СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного языка в 5 классе по теме «Средства выразительности устной речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Блок (раздел) 3 "Речь. Речевая деятельность. Текст", по плану Рабочей пограммы 42-й урок III четверти

Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка в 5 классе по теме «Средства выразительности устной речи»»

Проект образовательного события /урока родного языка в 5 классе по теме

«Средства выразительности устной речи»

(Блок /раздел 3 «Речь. Речевая деятельность. Текст», по плану РП 42-ой и 43-ий ур. III четверти)

Планируемые образовательные результаты/критерии успеха

Личностные

Осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные

(компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретена компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний , умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского языка, литературы и др.)

Предметные

(объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать характеристики средств выразительности устной речи

-выразительность;

- интонация (восходящий, исходящий и ровный тон);

-тембр голоса (его окраска) ;

-сила звучания (громкость);

-темп речи (скорость произнесения);

-небольшие перерывы (паузы) между отрезками речи;

- логическое ударение («интонация эмоций»);

уметь правильно и уместно использовать интонационные средства; с помощью интонации в предложении уметь выделять важное по смыслу слово

Урок открытия новых знаний

Цели урока

Дидактические


-обеспечение усвоения обучающимися свойств не только письменной, но и устной речи (выразительность);

- усвоение учащимися понятий интонационных средств выразительности устной речи (тон, тембр голоса, сила голоса, темп речи, пауза) ;

- совершенствование способностей учащихся интонационно правильно произносить предложения в зависимости от цели высказываний;

- расширение представлений учащихся о предложении, о его интонационных и смысловых особенностях, зависящих от цели высказывания (научиться уметь выделять важное по смыслу слово);

-систематизировать и расширять знания о различных видах словарей;

-формировать устойчивую потребность использования словарей различного типа;

Развивающие

-развитие устной речи учащихся;

-развитие представлений о соотношении устной речи и письменной;

-развитие творческих способностей

Воспитательные

-формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов лоно, лавировать, таска, барышня, картонаж, тапёр и др. ?

-воспитание внимательного отношения к художественному слову

Задачи урока

1)Обеспечивать высокий уровень включённости обучающихся в учебную деятельность.
                         

2)Формировать общие понятия о средствах выразительности речи; учить различать интонационные средства выразительности устной речи.

3)Формировать устойчивую потребность использования толкового словаря С.И.Ожегова (словарей различного типа);

4) Формирование навыков выразительного чтения и чтения наизусть (скороговорок)



ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ

Структура урока / этапы деятельности

Содержание взаимодействия

Примечания

(краткий комментарий относительно приемов для активного включения в образовательный процесс обучающихся)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слово учителя?!?

Сегодня замечательный зимний день. И ничего, что на улице холодно и ещё недавно был сильный мороз. Я думаю, что зима - это оно из тех времен года, которое наравне с весной, летом, осенью имеет право быть. Тем более она такая неожиданная, снежная,…

Во все времена зима(любое время года) не только пугала своей негармоничной погодой, но и вдохновляла многих поэтов , прозаиков на новые творения. Одним из ярких примеров лирического настроения (вдохновения), отражающих состояние этого времени года можно считать строки гениального поэта , с чьего стихотворения я и хочу начать наш урок .Такое небольшое поэтическое введение, внимательно послушайте стихотворение (строки из гениальной онегинской строфы романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина), а в дальнейшем мне хочется задать Вам несколько вопросов (выразительное чтение строфы)

Слайд-1

Поэтическое введение

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета .

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает , вьется первый снег,

Звездами падая на брег.




КУУД

1)Весь класс во фронтальном

режиме

слушает

стихотворение

2)Понимают на слух текст стихотворения (строфы)


Первый вариант вопросов

Вопрос 1

Что вы видите? Кого вы видите?

..мальчишек, …видим как ступает гусь…, вьется снег

КУУД

Участвуют в обсуждении

содержания

поэтического произведения во фронтальном

режиме


Вопрос 2

Что вы слышите?

как трещит мороз,

..звук коньков ,

гусь скользит

Вопрос 3

Что чувствуете?

радость (…Мальчишек радостный народ , …весёлый

Мелькает , вьется первый снег)


+ ?

тепло («на красных лапках»)

«лоно» - место отдыха, если символ ( нежность , материнство, ласка) Вот почему нам тепло, когда мы читаем эти строки поэта

Второй вариант вопросов (вопросы по звукописи)

Вопрос 1

Как вы считаете, удалось мне при чтении передать ту звуковую волну, настроения , которое вкладывает в это поэтическое творение А.С. Пушкин?

???

Осуществляют актуализацию личного жизненного опята


Т.е.звуковая волна передавалась с помощью созвучья определённых звуков



Вопрос 2

Какую роль играют в строфе звуковые образы?

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета .

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,
Зад
умав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает , вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Владеют смысловым чтением и вычитывают фактуальную информацию


Вопрос 4

Какая звуковая волна рисует картину ясного зимнего дня?

