Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ№3 им.Т.М.Катанчиева»с.п.Атажукино
Проект
по формированию навыков самообслуживания
у детей раннего возраста
«Я - САМ»
Подготовила:
Гедугошева С.Х.
2022-2023уч.год
Проект
по формированию навыков самообслуживания
у детей раннего возраста
«Я - САМ»
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, обучающий, долгосрочный.
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: годовой.
Срок реализации проекта: сентябрь 2022г- май 2023г.
Предполагаемые итоги проекта: Осознание детьми необходимости овладения навыками самообслуживания
Актуальность проекта:
Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.
Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Таким образом, для содействия развития навыков самообслуживания мной разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила самообслуживания на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.
Выбор темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживания, именно в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков. В этом проекте мы совместили еще и пальчиковые развитии , умственные, сказочные, здесь мы совместили и сказки, поскольку именно сказки нас учат всему хорошему.
Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору и кабардинскому. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных и кабардинских сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Дети знают мало русских народных сказок.
закрепить и расширить знания детей о сказках;
развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, продолжать показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.:
Создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности.
Обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.: способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь
10 Закрепить и расширить знания детей о сказках;
11 Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
12способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
13 Вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, продолжать показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
14 Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
.
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение навыками самообслуживания детьми младшей группы:
-
Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
-
Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
-
пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
-
Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
-
Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
-
Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
-
Научить детей понимать сказки и герои.
-
Научить их играть создавать пальчиковые, кукольные сказки.
-
Научить по картинкам угадывать название сказки.
-
Научить их сочувствию, доброте, взаимопонимание и взаимопомощи.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
-
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
-
Получение консультаций по данной теме.
-
Укрепление связей между детским садом и семьёй.
-
Познакомить родителей с темой проекта
-
Привлечь родителей:
-
к совместной работе с детьми и воспитателем.
-
к оформлению книги «Зарисовки любимой сказки»
-
Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.
-
Консультация для родителей
— это средство воспитания детей и объединения семьи»
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
-
личный пример работников детского сада, родителей;
-
использование художественной литературы, фольклора;
-
схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
-
обеспечение чистоты среды;
-
соблюдение правил этикета.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.Изучение методической литературы по теме
Мониторинг знаний сказок у детей
Выставка книг - сказок
Подбор книг для чтения
Создание презентаций, подбор мультфильмов по
произведениям.
Планирование творческих занятий, связанных с
проектом
Сбор информации, литературы, дополнительного
материала.
2 этап - основной: выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.Создание мини – библиотеки по сказкам.
Отгадывание загадок о сказочных героях
Чтение стихотворений о сказках
Выставки книг
Проведение творческих занятий
Знакомство с видами театров. Разыгрывание русских народных сказок.
Консультация для родителей
• «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
• «Семейные чтения»
«Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи»
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы,
просмотр мультфильмов
Дидактические и сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры по мотивам сказок
«У медведя во бору»
«Ворона и бабочки»
«Кот и воробушки»
«Драконий хвост»
«Теремок»
Чтение и рассказывание сказок, потешек, песенок (в группе и на
прогулке)
Театрализованное развлечение совместно с родителями «Играем в сказку» (показ сказки «Теремок»).
3 этап - заключительный: Подведение итогов работы над проектом; диагностическое исследование форсированности навыков самообслуживания у детей после реализации проекта; презентация проекта.
Создание мини – библиотеки по сказкам.
Отгадывание загадок о сказочных героях
Чтение стихотворений о сказках
Выставки книг
Проведение творческих занятий
Знакомство с видами театров. Разыгрывание русских народных сказок.
Консультация для родителей
• «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
• «Семейные чтения»
«Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи»
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы,
просмотр мультфильмов
Дидактические и сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры по мотивам сказок
«У медведя во бору»
«Ворона и бабочки»
«Кот и воробушки»
«Драконий хвост»
«Теремок»
Чтение и рассказывание сказок, потешек, песенок (в группе и на
прогулке)
Театрализованное развлечение совместно с родителями «Играем в сказку» (показ сказки «Теремок»).
