Результаты освоения курса «Громкие чтения»
Результаты освоения курса «Громкие чтения» соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
По итогам освоения программы выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
.
Предметные результаты:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
учить отвечать на вопросы по содержанию;
Регулятивные универсальные учебные действия:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные универсальные учебные действия::
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Коммуникативные универсальные учебные действия::
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание курса «Час чтения»
Русские народные сказки,
Книги о Родине и родной природе
Детская литература
Классика
Поэзия
Лирика
Фольклор
№ | Содержание | Формы организации | Вид деятельности |
1 | Народный фольклор. Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Инсценировка произведения, творческая работа «Сочини загадку», литературные игры. | работа в группах; характеристика книги; определение темы и жанра; выбор книги на заданную тему; |
2 | Книги о Родине и родной природе (Паустовский К., Житков Б.С. Виталий Бианки М. Пришвин, Е.Пермяк, Бажов и др.) | Викторина по прочитанным произведениям. Конкурс чтецов прозы и стихов на заданную тему. | работа в группах; самостоятельная работа с книгой; устный отзыв; классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру; характеризовать книгу, определять тему и жанр; выбирать книгу на заданную тему; создать иллюстрации к выбранной книге, самостоятельное чтение; беседа и рассуждение по прочитанному произведению; слушание, чтение книги; |
3 | Детская литература (Произведения Толстого, А.Гайдара, Успенского, А.Барто, Маршака и др.) | Театрализации. Видео-интервью. Беседа-дискуссия. | Смысловое чтение; осмысление цели чтения; выбор вида чтения в зависимости от цели; оформление книжек-малышек; составление вопросов по произведению для видео-интервью; |
4 | Русская и зарубежная литература (классика) (М.Твен, Дюма, Ш.Перро, Олеша, Чехов, Некрасов и др.) | Час «тихого чтения»; диспут; литературная игра; конкурс чтецов (с применением видео съемки) | Смысловое чтение; монологические высказывания; анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных); самостоятельная работа с книгой; семейное чтение; Открытое мероприятие |
5 | Поэзия (Стихи Ахматовой, Есенина, Блока, военная тематика) | Конкурс чтецов стихотворений поэтов; работа в группах: рукописная книга; презентация любимой книги. | Анализ собственной работы; составление устных монологических высказываний; практическая работа со справочной литературой. Открытое мероприятие |
Деятельность учащихся:
чтение – рассматривание книг
чтение вслух
рассказывание
проектная деятельность.
составление кроссвордов и викторин по прочитанным произведениям;
подготовка устных журналов;
создание иллюстраций, плакатов;
оформление книжек-малышек с мини-сочинениями;
разучивание повторяющихся четверостиший.