: « Несмотря на то, что художественные взгляды людей изменяются в каждую эпоху в связи с изменением экономического строя общества, в великом искусстве всегда содержаться вечные эстетические ценности, которые доставляют художественное наслаждение людям различных эпох».