СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по ранней профориентации дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Проект по ранней профориентации дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 рабочего поселка Переяславка



ПРОЕКТ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИи в ДОУ:

« Психолого-педагогические условия в ДОУ развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»


1.

Название организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо

1.2.

Адрес организации

(индекс) 682910 Хабаровский край район имени Лазо рабочий поселок Переяславка улица Ленина,27

1.3

Электронный адрес организации

[email protected]

1.4

Сайт ДОУ

http://topolek.detsad.27.ru

1.5

Контактные телефоны

8(42154)21585

1.6.

Руководитель проекта

Маковецкая Ольга Александровна Заведующий МБДОУ детский сад №7 р.п. Переяславка

1.7.

Ответственные исполнители проекта

Старший воспитатель ДОУ - Т.В.Трегубенко,

педагогические работники ДОУ

2.

Тема проекта

Психолого-педагогические условия в ДОУ развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

2.1.

Цель проекта

Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда

2.2.

Задачи проекта

  • повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;

  • разработать эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста;

  • создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности;

  • организовать сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

  • обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников.


2.3.

Основная идея проекта

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями.

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.

Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

2.4

Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта

Решение педагогического Совета МБДОУ детский сад №7

2.5.

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;

  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

  • Приказ от 23 июля 2013 года №611 « Об утверждении порядка формирования функциональной инновационной инфраструктуры в системе образования»

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в ДОУ.

  • Проект «Компас самоопределения» Хабаровского краевого института развития образования по профориентации

3.

Программа реализации проекта

3.1.

Теоретические и методологические основания проекта

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

3.2.

Описание реализации проекта

(этапы, содержание и методы

деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу)

1 этап – информационно-аналитический

Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта.

  • На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ, научно-методических исследований по проблеме профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, выявление проблем.

  • Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.

  • составление планов совместной деятельности с социальными партнерами.

  • Обеспечить оптимальные условия для функционирования ДОУ в статусе инновационной площадки.

Методы: анализ документов, опрос, педагогическое проектирование, оценка инновационного образовательного продукта.

Прогнозируемый результат этапа: намечены этапы и содержание реализации проекта; разработана нормативно-правовая база, изучение и анализ запросов педагогического сообщества, разработана программа мероприятий;

2 этап – Основной

Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту, которое предполагает активное взаимодействие участников посредством онлайн общения, консультаций, форумов, электронной почты, встреч и т.д.

  • На втором этапе предполагается создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, поиск наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых

  • активизировать творческий потенциал педагогов ДОУ

  • Сформировать систему работы по ранней профориентации дошкольников

  • Нацелить педагогов на построение работы с учетом муниципального рынка труда

  • Воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к профессиям взрослых

  • Создать банк педагогических идей (материалы методических мероприятий, консультаций; конспекты, сценарии, презентации и др.) по ранней профориентации дошкольников.

  • Внедрить в образовательный процесс современные инновационные подходы, формы организации совместной деятельности, обеспечивающие реализацию проекта.

  • Систематически оповещать через раздел «Инновационная площадка ДОУ» официального сайта МБДОУ Детский сад № 7 о предстоящих мероприятиях, которые осуществляются в рамках проекта и размещать информацию о проведенных мероприятиях.

Прогнозируемый результат этапа:

функционирование раздела на сайте,

создан банк педагогических идей;

разработаны и апробированы современные подходы и формы совместной образовательной деятельности,

представлен опыт работы на конференциях, семинарах, мастер-классах,

обеспечение педагогов информационно–методическим инструментарием по реализации проекта

  1. этап – итоговый ( май 2020 года)

Исполнители проекта анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию.

Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности проделанной деятельности над проектом.

  • Обобщить и транслировать опыт работы МБДОУ Детский сад № 7 по реализации проекта.

  • Создать методическое пособие по ранней профориентации дошкольников « Мир профессий»

  • Провести анализ выявленных результатов реализации данного проекта.

  • Сформировать информационно-методический пакет (методическое пособие « Мир профессий», банк педагогических идей (материалы методических мероприятий, консультаций; конспекты, сценарии, презентации и др.)

Прогнозируемый результат этапа:

  • Семинар - отчет по реализации проекта с приглашением педагогов городских детских садов (Детский сад № 4, детский сад № 11, детский сад № 25 рабочего поселка Переяславка)

  • Выставка практического материала изготовленного в ходе реализации проекта.

