СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Грамотным быть модно"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте раскрывается роль русского языка в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Грамотным быть модно"»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Грамотным быть модно

(Исследовательский проект)








Выполнила:

студентка Ш-12 группы

Исакова Елена











Ейск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……2


  1. КРАТКАЯ ИСТОРИИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА…………………...……...6


  1. ЧТО ТАКОЕ ГРАМОТНОСТЬ И ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ…………………………………………………………...7


  1. ПОЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГРАМОТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ …………...….11



  1. КОМПЛЕКС ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………………………………….12


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………26


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...….29














ВВЕДЕНИЕ


О том, что общая грамотность населения резко падает, говорят постоянно. Поистине грамотные люди, которых подавляющее меньшинство, бунтуют и все громче выявляют протест против невежества и косноязычия. Нет, конечно, всегда были безграмотные люди, причем некоторым это не мешало быть успешными политиками, учеными и даже писателями. Тем не менее, раньше хотя бы была четкая граница между грамотным и безграмотным населением. Прослойка общества, именуемая интеллигенцией, была ярко выраженной и стояла неким особняком. Сегодня же сплошь и рядом можно встретить смешанные семьи, где супруги могут быть с разным уровнем грамотности. Даже наличие высшего образования на сегодняшний день далеко не всегда является показателем грамотности.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время остро встаёт проблема грамотности. К сожалению, уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы газет, в том числе, и центральных, пестрят грамматическими ошибками. Задача каждого, кто считает себя носителем языка, – осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере. Красивый и чистый русский язык является «мостом дружбы и взаимопонимания» различных культур. Знание родного языка позволяет человеку понять и принять собственные исторические корни. [5]

Цель проекта заключается в выявлении и развитии потенциала грамотного отношения к жизни обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Изучить научно-методическую психолого-методическую литературу по данной проблеме.

  2. Рассмотреть краткую историю развития языка.

  3. Определить понятие грамотности.

  4. Раскрыть причины снижения уровня грамотности населения.

  5. Выявить причины, по которым человеку необходимо быть грамотным.

  6. Подобрать комплекс занимательных заданий по русскому языку для 6 класса.

Для реализации поставленных задач основным методом исследования являлся метод теоретического анализа и синтеза данных научно-методической и психолого-педагогической литературы.






















  1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА


В IX веке восточнославянские племена для общения между собой применяли древнерусский язык. С тех пор он претерпел немало изменений, и дошел до нас в том состоянии каким мы видим его сейчас. Многие известные люди внесли свою лепту в развитие русского языка, благодаря чему он стал всеобще известным, и применяем даже за пределами России. На сегодняшний день он находится на пятом месте по количеству говорящих на нем людей в мире.

Наиболее значимый период становления пришелся в XVII – XVIII века. Именно в этот период правил Петр I, который внес немалый вклад в развитие русского языка. Переломный момент пришелся на конец XVII века, когда под его влиянием происходили реформы во всех отраслях государства. Затронуло это также и русский язык и культуру. Благодаря Петру I был введен гражданский шрифт, который заменил кирилловский полуустав. [3]

Он стал активно внедрять новую терминологию, многие слова при этом были заимствованы из зарубежных стран, по большей части европейских. Также при Петре I стали возводиться типографии, где печатались художественная и политическая литература. Эти издания впоследствии пополнили библиотеки. Таким образом, Петр I способствовал сохранению русских традиций и ценностей, запечатлев их в письменном виде.

Также немалый вклад в развитие русского языка в XVIII веке внес Михаил Васильевич Ломоносов. При написании своих творений он придерживался определенных правил грамматики, которые впоследствии были призваны официально, и многими из них мы пользуемся и поныне. Именно благодаря трудам М.В. Ломоносова был создан новый раздел науки под названием грамматика. Это повлекло за собой написание и опубликование первого академического словаря.

Кроме того, он издал книгу «Российская грамматика», которая стала великим достоянием для всего народа. Именно после этого события русский язык получил призвание во всем мире. Впоследствии на основании этой книги был создан учебник, по которому изучали правописание в школах. Ломоносов был первым кто внедрил стили написания текстов, которые он подразделил на деловой, художественный и научный. В почти неизмененном виде они дошли и до наших дней. Также внес большую лепту и в появлении новой терминологии, пополнив запас русского языка. [2]

Таким образом, этот процесс не останавливается и по сей день. Слова все также приходят к нам из-за рубежа, в связи с чем и происходят изменения в лексике. Это влечет за собой постоянное преобразование русского языка, и каким он будет в будущем предсказать сложно.



