СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста. «Моя малая родина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.                                                                                                  Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом,  краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.  Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной  важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих нашу группу, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.

Просмотр содержимого документа
«Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего возраста. «Моя малая родина»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37

города Кузнецка

Пензенская область













Проект по нравственно - патриотическому воспитанию

с детьми старшего возраста.

«Моя малая родина»


Подготовили:

музыкальный руководитель

МБДОУ ДС № 37

Куликова И.Ю.

воспитатель

Зимина Л.Н.

г. Кузнецка

Пензенская область



















2023 год.

Введение.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. А чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих нашу группу, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.

Актуальность: Мы желаем воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.

Чувство Родины…

Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.

Проблема:

Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Цель:

Создать условия для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с малой родиной.

Задачи:

Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к своей малой родине;

  • знакомить детей:
- с достопримечательностями, культурой и традициями родного края; - с людьми, прославившими свой край;
  • расширять:
- представления о природе родного края; - представления о малой Родине;
  • научатся отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой. Участники проекта: воспитанники старшей группы и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Социальные партнеры:

- краеведческий музей;

- Детская библиотека

Сроки проведения: октябрь 2023 - май 2024 года.

Ожидаемые результаты:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города Кузнецка Пензенской области, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.


Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.


К концу реализации программы дети должны:


  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.

  • Знать краткие сведения об истории города и края.

  • Знать символику города Кузнецка, города Пенза.

  • Знать о почетных гражданах родного края.

  • Знать стихи поэтов и работы художников Пензенской области.

  • Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге Сурского края.


Этапы реализации.


1 этап. Подготовительный: - изучение методической литературы; - составление совместного перспективного плана; - подбор игр и оборудования; - обогащения развивающей среды группы.
2 этап. Основной: - беседы с детьми;

- Сюжетно -ролевые игры;

- дидактические игры;

- показ презентации о достопримечательностях;

- беседы в музыкальной гостиной;

- экскурсии;

- продуктивная деятельность;

- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";

- чтение художественной литературы;

- разучивание стихов.

3 - заключительный этап:

- оформление альбома об истории и достопримечательностях города;

- викторина «Знатоки нашего города»;

- презентация проекта «Моя малая родина».

Тематический план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

Месяц

Неделя

Тема

Формы и методы изучения темы

1

2

4

5

Сентябрь

I неделя

«Прошлое родной земли».

Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении.

Изготовление ширмы «Мой город»

Игра «Знаешь ли ты свой город?»



II неделя







Экскурсия в городской историко-краеведческий музей



Знакомство с экспозицией «Вехи истории родной земли»




Рассматривание репродукций картин Рославльских художников




III неделя

«Строительство города Кузнецк».


Рассказ воспитателя об архитектуре города -

познакомить с этапами строительства города, как все начиналось и изменилось в наше время.

Экскурсия по фотовыставке «Архитектура родного города»

Конструирование «Построим дома»

Слушание гимна города Кузнецка




разной архитектуры


IV неделя

Достопримечательности моего города


Рассматривание иллюстраций

С достопримечательностями (сравнить город раньше и теперь)

Чтение рассказов, стихотворений о городе.



1

2

4

5


Октябрь



I Неделя

«Сурский край в прошлом»

Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении.

Изготовление ширмы «Мой город».

Игра «Знаешь ли ты свой город?».


II Неделя

«Пензенская область - край родной».

Рассказ педагога о родном крае – дать знания о расположении области, ее образовании; приобщение к истории родного края.

Изготовление альбома «Мой край родной»

Слушание гимна Пензенской области


III неделя

«Пенза-главный город области».

Знакомство с городом Пенза– вызвать интерес к главному городу области, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах. Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе.

Разучивание гимна Пензенской области

IV Неделя

«Храмы города Пенза»

Рассматривание иллюстраций, фотографий с Храмами города;

Чтение художественной литературы

Презентация «Храмы города Пенза»




1

2

4

5


Ноябрь

I неделя

«Герб родного города».

