СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект для детей подготовительной группы "Русский быт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект для детей подготовительной группы "Русский быт"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Радуга»

Карасукского района Новосибирской области



 



Творческий проект в подготовительной группе

Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.

«Русская изба и традиции русского народа»

























Руководители проекта: Перепелица Ольга Семеновна, 1 квалификационная категория, МБДОУ № 9 «Радуга», г.Карасука Карасукского района

Вербицкая Любовь Леонидовна, МБДОУ № 9 «Радуга», г.Карасука Карасукского района








Тема проекта:

«Русская изба и традиции русского народа»


Сроки реализации: краткосрочный (14.03 – 30.04.2022)

Вид проекта: творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители.


Цель:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи:

Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

  • Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

  • Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

  • Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

  • Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

  • Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).

  • Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Гипотеза:

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

Направление проекта:

Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Материальное обеспечение:

Изготовление костюмов и декораций для театрализованного представления, предметы старинного быта, макет русская изба




Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живёт русская душа!



Актуальность проблемы:

Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Проблема детская: Как жили люди на Руси?

Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Ожидаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.

5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

6.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

7.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.

8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

10.Создать макет «Русская изба».

11.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

12.Дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Колобок».

13.Родительское собрание «Этой ярмарки краски…»

14.Итогом проекта проведем «Фестиваль народов»

Подготовительный этап:

- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

-организация уголка «Русская изба»

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

- сотрудничество с библиотекой.

Основной этап. Реализация проекта:

Заключительный этап.

- Презентация проекта - оформление папки;

- Создание с детьми макета «Русской избы».

- Театрализованное представление русской народной сказки «Теремок»

- Создание с родителями подготовительной группы книги рецептов «Русские блюда» и ее презентация.

-Участие в общесадовском фестивале «Дружба народов мира»










Реализация проекта




Мероприятия

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

«Эти мудрые русские сказки».



Беседа об истории русского народа.

Чтение сказки «Лисичка со

скалочкой»





«Слава русской старине»

Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Познакомить детей с прялкой и веретеном.

Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено.


Познакомить с предметами русского быта.

Рассматривание видео о прялки и веретене, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители).

«В гостях у Василисы Премудрой»

Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора

(песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.)


Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтении.

Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу»

Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве.




«Чудо – чудное, диво – дивное».

Рисование

"Народная праздничная одежда"

Беседа: "Народная праздничная одежда"

Углубить представление о русской наряде.

Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане.

Цель: учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании.

Дети расписывают сарафан, головной убор и кофточку Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Оформление выставки детских рисунков для родителей

"Народная праздничная одежда"

«Золотые руки мастеров».

Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна). «Предметы русского быта»


Оформление мини- музея «Русский быт»

Экскурссия в Карасукский краеведческий музей


Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства).

Дети изготавливают из мягких модулей избу

Подготовка консультации для родителей

«2022 год Культуры в России»».

«Русские посиделки».

Русской изба и деревенские посиделки с русскими народными играми

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить скороговорки, потешки, играть в народные игры.



  1. Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей»

Игры - драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

Обыгрывание песни «Где был Иванушка? », танец: «Кадриль»,


Формировать культуру проведения

мероприятий, с опорой на русские традиции. Цель: совершенствовать умение играть в русские народные игры.


"Царство  Дымково"


Лепка из соленого теста дымковской игрушки.

Беседа о дымковской игрушке.

Знакомство детей с народными художественными промыслами.

Способствовать закреплению знаний о народных промыслах:

дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).


Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.

Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка).

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

Консультация для родителей «Русские народные игры для детей»


« Весёлые матрёшки»





Украшение узором игрушки-матрёшки.

Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.


Украшение узором игрушки-матрёшки. Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

Консультация для родителей «Игры детей с матрешками»


«Веселая карусель»



Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Теремок»

Театрализованная постановка «Колобок»

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.



  1. Музыкально – ритмические движения под музыку «Колобок».


  1. Аппликация « Колобок катится по дорожке».


  1. Этюд – драматизация « Колобок катится по дорожке» (под музыкальное сопровождение)


Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

«Этой ярмарки краски…»

Сбор страниц для книги рецептов

Работа с родителями

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре.

Задачи:

Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; национальным блюдам

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и речевую активность, коммуникативные качества.


Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, создание книги рецептов «Русские блюда»

Итог проекта:

«Фестиваль народов мира»

Концерт

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре.

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и речевую активность, коммуникативные качества.

Создание для родителей видеоролика о фестивале.


Результат:

1.Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

2.Сплотился коллектив родителей и воспитателей.



Используемая литература:

1. Бурухина А.Ф  «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012г.

2. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.

3. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.

4. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.

5. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.

6. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.

7. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.

8. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.

9. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004г.

10.Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!