  1. ЧТО ТАКОЕ ГРАМОТНОСТЬ И ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ



Г ра́мотность  происходит от латинского слова  grammatica — «учение о словесности»,  и греческого  γραμματική — «словесность, грамматика» — это степень владения человеком навыками  письма и чтения на  родном языке. [4]

С давних времен под грамотностью принято было считать степень образованности человека и уровень его культуры. Качества весьма важные для отдельного человека и для общества в целом.

В Средние века даже знать не могла похвастаться своей грамотностью. Письмо и чтение поручалось специально выученным писцам и чтецам. Синьорам и вельможам требовалось лишь произносить напористые и внушительные речи.

В эпоху Просвещения грамотными были лишь знатные вельможи. Любая девушка из знатной семьи могла изъясняться на французском, знала латынь, умела отлично читать и писать на родном языке. Люди, принадлежащие к бедному классу, были весьма малограмотными.

На Руси грамотность начала зарождаться с возникновением первых церквей. Тогда стали нужны люди, способные читать, чтобы проводить богослужения.

Затем долгое время грамотностью обладали лишь дворяне и сановники. После революции 1917-го года стране потребовались грамотные, имеющие образование люди для работы на фабриках и заводах. Была введена программа повышения всеобщей грамотности, то есть всех советских людей учили читать и писать.

Тем не менее, грамотность по-прежнему является частью культуры. На заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности закладывается гармоничная, образованная, развивающаяся личность.

В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка. Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться, дружить и работать, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей. Но, если раньше, несколько столетий назад, общение высших слоев населения происходило на французском языке, что определяло четкую грань между интеллигенцией и малограмотными людьми, то сегодня все перемешалось.

Многие языковеды отмечают, что культура речи скудеет, искажается, теряется и не только на уровне бытового общения, но даже в литературе, официальных публичных выступлениях, театре, кино, на радио, не говоря уже о средствах массовой информации. [1]

Существует несколько причин снижения грамотности:

Первая причина – это падение общего уровня образованности и культуры в обществе. Примеры этому встречаются на каждом шагу. Например,

Вторая причина неграмотности, вероятно, кроется в рекламе. Ведь яркие полотна, развешанные на улице городов, притягивают внимание, бросаются в глаза и невольно закрепляют увиденное в сознании человека.

Третья причина – стремление изменить традиционные нормы языка. В настоящее время повысился интерес к изменяющимся нормам языка. Это связано с приказом Министерства Образования и Науки РФ об утверждении словарей, содержащих новые нормы русского языка. С вступившими в силу с 1 сентября 2009 года новыми нормами литературного русского языка категорически не согласны более 97 % опрошенных. Приказ министерства, по их мнению, фактически узаконил считавшееся ранее безграмотным произношение некоторых слов.

Четвертая причина - это влияние Интернета на современный язык, в том числе на письменный. Мы сегодня чаще общаемся не лично и даже не по телефону, а в Интернете: в «Контакте», в «Одноклассниках» и др. Там принято писать быстро, оригинально, изобретен даже особый язык, в котором написание слов нарочно становится неправильным, часто употребляется ненормативная лексика. Но ведь когда язык размывается, он начинает разрушаться.

Пятая причина снижения грамотности заключается в отсутствии образцовой речи; сегодня практически негде услышать правильную речь, это стало редкостью. Телевидение, радио как средства массовой информации не являются образцами правильной речи. Ни телекомментаторы, ни герои их программ совершенно не заботятся о том, что и как они сказали. Главное, чтобы зритель не мог оторваться т экрана. Кто не слышал такие «перлы»?

«Теперь я пойду с еще большим забралом»

«Характером умным оказался»

«Вот где собака порылась»

«Пора принять меры и наложить вето на табу»

Таким образом, грамотность – это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе.




  1. ПОЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГРАМОТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?



Грамотность, грамотный человек. Эти понятия давно у всех на слуху. Словарь Ожегова гласит –«грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно». [5] Вот с грамматикой на уроках русского языка школьники воюют всерьёз. Мягкие и твердые звуки, однокоренные слова – путь к грамотности для людей нелёгок и тернист.

