СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Ментальная арифметика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект заинтересовал ученицу бысторму счёту.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Ментальная арифметика»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная

школа № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

муниципального района Клявлинский

Самарской области

Региональная научно-исследовательская конференция учащихся 2-7 классов «Юный исследователь»







Секция «Математика»

Тема « Ментальная арифметика. Абакус»





ученица 2«Г» класса Газизова Карина

консультант ГБОУ СОШ №2им.В.Маскина:

Шматенко Вера Викторовна.





















Содержание

Ведение

3

  1. Теоретическая часть

3

    1. История арифметики

3

    1. Первые устройства для счета

4

    1. Абакус

4

    1. Что такое ментальная арифметика

5

  1. Практическая часть

7

    1. Как я применяла абакус

7

    1. Результаты эксперимента

    2. Результаты опроса учеников

8

8

Заключение

9

Библиографический список

Приложение

9

10





Введение.

Как-то раз, при просмотре телепередачи «Удивительные люди» я увидела девочку, которая прибавляла и вычитала в уме очень большие числа, буквально за секунды. Мне стало очень интересно, как это у нее получается. В передаче озвучили, что обучают этим умениям при помощи ментальной арифметики.

И мне захотелось узнать все о ментальной арифметике.

Тема исследования: «Ментальная арифметика. Абакус.»

Цель работы: выяснить, что такое ментальная арифметика.

Задачи работы:

  1. изучить историю ментальной арифметики;

  2. научиться считать на абакусе;

  3. выявить результативность применения абакуса.

  4. провести опрос среди учеников на тему: «Что они знают, про ментальный счёт?», «Хотели бы научиться быстрому счёту?»

Объект исследования – ментальная арифметика.

Предмет исследования–счеты, абакус.

Гипотеза: предположим, что ментальная арифметика развивает умственные способности ребенка.

Методы исследования: поиск в сети Интернет, изучение литературы, практическая работа по освоению абакуса, решению примеров с помощью абакуса, опрос учеников школы.


1.Теоретическая часть.

1.1. История арифметики.

Арифметика возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии, Египте.

Арифметика изучает числа и действия над числами, различные правила обращения с ними, учит решать задачи, сводящие к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел.

Название «арифметика» происходит от греческого слова (арифмос) — число.

Возникновение арифметики связано с трудовой деятельностью людей и с развитием общества.

Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Арифметика возникла из повседневной жизни людей.

Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

Основной объект арифметики – число. 

1.2. Первые устройства для счета.

Люди издавна старались облегчить себе счет с помощью разных средств и приборов. Первой, самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног. Этого простого устройства вполне хватало – например, для подсчета убитых всем племенем мамонтов. (см. приложение стр.10)

Потом появилась торговля. И древние торговцы (вавилонские и других городов) производили расчеты при помощи зерен, камешков и раковин, которые в стали выкладывать на специальной доске, названной абаком.

Русские счеты впервые появились в России в XVI веке. Они представляли собой доску с нанесенными на ней параллельными прямыми. Позднее вместо доски стали употреблять раму с проволоками и косточками.

1.3. Абакус.

Слово «абак» (абакус) означает счётная доска.

Давайте рассмотрим современный абакус…

Чтобы научиться пользоваться счетами, необходимо знать, что они из себя представляют.

Счеты состоят из:

  • рамки;

  • разделительной полосы;

  • верхних косточек;

  • нижних косточек.

Посередине находится центральная точка. Верхние косточки обозначают пятерки, а нижние – единицы. Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов цифр:

  • единицы;

  • десятки;

  • сотни;

  • тысячи;

  • десятки тысяч и т. д.

Например, чтобы отложить пример: 9-4=5, необходимо на первой линии справа придвинуть верхнюю косточку (она обозначает пятерку) и поднять 4 нижние косточки. Затем опустить 4 нижние косточки. Так мы получаем требуемое число 5.

1.4. Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика – это методика развития умственных способностей детей от 4 до 14 лет. Основа ментальной арифметики – это счёт на абакусе. Ребенок считает на счетах обеими руками, делая вычисления в два раза быстрее.

Ментальность - это мыслительная способность человека.

Есть предположение, что ментальная арифметика позволяет задействовать оба полушария головного мозга человека, выполняя вычисления различной сложности. 

Использование абакуса заставляет работать левое полушарие — развивает мелкую моторику и позволяет ребенку наглядно увидеть процесс подсчета. Навыки тренируются постепенно с переходом от простого к сложному. В итоге к концу программы ребенок может в уме складывать, вычитать, умножать и делить трех-, четырехзначные числа.

Поэтому, я решила попросить педагога провести занятия по ментальной арифметики. Так как мне очень хотелось научиться быстро учить стихи, развить свою логику, развить целеустремленность, а также развить некоторые качества своей личности.



2.Практическая часть.

2.1. Как я применяла абакус.

Мои уроки ментальной арифметики проходят в классе, оборудованным компьютером с электронным абакусом.

Обучение построено так: один раз в неделю по 45 минут я занимаюсь с учителем. На уроках мы пользуемся абакусом (счетами). Передвигая пальчиками (мелкая моторика) косточки на счетах, учимся выполнять арифметические операции.(см. приложение стр.11)

В1 месяц обучения я:

  1. познакомилась со счетами. Научилась правильно пользоваться руками при счёте: большим пальцем правой руки поднимаем костяшки на абакусе, указательными пальцами опускаем костяшки.

  2. научилась считать элементарные примеры с единицами.

Во 2 месяц обучения я:

  1. научилась считать двухэтапные примеры с десятками. На второй спице от крайней правой расположены десятки. При счёте с десятками используем большой и указательный пальцы правой руки.

  1. Научилась считать трехэтапные примеры с десятками.

В3 месяц обучения я:

  1. решала на абакусе примеры вычитания и сложения с единицами и десятками-трехэтапные.

  2. Решала примеры на вычитания и сложения с сотнями - трехэтапные.





    1. Результаты эксперимента.

Я занималась по 45мин раз в неделю и по 5-10 минут в день самостоятельно в течение 3 месяцев. (см. приложение стр.11)

Первый месяц обучения

Третий месяц обучения

1.Считаю на абакусе 1 лист (50 примеров)

40 минут

20 минут

2.Учу стихотворение (3-и четверостишия)

40 минут

20-30 минут



    1. Результаты опроса.

Я провела опрос среди учащихся нашей школы с 1по 4 класс, что составило 100%. По результатам опроса выяснилось, что 85% вообще не знают про ментальную арифметику, и только 15% имеют представление и посещали пробный урок. Те ученики, которые имеют представление о абакусе, хотели бы продолжить обучение. (см. приложение стр.12)



























Заключение.

Из различных источников информации я узнала, что ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах (абакус).

Меня заинтересовали логические задачки, кроссворды, игры на нахождение отличий. Я стала усидчивей, внимательной и собранной. У меня улучшилась память.

Ментальная арифметика — это возможность быстро считать и быстро мыслить!

Цель ментальной арифметики – развитие интеллектуальных и творческих способностей, а это пригодится и будущим математикам, и гуманитариям!



Библиографический список.


  1. Александрова Л.Л. Ментальная арифметика сборник задач / Александрова Л.Л. – Кр.: Пифагорка, 2016 – 60 с.

  2. Youtube.com Ментальная арифметика. Маленькие гении.

  3. www.pifagorka.ru

  4. http://www.mentalskills.ru/mental-arithmetic-history















Приложение.

1.2


2.1












2.2





2.3