СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Я сам" в младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Я сам" в младшей группе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ№3 им.Т.М.Катанчиева»с.п.Атажукино



Проект

 по формированию навыков самообслуживания

у детей раннего возраста

«Я - САМ»









Подготовила:

Гедугошева С.Х.








2022-2023уч.год

 Проект

 по формированию навыков самообслуживания

у детей раннего возраста

«Я - САМ»

                                                                   

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, обучающий, долгосрочный.

Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: годовой.

Срок реализации проекта: сентябрь 2022г- май 2023г.

Предполагаемые итоги проекта: Осознание детьми необходимости овладения навыками самообслуживания

Актуальность проекта:

Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Таким образом, для содействия развития навыков самообслуживания мной разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила самообслуживания на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживанияименно в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков. В этом проекте мы совместили еще и пальчиковые развитии , умственные, сказочные, здесь мы совместили и сказки, поскольку именно сказки нас учат всему хорошему.

Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.

Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору и кабардинскому. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных и кабардинских сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Дети знают мало русских народных сказок.

закрепить и расширить знания детей о сказках;

развивать творческие навыки, коммуникативные умения;

способствовать поддержанию традиции семейного чтения;

вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, продолжать показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

 создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.


Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.:

Создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности.

Обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.: способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;


Задачи:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).

2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь 

10 Закрепить и расширить знания детей о сказках;

11 Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;

12способствовать поддержанию традиции семейного чтения;

13 Вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, продолжать показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

 14  Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

.


           Предполагаемый результат проекта для детей:

           Овладение навыками самообслуживания детьми младшей группы:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.

  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .

  • пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)

  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.

  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.

  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

  • Научить детей понимать сказки и герои.

  • Научить их играть создавать пальчиковые, кукольные сказки.

  • Научить по картинкам угадывать название сказки.

  • Научить их сочувствию, доброте, взаимопонимание и взаимопомощи.

             Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

  • Получение консультаций по данной теме.

  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.

  • Познакомить родителей с темой проекта

  • Привлечь родителей:

  • к совместной работе с детьми и воспитателем.

  • к оформлению книги «Зарисовки любимой сказки»

  • Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

  • Консультация для родителей

    • «Какие сказки читать ребёнку на ночь»

    • «Семейные чтения»

    • «Театр в жизни ребенка. Домашний театр

    — это средство воспитания детей и объединения семьи»

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:

  • личный пример работников детского сада, родителей;

  • использование художественной литературы, фольклора;

  • схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

  • обеспечение чистоты среды;

  • соблюдение правил этикета.

Этапы реализации проекта:

 1 этап - подготовительный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.Изучение методической литературы по теме

Мониторинг знаний сказок у детей

Выставка книг - сказок

Подбор книг для чтения

Создание презентаций, подбор мультфильмов по

произведениям.

Планирование творческих занятий, связанных с

проектом

Сбор информации, литературы, дополнительного

материала.

 2 этап - основной: выполнение плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.Создание мини – библиотеки по сказкам.

Отгадывание загадок о сказочных героях

Чтение стихотворений о сказках

Выставки книг

Проведение творческих занятий

Знакомство с видами театров. Разыгрывание русских народных сказок.

Консультация для родителей

• «Какие сказки читать ребёнку на ночь»

• «Семейные чтения»

«Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи»

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы,

просмотр мультфильмов

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры по мотивам сказок

«У медведя во бору»

«Ворона и бабочки»

«Кот и воробушки»

«Драконий хвост»

«Теремок»

Чтение и рассказывание сказок, потешек, песенок (в группе и на

прогулке)

Театрализованное развлечение совместно с родителями «Играем в сказку» (показ сказки «Теремок»).


3 этап - заключительный: Подведение итогов работы над проектом; диагностическое исследование форсированности навыков самообслуживания у детей после реализации проекта; презентация проекта.

Создание мини – библиотеки по сказкам.

Отгадывание загадок о сказочных героях

Чтение стихотворений о сказках

Выставки книг

Проведение творческих занятий

Знакомство с видами театров. Разыгрывание русских народных сказок.

Консультация для родителей

• «Какие сказки читать ребёнку на ночь»

• «Семейные чтения»

«Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи»

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы,

просмотр мультфильмов

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры по мотивам сказок

«У медведя во бору»

«Ворона и бабочки»

«Кот и воробушки»

«Драконий хвост»

«Теремок»

Чтение и рассказывание сказок, потешек, песенок (в группе и на

прогулке)

Театрализованное развлечение совместно с родителями «Играем в сказку» (показ сказки «Теремок»).

Формы работы:

         Задачи

              Мероприятия

Дата

Образовательнаяобласть

                      Формы работы с детьми

Месяц

Социально –

коммуникативное развитие


  • Адаптационный период

  • Узнать детей и их характера их действия и поступки, сближение детей и воспитателей.