Грамотность – это владение навыками устной и письменной речи в соответствии с литературным языком. Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное умение, которым человек обладает. Грамотность имеет большое значение для людей.

Во-первых, неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной речи, не умеет правильно оформлять какую-либо ценную бумагу или документ.

Во-вторых, неграмотная личность слабо владеет своим родным языком. Максим Горький писал: «Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.» [5] Язык без грамотности, как неисправный инструмент, которым нельзя пользоваться.

В-третьих, такие люди не могут быть полезны обществу: невозможно развивать современную культуру и искусство, чётко отстаивать свои интересы на различных дипломатических переговорах, международных конференциях.

В-четвёртых, грамотность – это наличие знаний в какой-либо области, она способствует развитию науки и техники. В наше время человеку нужно владеть электронно-вычислительной машиной, чтобы не отставать от требований современности.

В -пятых, грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет. Сейчас появились электронные письма, SMS- сообщения, факсы, которые помогают людям общаться. Но несмотря на это, необходимо правильно и грамотно выражать свои мысли.

Грамотные люди – это счастливые люди. Самуил Яковлевич Маршак писал: «Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть.» [6]

Из вышесказанного следует, что любое общение между людьми всегда основывается на словах. По тому, что и как вы говорите, о вас складывают впечатление окружающие: друзья, руководители, коллеги и даже продавец в продуктовом магазине. Грамотность говорит о состоянии интеллекта. Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека.


  1. КОМПЛЕКС ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Русский язык довольно сложный предмет для восприятия его учащимися. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир языка. Одним из этих подходов является игра, как сильнейший фактор психологической адаптации учащегося в языковом пространстве. Использование игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка позволяет учащимся вместо «скучного» заучивания программного материала в игровой, соревновательной форме закреплять полученные теоретические знания, что способствует лучшему усвоению, совершенствованию, углублению знаний.

Орфографические и фонетические игры

Игра «Диктор».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость.

Расставьте ударение и произнесите правильно.

Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер, торты, звонит.

Игра «Перевертыши».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость.

Назовите имена существительные, которые читаются налево и наоборот.

азак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, боб, кок, поп, дед, шалаш)

Игра «Переставь ударение».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость.

Попробуйте назвать глаголы, которые после перестановки ударения превращаются в существительные.

(Село, пропасть, окуни, топи, пряди).

Игра «Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость.

Если в глаголах заменить Ё буквой Е, то можно образовать имена существительные. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд.

(БЕРЁТ – БЕРЕТ, МЁЛ – МЕЛ, ШЛЁМ – ШЛЕМ, ЗАПРЁТ – ЗАПРЕТ, ОСЁЛ – ОСЕЛ, ПОЁМ – ПОЕМ…).

Игра «Волшебный круг».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость.

Сколько слов вы сумеете прочитать по часовой стрелке и против нее?

 (КОЛЕСО – сок, кол, лес, око, село, сокол, лесок, оселок, колесо).


Игра «Переставь буквы».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость.

Переставь буквы так, чтобы из одного существительного образовать другое.

(барыня – рабыня, пальто – лапоть, лейка – лакей, подвода – водопад, мошкара – ромашка, стирка – старик, приказ – каприз, каркас – краска.)

Игра «Добавь букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость.

 К названным словам добавить одну букву так, чтобы получилось новое слово.

(рот – крот, вал – овал, том – атом, овцы – ловцы, рубка – трубка.)

Игра «Замени букву». 

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 

Предлагается исходное слово с орфограммой, учащиеся изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка

ручка

бочка

речка

ночка

свечка

кочка

печка

точка

почка

тучка

дочка

тачка

ночка

Игра «Поймай конец предложений».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 

Последний слог в произнесённом слове является первым в следующем слове. Например: сады – дыра – рамы – мыши- ….

 Игра « Шифровальщики».

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслового различия звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Нужно отгадать зашифрованное слово и выбрать из каждой группы лишнее слово.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Игра «На одну букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость.

Подбери как можно больше прилагательных на одну букву (например, К)

(красивый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, корректорский, коллективный, компактный, кофейный…)

Игра «Чудесный квадрат»

Цель: учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.