  • создан банк педагогических идей

  • Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых.

  • выявить уровень сформированости представлений дошкольников о профессиях

3.4.

Средства контроля и диагностики инновационной деятельности

В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов:

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • анализ продуктов творческой деятельности;

  • анализ статистических данных;

  • экспертиза материалов;

  • мониторинг качества инновационной деятельности.

3.5.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме

Методические разработки (проекты):

  • Проект «Создание в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»

  • Консультации для педагогов « Ранняя профориентация дошкольников»

  • Банк презентаций для проведения НОД по ознакомлению с профессиями

  • Методическое пособие « В мире профессий»

3.6.

Условия реализации проекта

Трудовые ресурсы (Мотивированность, теоретическая и практическая подготовленность педагогов. В образовательном учреждении работают педагоги с высоким творческим потенциалом, умеющие разрабатывать необходимый методический материал и готовые работать в режиме инновационной деятельности, они активно транслируют свой опыт работы и участвуют в различных мероприятиях, конкурсах).

Материально-техническое обеспечение. В учреждении имеется современное цифровое оборудование:

  • Интерактивная доска -2 шт

  • Цифровой фотоаппарат- 1шт

  • Проекторы -2 шт

  • Ноутбуки- 3 шт

  • принтеры -2 шт

  • Телевизоры - во всех группах

  • Магнитофоны - во всех группах

Информационные ресурсы (имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ. На сайте организации постоянно публикуется и размещается информация о деятельности детского сада).

Все вышесказанное является показателем готовности коллектива к реализации проекта. Материально-техническая база МБДОУ Детский сад № 7 позволяет широко применять инновационные образовательные технологии, разнообразить формы и методы обучения с педагогами ДОУ, практически совершенствуя их мастерство.

3.7

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации

Команда педагогов – исполнителей проекта, а также использование уже имеющегося апробированного опыта – одно из условий наличия устойчивых результатов. Мы считаем, что данный проект актуален, т.к. позволит:

  • создать условия для осуществления информационно-методического взаимодействия между педагогами района;

  • создать инновационную модель организации образовательного процесса по ранней профориентации дошкольников

  • сформировать команду педагогов-единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО по ранней профориентации дошкольников




«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

проекта по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста

на 2019– 2020 учебный год


Цель:

Содействовать допрофессиональному самоопределению и профориентации дошкольников.

Задачи:

- дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.


Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

- учить сравнивать профессии;

- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

- знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах

трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.


Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.



п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организационно-методическая деятельность

1.

Разработка и утверждение проекта профориентационной работы образовательного учреждения на учебный год. Работа творческой группы.

Август 2019

Администрация ДОУ

2.

Семинары, мастер-классы, творческие лаборатории с педагогами, заседания творческих групп, по обучению формам и методам профориентационной работы с воспитанниками

В течение учебного года

Старший воспитатель, творческая группа ДОУ


3.

Книжные выставки и проведение обзоров литературы «Путешествие в мир профессий»

В течение учебного года

Старший воспитатель ДОУ

4.

Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста

В течение учебного года

Старший воспитатель, творческая группа ДОУ


5

Подбор литературы (методической, художественной, иллюстрационного материала)

сентябрь

Старший воспитатель


6

Создание банка презентаций для проведения занятий по ознакомлению с профессиями: «Что такое профессия»; «Профессии прошлого и настоящего» и др.

В течении учебного года

Творческая группа














Работа с педагогическими кадрами

1.

Проведение бесед, консультаций о значимости и необходимости работы профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста Сентябрь

Старший воспитатель

2.

Подготовка и проведение открытых показов НОД по профориентации дошкольников

Октябрь

Воспитатели групп

3.

Семинары «Профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия)» «Профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий)», «Сюжетно-ролевая игра и профессии», «Методы формирования трудовых навыков», «Роль родителей в выборе профессии», «Формы и методы профориентационной работы с воспитанниками», и др.

В течение года

Старший воспитатель

4.


Накопление дидактического и наглядного материала по теме

В течение года

Воспитатели

5.

Создание альбомов «Все работы хороши», «Профессии края», «Моя будущая профессия» и т.п.

В течение учебного года

Воспитатели

6.