Формы работы:
Задачи | Мероприятия | Дата |
Образовательнаяобласть | Формы работы с детьми | Месяц |
Социально – коммуникативное развитие | -
Адаптационный период -
Узнать детей и их характера их действия и поступки, сближение детей и воспитателей. -
Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Узнай, чья тень», «Добро- зло в сказках» -
Музыкально – дидактическая игра «Покажи кто это» (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей) -
Образовательная ситуация «Какие вы сказки знаете?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их). | Сентябрь |
Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого | Игра «Купание куклы», «Катя умывается» | |
Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом | Традиция «Самый красивый стол», образец взрослых. | |
Учить снимать одежду и вешать на стул | Игровая ситуация «Уложим куклу Таню спать», «Пропало платье» Чтение: К. Чуковский «Федорино горе» | Октябрь |
Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками | - Использование стих - я Г.Ладонщикова «Я под краном мыла руки», - пед. ситуация «Научим обезьянку Читу мыть руки» | |
Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке. | Игра «Мои любимые ложки» | |
Учить детей помогать в уборке игрушек | Игра «Спрячь в домики», совместная деятельность с воспитателем | |
Познавательное развитие | -
Рассматривание иллюстраций к сказкам -
Просмотр любой сказки на выбор детей -
Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)-Приложение 7 -
Трудовая деятельность: «Покажем Лисичке, как мы трудимся» | Ноябрь |
Учить самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки | - Чтение С.Я.Маршака «Мойдодыр», - проблемная ситуация «Грязные руки», - пед. ситуация «Всё для умывания» | |
Учить есть с широкого края ложки | - Игра «Накорми мишку мёдом», - рассматривание картинок на тему – «посуда» | |
С помощью воспитателя ставить стулья к столам | - Игра «Найди свой домик », - пед. ситуация «Помоги друг другу» | Декабрь |
Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф. | - Игровое упражнение «Каждой вещи своё место», -рассматривание альбома «Одежда», - пед. ситуация «Помогаем куклам Ане и Кате раздеться после прогулки» | |
Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол | - Пед. ситуация «Помогаем Мишутке мыть лапы», - традиция «Сухой пол» | |
Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом | -Традиция «Чистый стол» | Январь |
Учить детей своевременно пользоваться туалетом | - Традиция «Сухие штанишки», - игра «Напои крокодила» | |
Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху | - Настольная игра «Одень куклу», - чтение стих – я О.Кригер «На прогулку», -игра на внимание «Исправь ошибку» | |
Речевое развитие | -
Занятие по развитию речи «Сказка в гости к нам пришла» -
Русская народная сказка «Репка» -
Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку) –Приложение 13 -
Показ настольного театра «Колобок»; инсценировки сказок «Репка», «Теремок» | Февраль |
Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом | Игра «Мы едим» | |
Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком | - Игровое упражнение «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская», - игра-упражнение «Найди домик своей расчёски», - игровая ситуация «Рассматриваем себя в зеркало» | |
Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания. Показать в сказочной форме как правильно использовать ванные принадлежности. | - Пед. ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем», - игровое упражнение «Умоем Петрушку», - чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». - рассматривание полотенец – цвет, ткань. | |
Учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках» | - Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки», «Липучки», «Застёжки» | Март |
Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи Просмотр Сказки «Чистюля» | Традиция «Чистюли». Показать сказку «Чистюля». Объяснить детям как важна чистота для здоровья. | |
Художественно- эстетическое развитие | -
Занятие по лепке «Петушок» -
ЧХЛ: чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок. -
Игра на «Шумелках» -
Совместная деятельность педагога и детей (Творческая мастерская по четвергам).Конструирование «Избушка для Лисички» | |
Учить помогать друг другу в одевании и раздевании. Наглядно в картинках показать детям как правильно одеваться в разных моментах. | - Педагогическая ситуация «Умелый и Неумелый рядом», - рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», - поручения «Помоги другу» | Апрель |
Учить детей мыть лицо сверху вниз Наглядно показать из сказки детям про то, как важно умываться. | - Чтение книги Благининой «Девочка - чумазая», - игра-развлечение «Научим зайку умываться» | |
Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой | - Беседы на тему « Как правильно сидеть за столом» | |
Физическое развитие | Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят» Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-гуси» и др. –Приложение 12 | Май |
Учить детей выворачивать одежду на правую сторону | - Пед. ситуация «Что неправильно одел Саша как надо» | |
Учить быть последовательными в процессе умывания | Режимные процессы | |
Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками | -Сюжетно-ролевые игры « Столовая», «Парикмахерская», «Дочки-матери» | |
Работа с родителями
-
Оформление папки-передвижки для родителей.
-
Консультация для родителей: «Я сам», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?», «Убираю игрушки сам», «Как научить ребенка мыть руки?», «Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности», «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания», «Как развить у ребенка навыки самообслуживания».
Анкета «Как учим мы детей дома?»
-
Познакомить родителей с темой проекта
-
Привлечь родителей:
-
к совместной работе с детьми и воспитателем.
-
к оформлению книги «Зарисовки любимой сказки»
Список используемой литературы
-
Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
-
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
-
Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985
-
Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
-
Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
-
Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
-
Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.