Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная
школа № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино
муниципального района Клявлинский
Самарской области
Региональная научно-исследовательская конференция учащихся 2-7 классов «Юный исследователь»
Секция «Математика»
Тема « Ментальная арифметика. Абакус»
ученица 2«Г» класса Газизова Карина
консультант ГБОУ СОШ №2им.В.Маскина:
Шматенко Вера Викторовна.
Содержание
Ведение | 3 |
Теоретическая часть | 3 |
История арифметики | 3 |
Первые устройства для счета | 4 |
Абакус | 4 |
Что такое ментальная арифметика | 5 |
Практическая часть | 7 |
Как я применяла абакус | 7 |
Результаты эксперимента Результаты опроса учеников | 8 8 |
Заключение | 9 |
Библиографический список Приложение | 9 10 |
Введение.
Как-то раз, при просмотре телепередачи «Удивительные люди» я увидела девочку, которая прибавляла и вычитала в уме очень большие числа, буквально за секунды. Мне стало очень интересно, как это у нее получается. В передаче озвучили, что обучают этим умениям при помощи ментальной арифметики.
И мне захотелось узнать все о ментальной арифметике.
Тема исследования: «Ментальная арифметика. Абакус.»
Цель работы: выяснить, что такое ментальная арифметика.
Задачи работы:
изучить историю ментальной арифметики;
научиться считать на абакусе;
выявить результативность применения абакуса.
провести опрос среди учеников на тему: «Что они знают, про ментальный счёт?», «Хотели бы научиться быстрому счёту?»
Объект исследования – ментальная арифметика.
Предмет исследования–счеты, абакус.
Гипотеза: предположим, что ментальная арифметика развивает умственные способности ребенка.
Методы исследования: поиск в сети Интернет, изучение литературы, практическая работа по освоению абакуса, решению примеров с помощью абакуса, опрос учеников школы.
1.Теоретическая часть.
1.1. История арифметики.
Арифметика возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии, Египте.
Арифметика изучает числа и действия над числами, различные правила обращения с ними, учит решать задачи, сводящие к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел.
Название «арифметика» происходит от греческого слова (арифмос) — число.
Возникновение арифметики связано с трудовой деятельностью людей и с развитием общества.
Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Арифметика возникла из повседневной жизни людей.
Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.
Основной объект арифметики – число.
1.2. Первые устройства для счета.
Люди издавна старались облегчить себе счет с помощью разных средств и приборов. Первой, самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног. Этого простого устройства вполне хватало – например, для подсчета убитых всем племенем мамонтов. (см. приложение стр.10)
Потом появилась торговля. И древние торговцы (вавилонские и других городов) производили расчеты при помощи зерен, камешков и раковин, которые в стали выкладывать на специальной доске, названной абаком.
Русские счеты впервые появились в России в XVI веке. Они представляли собой доску с нанесенными на ней параллельными прямыми. Позднее вместо доски стали употреблять раму с проволоками и косточками.
1.3. Абакус.
Слово «абак» (абакус) означает счётная доска.
Давайте рассмотрим современный абакус…
Чтобы научиться пользоваться счетами, необходимо знать, что они из себя представляют.
Счеты состоят из:
рамки;
разделительной полосы;
верхних косточек;
нижних косточек.
Посередине находится центральная точка. Верхние косточки обозначают пятерки, а нижние – единицы. Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов цифр:
единицы;
десятки;
сотни;
тысячи;
десятки тысяч и т. д.
Например, чтобы отложить пример: 9-4=5, необходимо на первой линии справа придвинуть верхнюю косточку (она обозначает пятерку) и поднять 4 нижние косточки. Затем опустить 4 нижние косточки. Так мы получаем требуемое число 5.
1.4. Что такое ментальная арифметика?
Ментальная арифметика – это методика развития умственных способностей детей от 4 до 14 лет. Основа ментальной арифметики – это счёт на абакусе. Ребенок считает на счетах обеими руками, делая вычисления в два раза быстрее.
Ментальность - это мыслительная способность человека.
Есть предположение, что ментальная арифметика позволяет задействовать оба полушария головного мозга человека, выполняя вычисления различной сложности.
Использование абакуса заставляет работать левое полушарие — развивает мелкую моторику и позволяет ребенку наглядно увидеть процесс подсчета. Навыки тренируются постепенно с переходом от простого к сложному. В итоге к концу программы ребенок может в уме складывать, вычитать, умножать и делить трех-, четырехзначные числа.
Поэтому, я решила попросить педагога провести занятия по ментальной арифметики. Так как мне очень хотелось научиться быстро учить стихи, развить свою логику, развить целеустремленность, а также развить некоторые качества своей личности.
2.Практическая часть.
2.1. Как я применяла абакус.
Мои уроки ментальной арифметики проходят в классе, оборудованным компьютером с электронным абакусом.
Обучение построено так: один раз в неделю по 45 минут я занимаюсь с учителем. На уроках мы пользуемся абакусом (счетами). Передвигая пальчиками (мелкая моторика) косточки на счетах, учимся выполнять арифметические операции.(см. приложение стр.11)
В1 месяц обучения я:
познакомилась со счетами. Научилась правильно пользоваться руками при счёте: большим пальцем правой руки поднимаем костяшки на абакусе, указательными пальцами опускаем костяшки.
научилась считать элементарные примеры с единицами.
Во 2 месяц обучения я:
научилась считать двухэтапные примеры с десятками. На второй спице от крайней правой расположены десятки. При счёте с десятками используем большой и указательный пальцы правой руки.
Научилась считать трехэтапные примеры с десятками.
В3 месяц обучения я:
решала на абакусе примеры вычитания и сложения с единицами и десятками-трехэтапные.
Решала примеры на вычитания и сложения с сотнями - трехэтапные.
Результаты эксперимента.
Я занималась по 45мин раз в неделю и по 5-10 минут в день самостоятельно в течение 3 месяцев. (см. приложение стр.11)
Первый месяц обучения | Третий месяц обучения |
1.Считаю на абакусе 1 лист (50 примеров) |
40 минут | 20 минут |
2.Учу стихотворение (3-и четверостишия) |
40 минут | 20-30 минут |
Результаты опроса.
Я провела опрос среди учащихся нашей школы с 1по 4 класс, что составило 100%. По результатам опроса выяснилось, что 85% вообще не знают про ментальную арифметику, и только 15% имеют представление и посещали пробный урок. Те ученики, которые имеют представление о абакусе, хотели бы продолжить обучение. (см. приложение стр.12)
Заключение.
Из различных источников информации я узнала, что ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах (абакус).
Меня заинтересовали логические задачки, кроссворды, игры на нахождение отличий. Я стала усидчивей, внимательной и собранной. У меня улучшилась память.
Ментальная арифметика — это возможность быстро считать и быстро мыслить!
Цель ментальной арифметики – развитие интеллектуальных и творческих способностей, а это пригодится и будущим математикам, и гуманитариям!
Библиографический список.
Александрова Л.Л. Ментальная арифметика сборник задач / Александрова Л.Л. – Кр.: Пифагорка, 2016 – 60 с.
Youtube.com Ментальная арифметика. Маленькие гении.
www.pifagorka.ru
http://www.mentalskills.ru/mental-arithmetic-history
Приложение.
1.2
2.1
2.2
2.3