Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 рабочего поселка Переяславка
ПРОЕКТ
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИи в ДОУ:
« Психолого-педагогические условия в ДОУ развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»
1. | Название организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо |
1.2. | Адрес организации | (индекс) 682910 Хабаровский край район имени Лазо рабочий поселок Переяславка улица Ленина,27 |
1.3 | Электронный адрес организации | [email protected] |
1.4 | Сайт ДОУ | http://topolek.detsad.27.ru |
1.5 | Контактные телефоны | 8(42154)21585 |
1.6. | Руководитель проекта | Маковецкая Ольга Александровна Заведующий МБДОУ детский сад №7 р.п. Переяславка |
1.7. | Ответственные исполнители проекта | Старший воспитатель ДОУ - Т.В.Трегубенко, педагогические работники ДОУ |
2. | Тема проекта | Психолого-педагогические условия в ДОУ развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. |
2.1. | Цель проекта | Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда |
2.2. | Задачи проекта | повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста; разработать эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста; создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности; организовать сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда; обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников. |
2.3. | Основная идея проекта | В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств. Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. |
2.4 | Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта | Решение педагогического Совета МБДОУ детский сад №7 |
2.5. | Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта | Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155; Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Приказ от 23 июля 2013 года №611 « Об утверждении порядка формирования функциональной инновационной инфраструктуры в системе образования» Конвенция ООН о правах ребенка Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в ДОУ. Проект «Компас самоопределения» Хабаровского краевого института развития образования по профориентации |
3. | Программа реализации проекта |
3.1. | Теоретические и методологические основания проекта | Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности. |
3.2. | Описание реализации проекта (этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу) | 1 этап – информационно-аналитический |
Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта. На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ, научно-методических исследований по проблеме профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, выявление проблем. Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта. составление планов совместной деятельности с социальными партнерами. Обеспечить оптимальные условия для функционирования ДОУ в статусе инновационной площадки. Методы: анализ документов, опрос, педагогическое проектирование, оценка инновационного образовательного продукта. Прогнозируемый результат этапа: намечены этапы и содержание реализации проекта; разработана нормативно-правовая база, изучение и анализ запросов педагогического сообщества, разработана программа мероприятий; |
2 этап – Основной |
Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту, которое предполагает активное взаимодействие участников посредством онлайн общения, консультаций, форумов, электронной почты, встреч и т.д. На втором этапе предполагается создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, поиск наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых Сформировать систему работы по ранней профориентации дошкольников Нацелить педагогов на построение работы с учетом муниципального рынка труда Воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к профессиям взрослых Создать банк педагогических идей (материалы методических мероприятий, консультаций; конспекты, сценарии, презентации и др.) по ранней профориентации дошкольников. Внедрить в образовательный процесс современные инновационные подходы, формы организации совместной деятельности, обеспечивающие реализацию проекта. Систематически оповещать через раздел «Инновационная площадка ДОУ» официального сайта МБДОУ Детский сад № 7 о предстоящих мероприятиях, которые осуществляются в рамках проекта и размещать информацию о проведенных мероприятиях. Прогнозируемый результат этапа: функционирование раздела на сайте, создан банк педагогических идей; разработаны и апробированы современные подходы и формы совместной образовательной деятельности, представлен опыт работы на конференциях, семинарах, мастер-классах, обеспечение педагогов информационно–методическим инструментарием по реализации проекта |
этап – итоговый ( май 2020 года) |
Исполнители проекта анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию. Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности проделанной деятельности над проектом. Обобщить и транслировать опыт работы МБДОУ Детский сад № 7 по реализации проекта. Создать методическое пособие по ранней профориентации дошкольников « Мир профессий» Провести анализ выявленных результатов реализации данного проекта. Сформировать информационно-методический пакет (методическое пособие « Мир профессий», банк педагогических идей (материалы методических мероприятий, консультаций; конспекты, сценарии, презентации и др.) Прогнозируемый результат этапа: Семинар - отчет по реализации проекта с приглашением педагогов городских детских садов (Детский сад № 4, детский сад № 11, детский сад № 25 рабочего поселка Переяславка) Выставка практического материала изготовленного в ходе реализации проекта. создан банк педагогических идей Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых. выявить уровень сформированости представлений дошкольников о профессиях |