Р

у

к

а

У

з

о

Р

К

о

р

А

а

р

а

Б

Заполни клетки по горизонтали и прочитай по вертикали.

  1. Часть тела.

  2. Красивое сочетание линий и фигур.

  3. Часть дерева.

  4. Национальность.

Лексико-грамматические игры

Игра «Эрудит».

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, содействовать расширению кругозора учащихся.

Угадай слово по толкованию его лексического значения.

  1. Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

  2. Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

  3. Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)

  4. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)

  5. Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

  6. Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

Объясни разницу в значении слов:

адресат — адресант,

дипломат — дипломант,

описка — отписка,

поступок — проступок,

опечатка — отпечаток,

поглотить — проглотить.

К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.

Персты (наперсток, перчатки),

шелом (ошеломить),

кика — головной убор (кичиться),

коло — круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо),

чаять — ожидать (нечаянный),

тщание — старание (тщательный).

Игра «Следствие ведут знатоки».

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, содействовать расширению кругозора учащихся.

«Найди слово по его приметам».

Это глагол: его синоним – промчался.

Я шел зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

(Д. Хармс)

Игра «Соколиный глаз».

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, содействовать расширению кругозора учащихся.

Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

(Н. Рыленков)

Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?

Хороший Ветер.

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

играл со мной в пути.

(Э. Мошковская)

Игра «Найди лишнее слово».

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

1) Петя ушиб колено ноги.

2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3) Собрание будет в декабре месяце.

4) Многие города были превращены в руины и развалины.

5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

6) Он написал свою автобиографию.
Игра «Бумеранг».

Цель: воспитывать у учащихся внимание и быстроту реакции, активизировать мыслительную деятельность учащихся

«Найди синоним»

Простой человек (бесхитростный),

простая задача (легкая),

простая истина (прописная);

беспокойный человек (неугомонный),

беспокойный взгляд (тревожный);

крепкая дружба (надежная),

крепкая подошва (прочная).

«Найди антоним».

Близкий берег (далекий),

близкий человек (чужой);

веселая комедия (скучная),

веселое настроение (грустное);

глубокий колодец (мелкий),

глубокие знания (поверхностные);

мелкая рыба (крупная),

мелкая река (глубокая).

Игра на распознавание родственных слов «Четвертый лишний»

Цели игры: расширение семантических полей родственных слов и словарного запаса; закрепление навыка распознавания родственных слов; активизация пассивного словаря.

Водитель, вода, водить, завод.

Коса, косичка, косить, косарь.

Желток, железо, желтеть, желтый.

Часовщик, часть, час, часовой.

Печурка, печать, печка, печь.

Водяной, водить, водичка, вода.

Нож, ножевой, ножной, ножны.

Пес, песок, песочный, пески.

Лиса, лисенок, лист, лисица.

Гора, горка, горный, городок.

Белка, беленький, белить, белеть.

Лось, лоскут, лосенок, лосиный.

Игра «Прямое и переносное значение слов».

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширение словарного запаса.

К данному прилагательному нужно подобрать два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым переносное.

Тяжелый (камень, характер), горячая (вода, голова), тесная (квартира, дружба), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), твердый (земля, решение), золотые (украшение, руки), свежий (цветы, газеты), больной (человек, вопрос), веселые (люди, песни).

Игра «Будь внимателен».

Цель: закрепить употребление существительных во множественном числе и образование существительных в женском и мужском роде.

Образуйте множественное число: дуга – дуги, рука – руки, мука - ?, грек – греки, узбек – узбеки, человек-?

Образуйте единственное число: певцы – певец, венцы – венец, щипцы-? орехи – орех, успехи – успех, доспехи -? Кони – конь, пони-?

Образуйте женский род: повар – повариха, портной – портниха, купец – купчиха, храбрец - ?

Образуйте мужской род: коза – козёл, оса - ? жница – жнец, жрица – жрец, чтица – чтец, львица-?

Образуйте существительное: суровый – суровость, новый – новость, полный – полнота, черный – чернота, мерзлый – мерзлота, ясный -?, знать – знание,

Игра «Составь словосочетания».

Цель: повторить согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

Подбери имена прилагательные к существительным, правильно согласуя их в роде и числе.

Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое),  кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (черная).