  • Дидактические игры: «Расскажи сказку по сюжетам»,

«Из какой сказки герой», «Узнай, чья тень», «Добро- зло в сказках»

  • Музыкально – дидактическая игра «Покажи кто это» (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей)

  • Образовательная ситуация «Какие вы сказки знаете?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их).

Сентябрь

Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого

Игра «Купание куклы», «Катя умывается»


Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом

Традиция «Самый красивый стол», образец взрослых.


Учить снимать одежду и вешать на стул

Игровая ситуация «Уложим куклу Таню спать», «Пропало платье»

Чтение: К. Чуковский «Федорино горе»

Октябрь

Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками

- Использование стих - я Г.Ладонщикова

«Я под краном мыла руки»,

- пед. ситуация «Научим обезьянку Читу мыть руки»


Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке.

Игра «Мои любимые ложки»


Учить детей помогать в уборке игрушек



Игра «Спрячь в домики», совместная деятельность с воспитателем




Познавательное развитие

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам

  • Просмотр любой сказки на выбор детей

  • Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)-Приложение 7

  • Трудовая деятельность: «Покажем Лисичке, как мы трудимся»

Ноябрь

Учить самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки

- Чтение С.Я.Маршака «Мойдодыр»,

- проблемная ситуация  «Грязные руки»,

 -  пед. ситуация «Всё для умывания»


Учить есть с широкого края ложки

- Игра «Накорми мишку мёдом»,

 - рассматривание картинок на тему – «посуда»


С помощью воспитателя ставить стулья к столам

- Игра «Найди свой домик »,

- пед. ситуация «Помоги друг другу»

Декабрь


Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф.

- Игровое упражнение «Каждой вещи своё место»,

 -рассматривание альбома «Одежда»,

- пед. ситуация «Помогаем куклам Ане и Кате раздеться после прогулки»


Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол

- Пед. ситуация «Помогаем Мишутке мыть лапы»,

- традиция «Сухой пол»


Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом

-Традиция «Чистый стол»

Январь

Учить детей своевременно пользоваться туалетом

- Традиция «Сухие штанишки»,

- игра «Напои крокодила»




Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху



- Настольная игра «Одень куклу»,

- чтение стих – я О.Кригер «На прогулку»,

 -игра на внимание «Исправь ошибку»


Речевое развитие

  • Занятие по развитию речи «Сказка в гости к нам пришла»

  • Русская народная сказка «Репка»

  • Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку) –Приложение 13

  • Показ настольного театра «Колобок»; инсценировки сказок «Репка», «Теремок»

Февраль

Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом

Игра «Мы едим»


Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком

- Игровое упражнение «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская»,

-  игра-упражнение «Найди домик своей расчёски»,

- игровая ситуация  «Рассматриваем себя в зеркало»


Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания.

Показать в сказочной форме как правильно использовать ванные принадлежности.

- Пед. ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем»,

- игровое упражнение «Умоем Петрушку»,

- чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». - рассматривание полотенец – цвет, ткань.


Учить детей  застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках»

- Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки»,

«Липучки»,

«Застёжки»

Март

Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи

Просмотр Сказки «Чистюля»



Традиция «Чистюли». Показать сказку «Чистюля». Объяснить детям как важна чистота для здоровья.


Художественно- эстетическое развитие

  • Занятие по лепке «Петушок»

  • ЧХЛ: чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок.

  • Игра на «Шумелках»

  • Совместная деятельность педагога и детей (Творческая мастерская по четвергам).Конструирование «Избушка для Лисички»


Учить помогать друг другу в одевании и раздевании.

Наглядно в картинках показать детям как правильно одеваться в разных моментах.

- Педагогическая ситуация «Умелый и Неумелый рядом»,

- рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости»,

 - поручения «Помоги другу»

Апрель

Учить детей мыть лицо сверху вниз

Наглядно показать из сказки детям про то, как важно умываться.

- Чтение книги Благининой «Девочка - чумазая»,  

- игра-развлечение «Научим зайку умываться»


Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой



- Беседы на тему « Как правильно сидеть за столом»


Физическое развитие

Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса»,

«Гуси-гуси» и др. –Приложение 12

Май

Учить детей выворачивать одежду на правую сторону

- Пед. ситуация «Что неправильно одел Саша

как надо»


Учить быть последовательными в процессе умывания

Режимные процессы


Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками

-Сюжетно-ролевые игры « Столовая», «Парикмахерская», «Дочки-матери»





Работа с родителями

  • Оформление папки-передвижки для родителей.

  • Консультация для родителей: «Я сам», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?», «Убираю игрушки сам», «Как научить ребенка мыть руки?», «Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности», «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания», «Как развить у ребенка навыки самообслуживания».

Анкета «Как учим мы детей дома?»

  • Познакомить родителей с темой проекта

  • Привлечь родителей:

  • к совместной работе с детьми и воспитателем.

  • к оформлению книги «Зарисовки любимой сказки»

















Список используемой литературы

  1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006

  2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.

  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985

  4. Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.:  Мозаика-Синтез, 2013.

  5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007

  6. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..

  7. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!