3.4. | Средства контроля и диагностики инновационной деятельности | В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов: тестирование; наблюдение; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности; анализ статистических данных; экспертиза материалов; мониторинг качества инновационной деятельности. |
3.5. | Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме | Методические разработки (проекты): Проект «Создание в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста» Консультации для педагогов « Ранняя профориентация дошкольников» Банк презентаций для проведения НОД по ознакомлению с профессиями Методическое пособие « В мире профессий» |
3.6. | Условия реализации проекта | Трудовые ресурсы (Мотивированность, теоретическая и практическая подготовленность педагогов. В образовательном учреждении работают педагоги с высоким творческим потенциалом, умеющие разрабатывать необходимый методический материал и готовые работать в режиме инновационной деятельности, они активно транслируют свой опыт работы и участвуют в различных мероприятиях, конкурсах). Материально-техническое обеспечение. В учреждении имеется современное цифровое оборудование: Цифровой фотоаппарат- 1шт Проекторы -2 шт Ноутбуки- 3 шт принтеры -2 шт Телевизоры - во всех группах Магнитофоны - во всех группах Информационные ресурсы (имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ. На сайте организации постоянно публикуется и размещается информация о деятельности детского сада). Все вышесказанное является показателем готовности коллектива к реализации проекта. Материально-техническая база МБДОУ Детский сад № 7 позволяет широко применять инновационные образовательные технологии, разнообразить формы и методы обучения с педагогами ДОУ, практически совершенствуя их мастерство. |
3.7 | Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации | Команда педагогов – исполнителей проекта, а также использование уже имеющегося апробированного опыта – одно из условий наличия устойчивых результатов. Мы считаем, что данный проект актуален, т.к. позволит: создать условия для осуществления информационно-методического взаимодействия между педагогами района; создать инновационную модель организации образовательного процесса по ранней профориентации дошкольников сформировать команду педагогов-единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО по ранней профориентации дошкольников |
«ДОРОЖНАЯ КАРТА»
проекта по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста
на 2019– 2020 учебный год
Цель:
Содействовать допрофессиональному самоопределению и профориентации дошкольников.
Задачи:
- дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Задачи работы:
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи работы:
- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
- формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
- учить сравнивать профессии;
- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
- знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах
трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организационно-методическая деятельность |
1. | Разработка и утверждение проекта профориентационной работы образовательного учреждения на учебный год. Работа творческой группы. | Август 2019 | Администрация ДОУ |
2. | Семинары, мастер-классы, творческие лаборатории с педагогами, заседания творческих групп, по обучению формам и методам профориентационной работы с воспитанниками | В течение учебного года | Старший воспитатель, творческая группа ДОУ |
3. | Книжные выставки и проведение обзоров литературы «Путешествие в мир профессий» | В течение учебного года | Старший воспитатель ДОУ |
4. | Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста | В течение учебного года | Старший воспитатель, творческая группа ДОУ |
5 | Подбор литературы (методической, художественной, иллюстрационного материала) | сентябрь | Старший воспитатель |
6 | Создание банка презентаций для проведения занятий по ознакомлению с профессиями: «Что такое профессия»; «Профессии прошлого и настоящего» и др. | В течении учебного года | Творческая группа |
| | | |
| | | |
| | | |
Работа с педагогическими кадрами |
1. | Проведение бесед, консультаций о значимости и необходимости работы профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста | Сентябрь | Старший воспитатель |
2. | Подготовка и проведение открытых показов НОД по профориентации дошкольников | Октябрь | Воспитатели групп |
3. | Семинары «Профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия)» «Профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий)», «Сюжетно-ролевая игра и профессии», «Методы формирования трудовых навыков», «Роль родителей в выборе профессии», «Формы и методы профориентационной работы с воспитанниками», и др. | В течение года | Старший воспитатель |