Игра «Образуй прилагательные».

Цель: закрепить образование прилагательных от числительных и существительных.

Образуйте прилагательные от числительного два и существительных ЗНАК, ЛИЦО, НОГА, СЛОГ. СМЫСЛ, ВЕДРО, ГОД, ЛЕТО, МЕСЯЦ, МОТОР, НЕДЕЛЯ, ЦВЕТ, ЧАС, ЭТАЖ.

Двузначный, двуличный, двуногий, двусложный, двусмысленный, двухведерный, двухгодичный, двухлетний, двухмесячный, двухмоторный, двухнедельный, двухцветный, двухчасовой, двухэтажный.

Игра «Словознайкин, дай ответ». 

Цель: развивать память, мышление, речь. 
За определенное время нужно вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например: 

Пословицы и поговорки: 

Жизнь дана на добрые дела. 

Шила в мешке не утаишь. 

Поспешишь – людей насмешишь. 

Жизнь прожить – не поле перейти. 

Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь. 

Четверостишье: 

Шила шубку – сшила юбку, 

Шила шапку – сшила тапку! 

Хорошая швея Наташа! 

Игра «Все наоборот». 

Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельностьучащихся. 

Нужно заменить словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 

Игрушка для елки – …(елочная игрушка

Герой сказки – … (сказочный герой

Сок яблока – … (яблочный сок

Суп из молока – …(молочный суп

Варенье из клубники – … (клубничное варенье

Каша из гречки – … (гречневая каша

Вода из речки – … (речная вода

Скважина в замке – …(замочная скважина

Мука из пшеницы – … (пшеничная мука) и т.п. 

Лингвистические игры (фразеология)

Игра «Четвертый лишний»

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширение словарного запаса.

В каждой подборке найдите четвертый лишний фразеологизм; объясните, почему он лишний, и составьте с ним предложение.

  1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

  2. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

  3. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носа не подточит.

  4. Попасть в впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплет.

Игра «Одним словом».

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширение словарного запаса.

Зарубить на носу - ……..(запомнить)

Коптить небо – ….(не делать ничего полезного)

Себе на уме – …. (скрытен, хитер)

Куры не клюют – …. (очень много)

Вилять хвостом – …. (заискивать, подлизываться)

Наложить вето – …. (запретить)

Игра «Закончи фразеологизм».

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширение словарного запаса.

Дрожит …(как осиновый лист), катается…(как сыр в масле), выводить…(на чистую воду), держать…(в ежовых рукавицах), поразить…(как гром среди ясного неба), вариться…( в собственном соку), сидеть…(сложа руки), знать…(как свои пять пальцев).

Игра «Восстанови фразеологизм».

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширение словарного запаса.

Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова (из мира животных).

  1. Делить шкуру неубитого………. (медведя)

  2. Купить ……….в мешке.(кота)

  3. Пустить …….. в огород. (козла)

  4. Набито как в бочке …….. (сельдей)

  5. Брать ….. за рога. (быка)

  6. Смотреть как ….. на новые ворота. (баран)

  7. Писать как ………лапой. (курица)

  8. …… по осени считают. (цыплят)

ВОПРОСЫ – ШУТКИ

  1. В каком слове сорок гласных? (Сорока)

  2. В каких словах по сто согласных? (Стол, стон, стог, стоп)

  3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий? (Залп)

  4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? (Станет)

  5. Какой алфавит состоит всего из шести букв? (Азбука)

  6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоемов, в маленького грызуна? (Ка-мыш – мыш-ка (поменять местами слоги))

  7. Какое местоимение превратиться в союз, если прочесть его справа налево? (Он – но)

  8. В каком числительном содержится приказ? (Три)

  9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются? (Нос)

  10. В каком слове сто отрицаний? (Стонет)



ВОПРОСЫ ПОСЕРЬЕЗНЕЕ

  1. Каково происхождение слова столица? (В Древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.)

  2. Каково происхождение слова мешок? (Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур)

  3. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить? (приуменьшить – немного уменьшить (Приставка при- имеет значение неполного действия); преуменьшить – очень уменьшить (пре- = очень))

  4. Слово среда имеет два значения: «день недели» и «то, что находится вокруг, окружение». В каком падеже и в чем именно проявляется различие этих двух значений? (В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в среду – поместить в щелочную среду)

  5. Что такое звательный падеж? (Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь – княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, например: Боже мой! Господи!)