Аллитерации на «л» , «м», рисуют картину ясного зимнего дня, которым любуется поэт.

Слияние множества глухих повторяющихся согласных «п», «с», и однократных «ч» и «щ» и множество звонких «з», «р» передают звуковые образы движения предметов:

как трещит мороз,

звук коньков

как ступает, скользит птица гусь … как падает, мелькает звездами снег



Замечательно.

Ну что ж, погода за окном, я думаю, нас с Вами вдохновит на новые знания , которые вы получите на сегодняшнем уроке.




Актуализация и пробное учебное действие

Начнем урок с речевой разминки. Ведь это очень важно, когда устная речь активна, красива, правильна, и когда говорящий может донести необходимую информацию до слушателя , т.е сделать её понятной; Перед вами две скороговорки , произнесите их три раза с каждым разом все ускоряясь.

Пожалуйста, сначала давайте сделаем это один раз, чтобы прочитать все вместе:

Кто попробует это сделать индивидуально, самостоятельно

Быстрее …

Вторая скороговорка…

Слайд 2 (+Работа по учебнику:

см. стр. 129, упр. 163)


1.Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.


2. Если к таксе с таской, станет такса плаксой, станет славной такса, если к таксе с лаской: чтоб не тосковала такса от досады и не так совала нос куда не надо!


+ Ученик

+ Ученик

+Ученик

ПУУД

1)Трое обучающихся последовательно один за другим вслух читает текст скороговорки

ПУУД

Анализируют степень проговаривания

(сила голоса, темп /скорость

скороговорки)


Вопрос 1


Почему не смогли сразу выполнить задания?

(СПС)



Что получается ?

Легко ли было произнести эти скороговорки? Какие звуки вызвали затруднения?

Т.е звуки «л», «р» и «в» занимают разную позицию произношения и при переходе создают некое препятствие, не дают нам возможности прекрасно произнести речь , нужно репетировать , постоянно работать над своим звуком.

+ Ученик





Произношение звуков и определение различия в произношении (работа органов речи (артикуляция)


Вопрос 2

Скажите, что нужно для того , чтобы

скороговорка произнеслась замечательно.

Какие признаки речи мы развиваем во время скороговорок?


+ скорость

+ четкость

+дикция и др.

ПУУД

Анализируют степень произношения, проговаривания

(сила голоса, темп /скорость)

скороговорки

Вопрос 3

Чего нам не хватило при прочтении?

+ сила голоса и др.


Вопрос 4

А понятны ли Вам значения слов?

О чем они? Если говорить на доступном языке, объясните их ?

Вторая скороговорка была трудна не только в звуковом произношении , но в лексическом значении?

Объяснение значения скороговорки


Вопрос

Какие слова вызвали затруднения и почему?

Обозначают слова


Задание

Для того , чтобы быть более точным, откроем толковые словари. Мы откроем сейчас такую словарную работу- пополнение словарного запаса. Рубрика «Развивай свой язык» Добавь в свой лексикон ряд слов.




Лавировать ?

Чтение словарной статьи



Такса

В каком значении употреблено данное слово?

Чтение словарной статьи

Наблюдение омонимии слов, определение значения употребления слова в данной скороговорке



Таска?

Почему в словаре С.И Ожегова нет этого слова

Оно устаревшее, ушло из употребления


3-ий этап. Целеполагание. Постановка практической частной познавательной задачи или определение УЗ обобщенного типа



Разминка поэтическая, слуховая разминка, разминка нашего слухового аппарата, она немножко Вас должна была натолкнуть на тему сегодняшнего урока.

Как Вы считаете, какова она? Чем мы сегодня будем заниматься? Судя потому, чем мы уже начали заниматься на поэтической разминке, речевой разминке. Если быть абсолютно точным, мы сегодня будем заниматься темпом речи, силой голоса, кроме того мы будем обращать на тембр голоса , а главное на тон нашей речи. Все эти

составляющие будут относиться к

средствам выразительности устной речи, что и будет являться нашей темой урока


Слайд 3


- интонация (восходящий, исходящий и ровный тон);

-тембр голоса (его окраска) ;

-сила звучания (громкость);

-темп речи (скорость произнесения);

-небольшие перерывы (паузы) между отрезками речи;

- логическое ударение («интонация эмоций»





Работа в тетрадях (запись темы)

Средства выразительности устной речи

РУУД


Принимают и сохраняют УЗ и цель урока




Вопрос

Какова цель нашего урока?


Используя эти качества речи, сделать нашу речь выразительной.

Посмотреть на себя со стороны, проанализировать, а соответствует ли наш темп речи , тембр сила голоса, мелодика речи, тон тем задачам, которые поставлены перед нами при чтении текста.

Во- первых, понять «Что такое средства выразительности устной речи?»

И, во- вторых, использовать эти качества в своей речи, накапливать их, совершенствовать


4-ый этап «Открытие» нового знания (изучение новой темы)


Темп речи в наших речевых оборотах всегда разный, он зависит очень часто от многих показателей .Перед Вами две фразы. Произнесите их соответственно определенным признакам. А какие это признаки? Подумайте, и мы дальше сделаем вывод , что нам помогло.