4. | Накопление дидактического и наглядного материала по теме | В течение года | Воспитатели |
5. | Создание альбомов «Все работы хороши», «Профессии края», «Моя будущая профессия» и т.п. | В течение учебного года | Воспитатели |
6. | Организация взаимопосещения воспитателями мероприятий по профориентации | октябрь | Старший воспитатель, воспитатели |
7 | Оформление Лэпбуков по ознакомлению с профессиями | ноябрь | Старший воспитатель, воспитатели |
8 | Составление картотеки дидактических «В мир профессий» | декабрь | Творческая группа |
9 | Педсовет «Профориентационная работа в ДОУ» | май | Старший воспитатель |
Профориентационная деятельность педагогов с дошкольниками |
1. | Проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности, досугов, праздников, конкурсно-познавательных развлечений, организационно-деятельностных игр по профессиональному самоопределению «Мир профессий» | В течение года | Старший воспитатель, воспитатели групп |
2 | Фотоконкурс «Профессии родителей» | сентябрь | Старший воспитатель, воспитатели групп |
3 | Экскурсии в библиотеку, на почту, пожарную часть и т.д знакомство с профессиями. | В течении года | Старший воспитатель, воспитатели групп |
4 | Реализация краткосрочных проектов во всех группах «Все работы хороши» | октябрь | Старший воспитатель, воспитатели групп |
5 | Использование в работе с детьми мультимедийных презентаций, видеороликов о профессиях | В течении года | Старший воспитатель, воспитатели групп |
6 | Проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион», «В доме», «Больница», «Пожарная станция», «В полицейском участке» и т.п. | В течение года | воспитатели групп |
8 | Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы» и др.), настольных игр экономической тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк» и др.); | В течение года | воспитатели групп |
9 | Чтение художественной литературы: сказки экономического содержания (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова «Экономика в сказках и играх» и др.), загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда и пр.). | В течение года | воспитатели групп |
10 | Экспериментирование с разными материалами, исследовательская деятельность, опыт хозяйственно-бытового труда | В течение года | воспитатели групп |
11 | Конкурс рисунков среди воспитанников подготовительной и старшей групп «Я мечтаю стать…»; | Декабрь | Старший воспитатель, воспитатели |
12 | Организация трудового воспитания (дежурство в групповых комнатах (старший дошкольный возраст); уход за комнатными растениями, уход за групповыми участками и т.п. | В течение года | Воспитатели, социальный педагог |
13 | Организация работы по благоустройству (выращивание рассады цветов, их последующая посадка, уход за ними; изготовление кормушек и их размещение и т.п.) | В течение года | Воспитатели ДОУ |
14 | Выставки детского творчества (“Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся”, “Наши руки не знают скуки” и т.п.) | В течение года | Старший воспитатель, творческая группа, воспитатели |
15 | Тематические экскурсии (в медицинский кабинет, в прачечную, и т.п.) | сентябрь | Старший воспитатель, воспитатели |
Работа с родителями |
1. | Родительские собрания по профориентационной тематике: «Труд в семье», «Роль родителей с профессиональном самоопределении ребенка» | По графику | Администрация ДОУ, воспитатели групп |
2. | Групповые и индивидуальные консультации по вопросам трудового воспитания дошкольников Консультации: «Формирование отношения к профессии у дошкольников в процессе социализации» «Трудовое воспитание дошкольников» «Все профессии нужны, все профессии важны» «Ранняя профориентация для дошкольников - начало успеха». | В течение года | Воспитатели, педагог-психолог, соц.педагог, |
3. | Привлечение родителей к проведению и участию в профориентационных мероприятиях | В течение года | Старший воспитатель, воспитатели |
5. | Часы общения (взрослые + дети) «В мире интересных и нужных профессий» | В течение года | воспитатели |
6. | Конкурсы семейного творчества «Профессии нашей семьи», «Семейные династии» и т.п. | В течение года | Старший воспитатель, творческая группа, воспитатели |
Работа с социальными партнерами |
1. | Встречи с представителями разных профессий «Важные встречи» | В течение года | воспитатели |
2. | Совместное проведение мероприятий в дни профессиональных праздников | В течение года | Старший воспитатель, воспитатели, |
Мониторинг качества профориентационной работы |
1. | Творческие отчёты воспитателей по профориентации и трудовому воспитанию дошкольников | май | Старший воспитатель, |
2. | Анкетирование родителей по профориентации («Анкета интересов», «Интересы моего ребенка» и т.п.) | май | Старший воспитатель, |
3. | Интервьюирование воспитанников старшего дошкольного возраста «Кем я хочу быть…» | май | Старший воспитатель, |
Информационная деятельность по профессиональной ориентации в ДОУ |
1. | Публикации материалов по профориентационной работе в СМИ | В течении года | Ответственный за сайт |
2. | Постоянная рубрика о профориентационной работе на сайте ДОУ | В течении года | Ответственный за сайт |
3. | Издание информационных материалов (буклеты, проспекты и т.д.); | В течении года | Педагоги ДОУ |
4. | Оформление уголков профориентации. | октябрь | Педагоги ДОУ |
12