Знакомство с изображением герба родного края, объяснить значение символов в нем;

Д/игра «Собери герб из частей»

Рассматривание иллюстраций с изображение герба города.

Презентация «Герб и флаг нашего города»

II неделя

«Флаг родного города, области»

Знакомство с изображением флага родного края, объяснить значение символов в нем;

Д/игра «Собери флаг из частей»

Рассматривание иллюстраций с изображение флага города.

Презентация «Герб и флаг нашего города»

III неделя

Экскурсия в Детскую библиотеку

Литературная гостиная  «Стихи о родном городе»

Экскурсия по книжной выставке

«Нет на свете Родины милее, чем моя Пензенская земля».

Просмотр видеофильма « Моя страна – моя Россия»


IV Неделя


«Я люблю эту землю».

Беседа о флоре и фауне нашего города и области - дать представление о растительном и животном мире.

Рассматривание фотографий с растениями и животными. Рисование «Растения и животные нашего города».

Изготовление альбома «Правила поведения в лесу».



1

2

4

5

Декабрь

I неделя

«Города и районы Пензенской области»

Рассказ о населенных пунктах области – дать детям знания о том, что некоторые из них названы в честь знаменитых людей, деятельность которых связана с историей области.

Рассматривание географической карты «Пензенская область».

II неделя

Достопримечательности Сурского края


Подбор фотографий, открыток,

Презентация «Сурский край родной»





III неделя

Символика Пензенской области

(герб, флаг)

Знакомство с символикой Пензенской области (герб, флаг). Д/ игра «Собери герб из частей»

Слушание гимна Пензенской области



IVнеделя

«Богатства нашего края»

Знакомство с полезными ископаемыми нашего края.

Рассматривание иллюстраций

с изображением природных богатств Сурского края.

Д/игра «Полезные ископаемые Пензенской области».




1

2

4

5

Январь

II неделя

«Микрорайоны города».

Рассказ о микрорайоне в городе – дать представления о том, как он назывался раньше, отчего он получил свое название.

Экскурсия по городу.

Рисование нового микрорайона города.

Д/и «Узнай, где я нахожусь?»

III неделя

«Живи, родник, живи»

Рассказ о святых источниках Кузнецкого района. Рассматривание иллюстраций с изображением источников.

Презентация

IV неделя

«Почетные и знаменитые люди города».

Рассказ воспитателя о почетных людях нашего города– воспитывать чувство уважения и гордости за их достижения.

Рассматривание фотографий.

Экскурсия к Доске Почёта города.

Оформление стенда «Почетные люди города»








1

2

4

5

Февраль

I неделя

«В гостях у мастеров Пензенской области»

Рассказ воспитателя о культуре русского народа

(устное народное творчество, народно прикладное искусство области).

Игра «Определи чудеса народных умельцев».


Подбор фотографий, иллюстраций «Умелыми руками наших мастеров».

II неделя

«Я люблю эту землю»

Беседа о флоре и фауне нашего края - дать представление

о растительном и животном мире.

Рассматривание фотографий с растениями и животными. Оформление книжки-открытки о животном (совместно с родителями)


III неделя

«Животный мир Пензенского края»

Рассказ воспитателя о заповедниках и заказниках нашей области - дать представление о том, почему и как люди берегут редких животных. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.

Экскурсия по книжной выставке

«Нет на свете Родины милее, чем моя Пензенская земля».

IV неделя

«Спасский кафедральный собор г. Пенза»

Рассказ о Соборе.

Подбор фотографий, открыток, иллюстраций.

Презентация «Спасско-кафедральный Собор»





1

2

4

5


Март


I неделя

«Экскурсия в городской краеведческий музей»

Посещение творческих выставок земляков с родителями. Рассматривание репродукций

картин художников города.

II неделя

Знакомство с промышленностью города,

его предприятиями,

их история.

Экскурсии на предприятия города.
Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций , картин о предприятиях города.

III неделя

«Природа родного города».