  6. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное- спортивный термин? (Ничья)

  7. Какова неопределенная форма глагола вылечу? (Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить)

  8. В каком существительном 7 букв о? (Обороноспособность)

  9. Назовите три глагола, которые не употребляются без –ся. (Смеятья, бороться, гордиться, стараться и т.п.)

  10. Объясните смысловую разницу в словосочетания два часа – двое часов. (Два часа – время; двое часов – два предмета, прибора, измеряющих время.)

Таким образом, можно сделать вывод, что игровые формы организации учебной деятельности, являясь частью общего учебного процесса, способны активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Неотъемлемой частью общей культуры человека являются умения читать и писать, а также способность связно и доступно изъясняться.

По словам историка Николая Карамзина, быть неграмотным – невежливо по отношению к читающим. Сложно понять текст, написанный с ошибками, изложенный в малодоступной форме. Иногда такой текст обретает противоположный смысл. Когда слова написаны без ошибок, мысли преподнесены ясно и чётко, каждый поймет, что хотел донести до него автор текста.

Современное поколение школьников мало читает и много общается в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что с ошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой.

Нужно отметить тот факт, что врожденной грамотности не существует. Существует врожденная способность мозга обрабатывать, запоминать внешний вид напечатанной информации.

То есть любой человек, научившийся читать и хоть изредка читающий, так или иначе эту способность тренирует. И чем больше он читает, тем больше становятся размеры долговременной зрительной памяти. Грамотность можно и нужно развивать, так как по мере работы развиваются и те участки мозга, которые за грамотность отвечают. Это процесс взаимообогащающий. На уроках повышения грамотности обязательно происходит развитие человека.[4]

8 сентября отмечается  Международный день грамотности (International Literacy Day). Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным. Главная цель данного Дня – активизировать усилия общества по распространению грамотности. И сегодня Международный день грамотности отмечается во всём мире. В этот День также присуждаются Международные премии за распространение грамотности людям с выдающимися идеями, способными содействовать распространению грамотности в целях реализации Повестки дня в области образования на период до 2030 года. Надо также сказать, что ежегодно День грамотности посвящен определенной теме. Так, в разные годы он проходил под девизами: «Значение грамотности для женщин», «Грамотность расширяет личные возможности», «Грамотность и здоровье», «Грамотность обеспечивает устойчивое развитие», «Читая прошлое, пишем будущее» и др. [9]

Итак, быть грамотным нужно для того, чтобы правильно, а не двояко, понимать друг друга, уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа. Правила и законы для того и существуют, чтобы люди жили и созидали в соответствии с ними. Своим образованием нужно заниматься. Для кого-то это может быть сложной задачей, но даже медленное движение всегда лучше любого застоя. И если тренироваться и работать над собой, то результат обязательно появится.

В данной работе была представлена краткая история развития русского языка, определено понятие «грамотности» и раскрыты причины снижения уровня грамотности населения. Подобран комплекс занимательных заданий по русскому языку для 6 класса. Таким образом, все поставленные задачи решены.




























ЛИТЕРАТУРА


1. Беднарская, Л. Д. Грамотный человек [Текст]: учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта, 2009. –

168 с.

2. Иванова М.В. Историческая грамматика русского языка [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/М.В. Иванова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.

3. Кузнецова В.Г. Интересные задания на уроках русского языка // Электронный журнал Экстернат.РФ (05.12.2014).

4. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно [Текст]: учеб. пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 256 с.

5. Сидоров С.В. Викторина по русскому языку [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http: // si-sv.com/publ/15-1-0264.

6. http://zrada.org/inshe/43-literatura/267-otkuda-est-poshel-istorija-russkogo-jazyka-proishozhdenie-russkogo-jazyka.html).

7. http://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti- yazikoznania / gramotnost / chto-takoe-gramotnost/3861

8. http://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti-yazikoznania / gramotnost/zachem-nuzhna-gramotnost/3862

9. http://www.textologia.ru/yazikoznanie/interesnie-fakti-yazikoznania / gramotnost/gramotnaya-rech-dlya-uspeshnoi-kareri/3863

10. http://www.calend.ru/holidays/0/0/72/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!