Организация взаимопосещения воспитателями мероприятий по профориентации

октябрь

Старший воспитатель, воспитатели

7

Оформление Лэпбуков по ознакомлению с профессиями

ноябрь

Старший воспитатель, воспитатели

8

Составление картотеки дидактических «В мир профессий»

декабрь

Творческая группа

9

Педсовет «Профориентационная работа в ДОУ»

май

Старший воспитатель


Профориентационная деятельность педагогов с дошкольниками

1.

Проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности, досугов, праздников, конкурсно-познавательных развлечений, организационно-деятельностных игр по профессиональному самоопределению «Мир профессий»

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели групп


2

Фотоконкурс «Профессии родителей»

сентябрь

Старший воспитатель, воспитатели групп


3

Экскурсии в библиотеку, на почту, пожарную часть и т.д знакомство с профессиями.

В течении года

Старший воспитатель, воспитатели групп


4

Реализация краткосрочных проектов во всех группах «Все работы хороши»

октябрь

Старший воспитатель, воспитатели групп


5

Использование в работе с детьми мультимедийных презентаций, видеороликов о профессиях

В течении года

Старший воспитатель, воспитатели групп

6


Проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион», «В доме», «Больница», «Пожарная станция», «В полицейском участке» и т.п.

В течение года

воспитатели групп

8


Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы» и др.), настольных игр экономической тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк» и др.);

В течение года

воспитатели групп

9


Чтение художественной литературы: сказки экономического содержания (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова «Экономика в сказках и играх» и др.), загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда и пр.).

В течение года

воспитатели групп

10

Экспериментирование с разными материалами, исследовательская деятельность, опыт хозяйственно-бытового труда

В течение года

воспитатели групп

11

Конкурс рисунков среди воспитанников подготовительной и старшей групп «Я мечтаю стать…»;


Декабрь

Старший воспитатель, воспитатели

12

Организация трудового воспитания (дежурство в групповых комнатах (старший дошкольный возраст); уход за комнатными растениями, уход за групповыми участками и т.п.

В течение года

Воспитатели, социальный педагог

13

Организация работы по благоустройству (выращивание рассады цветов, их последующая посадка, уход за ними; изготовление кормушек и их размещение и т.п.)

В течение года

Воспитатели ДОУ

14

Выставки детского творчества (“Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся”, “Наши руки не знают скуки” и т.п.)

В течение года

Старший воспитатель, творческая группа, воспитатели

15

Тематические экскурсии (в медицинский кабинет, в прачечную, и т.п.)

сентябрь

Старший воспитатель, воспитатели


Работа с родителями

1.

Родительские собрания по профориентационной тематике: «Труд в семье», «Роль родителей с профессиональном самоопределении ребенка»

По графику

Администрация ДОУ, воспитатели групп

2.

Групповые и индивидуальные консультации по вопросам трудового воспитания дошкольников

Консультации:

  • «Формирование отношения к профессии у дошкольников в процессе социализации»

  • «Трудовое воспитание дошкольников»

  • «Все профессии нужны, все профессии важны»

  • «Ранняя профориентация для дошкольников - начало успеха».

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, соц.педагог,

3.

Привлечение родителей к проведению и участию в профориентационных мероприятиях

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели

5.

Часы общения (взрослые + дети) «В мире интересных и нужных профессий»

В течение года

воспитатели


6.

Конкурсы семейного творчества «Профессии нашей семьи», «Семейные династии» и т.п.

В течение года

Старший воспитатель, творческая группа, воспитатели

Работа с социальными партнерами

1.

Встречи с представителями разных профессий «Важные встречи»

В течение года

воспитатели

2.

Совместное проведение мероприятий в дни профессиональных праздников

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели,

Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчёты воспитателей по профориентации и трудовому воспитанию дошкольников

май

Старший воспитатель,

2.

Анкетирование родителей по профориентации («Анкета интересов», «Интересы моего ребенка» и т.п.)

май

Старший воспитатель,

3.

Интервьюирование воспитанников старшего дошкольного возраста «Кем я хочу быть…»

май

Старший воспитатель,

Информационная деятельность по профессиональной ориентации в ДОУ

1.

Публикации материалов по профориентационной работе в СМИ

В течении года

Ответственный за сайт

2.

Постоянная рубрика о профориентационной работе на сайте ДОУ

В течении года

Ответственный за сайт

3.

Издание информационных материалов (буклеты, проспекты и т.д.);

В течении года

Педагоги ДОУ

4.

Оформление уголков профориентации.

октябрь

Педагоги ДОУ










12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!