Беседа «Природа рядом со мной» -

о живой и неживой природе (что значит живое и неживое).

Экскурсия «Деревья нашего участка»

Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы».

Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками

«Растения, животные родного района».

IV неделя

«Ознакомление с архитектурой города»

Рассказ воспитателя об архитектуре города.

Экскурсия в городской краеведческий музей.  Рассматривание альбома «Наш город», беседы.

Рисование на темы « Мой родной город»

Рассматривание иллюстраций, фотографий зданий города.


1

2

4

5

Апрель

I неделя

«Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ на Холме Славы»

Знакомство с художественной литературой о Великой Отечественной войне.
Рассматривание иллюстраций и репродукций картин советских художников о ВОВ.
Заучивание стихов, составление рассказов, беседы.

Выставка книг о войне.
Слушание и разучивание военных песен.

Музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя»

II неделя

Сценарий литературного досуга

«Воспеваем в песнях и стихах любимый город»

Экскурсия по главной улице города.

Творческие рассказы детей об истории своей улицы.

Рисование «Моя улица».

Изготовление макета по правилам дорожного движения.

Конкурс чтецов «Я люблю свой город»

III неделя

«Традиции, обычаи Пензенской области»

Рассказы о традициях города, беседы,

рассматривание иллюстраций, рисование.

IV неделя

«Наш космонавт

Ю.А.Гагарин»

Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине.

Чтение «Первый в космосе» Бороздин.

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Отражение впечатлений в рисунках.

Сюжетно - ролевая игра «Космический полет».

Конструирование космического корабля.

Музыкальная гостиная «Ты знаешь, каким он парнем был»,

беседа о Ю.Гагарине



1

2

4

5

май

I- II

неделя

«Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Рассказы о ветеранах Пензенской области и Кузнецкого района,

встречи с ветеранами ВОВ, рассматривание иллюстраций.

Экскурсия на Холм Славы к Вечному огню, возложение цветов. Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного го края.

Музыкальные встречи «Песни Победы»



III неделя

Экскурсия по городу Кузнецк

Познакомить детей с историей города Кузнецка

и достопримечательностями города.

IV неделя

викторина «Знатоки нашего города»

Беседы о родном крае, о городе Кузнецк;

разучивание стихотворений о родном городе;

Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о родном крае, городе.







План работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.


Месяцы

Перспективное планирование по работе с родителями


Сентябрь

Анкета для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания» Выставка детских работ «Мой любимый город».


Октябрь

Создание фотоальбома «Город, в котором я живу». Анкетирование родителей «Формирование основ православной культуры у дошкольников»

Ноябрь

Родительское собрание «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей». Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области».

Декабрь

Анкетирование родителей « Что ты знаешь о своем городе?» Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Особенные места Сурского края».

Январь

Совместное посещение с детьми Владимирской церкви

Консультация «Родословная – старинная русская традиция».

Февраль

Анкетирование родителей « Народные праздники в детском саду и дома» Экскурсии в историко-краеведческий музей вместе с детьми и родителями.

Март

Консультация « Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка».

Апрель

Знакомство родителей с содержанием весенних православных праздников: Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха.

Круглый стол для родителей «Воспитание патриота и гражданина».

Май

Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Знаменитые люди Пензенской области».

Экскурсия с детьми на Холм Славы, возложение цветов к Вечному огню.

Июнь

Изготовление фотоальбома «Город мой любимый». Совместная экскурсия с детьми по родному городу.

Июль

Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные Кузнецкого района и Пензенской области».

Викторина «Что мы знаем о городе?».

Август

Изготовление фотоальбома «Растения Сурского края». Экскурсия по окрестностям города, знакомство с лекарственными растениями.


Список литературы:


- общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ М.,2016г.

- комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей группе (ФГОС). Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ М.,2014г.

-Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –Издательство ЦГЛ, М., 2005;

- Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 6 лет» Издательство:  ТЦ Сфера М., 2015г.;

- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением » в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М.. 2011г;

- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М.: 2008г.;

-интернет - ресурсы.