Слайд-4 См. стр. 128, упр.165

  1. Я не ожидал от от вас такого ответа.

  2. Какая красивая птичка сидит на ветке!

Слайд-4.1 (наблюдение паузы в строке)

  1. За Доном в лесу (I )прижилась тихая осень

  2. С шелестом (I) падали c тополей сухие листья.

  3. Всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры

( I )заполнял лес.

Слайд 4.2

к концу идет на повышение(восходящий тон)

  1. Не боли , ты душа

Здравствуй , солнце да утро весёлое!

  1. «… Ведь были ж схватки боевые ?..»


Почему первая фраза произнесена быстро, а вторая медленно?


Что ещё помогает увидеть, что темп разный?

Содержание самой речи наталкивает нас на то , как произносить.

Помимо всего прочего в темпе речи мы использовали определенные дыхательные способности (делать паузы, нужным способом брать дыхание)

В какой фразе дыхание нужно было сделать чаще и короче?

Во второй?

По эмоциональной окраске разные: одно восклицательное, другое невосклицательное








Пример чтения учителем

+ Ученик (в первой)

…глубоким




Слайд-4

Слушание образцовой речи фрагментов художественных произведений.

Определение исключительности тембра голоса актера ???



А сейчас вновь откроем для себя знакомую нам рубрику «Круг чтения», где пронаблюдаем текст

Задача. Передать своим голосом мелодику речи. Прочитать текст выразительно (предлагается прочитать текст подготовленному ученику)

А вы должны определить, удалось ли вашему однокласснику выполнить поставленную задачу

Варианты текстов

1)Чтение и изучение фрагмента повести А.С. Пушкина «Метель», «Барышня-крестьянка» и др.



2)Чтение и изучение фрагмента рассказа А.С. Куприна «Тапёр»

Выходят на роль эксперта

(оценивают темп речи , точность, выразительность)

Фрагмент текста из художественного произведения А.С. Куприна «Тапёр»

Звонки раздавались один за другим почти непрерывно. Приезжали все новые и новые гости. Барышни Рудневы едва успевали справляться с ними. Взрослых приглашали в гостиную, а маленькие завлекали в детскую и столовую , чтобы запереть их там предательским образом. В зале ещё не зажгли огня. Огромная елка посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. Там и здесь на ней тускло поблескивала , отражая свет уличного фонаря, позолотой цепей, орехов и картонажей.

Дуняша все ещё не возвращалась, и подвижная , как ртуть ,Тина сгорала от нетерпеливого беспокойства. Десять раз подбегала она к Тане, отводила её в сторону и шептала взволнованно:

- Танечка, голубушка, как же теперь нам быть?..

Ведь это же ни на что не похоже.

Таня сама начинала тревожиться . Она подошла к старшей сестре и казала вполголоса:

- Я же и не придумаю, что делать. Придётся попросить тетю Соню поиграть немного… А потом я её сама как-нибудь заменю.

- Благодарю покорно, - насмешливо возразила Лидия. Тетя Соня будет потом нас целый год своим одолжением донимать. А ты так хорошо играешь, что уж лучше совсем без музыки танцевать.

В эту минуту к Татьяне Аркадьевне подошел, неслышно ступая своими замшевыми подошвами , Лука.

- Барышня, Дуняша просит вас на секунду выйти к ним.

- Ну что, привезла? – сбросили в один голос три сестры.

- Пожалуйте-с. Извольте-с посмотреть сами, - уклончиво ответил Лука. –Они в передней… Только что-то сомнительно-с… Пожалуйте.

В передней стояла Дуняша, еще не снявшая шубки, закиданной комьями грязного снега. Сзади её копошилась в темном углу какая-та маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший её голову.

- Только, барышня, не браните меня, - зашептала Дуняша, наклоняясь к самому уху Татьяны Аркадьевны. – Разрази меня бог – в пяти местах была и ни одного тапера не застала. Вот нашла этого мальца, да уж и сама не знаю , годится ли. Убей меня бог, только один остался.

Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…

Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища. Понимая , что речь идет о нем , он в неловкой выжидательной позе держался в своем углу , не решаясь подойти ближе. Наблюдательная Таня, бросив на него украдкой несколько взглядов, сразу определила про себя, что этот мальчик застенчив, беден и самолюбив. Лицо у него некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся «гнездышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твердо и не по-детски серьзно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать-двенадцать.

Вопрос

Есть ли в речи показатели, слова, которые отражают эпоху времени писателя, а не нашего современника?

+


Вопрос

Какие устаревшие слова?

+ работа со словарем (чтение словарной статьи)



Открытие рубрики «Феномен речи»



Вопрос

Захотелось ли Вам прочитать повесть (рассказ) дальше?







Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение найденного фрагмента текста

(образцового) из произведений художественной литературы












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!