Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна.
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Этот проект является отличной возможностью воспитать у дошкольников чувство гордости за свой народ, за армию, Родину, сформировать у детей дошкольников высокие нравственно - духовные качества, приучить к участию в социально-значимых мероприятиях страны. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта. Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство и взаимовыручку.
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Проект позволил воспитать в детях, родителях патриотические, нравственно- духовные чувства.
Мероприятия объединили детей и взрослых, вызвали гордость за нашу страну, ее историю, научили быть не равнодушными к происходящим в стране событиям, появилось желание сохранять исторические ценности, уважать разные национальности и быть толерантными, беречь природу и быть достойным человеком и гражданином своей страны.
Проект повысил престиж служения нашему Отечеству среди подрастающего поколения и их родителей.
Преемственность со школой позволила продолжить работу нравственно- патриотической и духовной направленности дальше.
• Презентация проекта: «Я часть России».
Неделя | Тема | Программные задачи | Формы работы |
Сентябрь |
Первая неделя | «Праздник знания Школа нас ждет.» | Формировать у детей знания о празднике начала учебного года. День радостных встреч с персонажами литературных произведений. Развивать внимание, радость от встреч с друзьями. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ, учителю. | Праздник «День знаний» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Школа». Сюжетно- ролевая игра: «Я иду в школу» |
Первая неделя | «Наш детский сад. Профессии взрослых они такие важные» | Знать ближайшее окружение сотрудников, обращаться по имени отчеству. Экскурсии в кабинеты ДОУ. Учить детей свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Употребление обобщенных названий профессий: в земледелии, транспорте, связи, швейной промышленности, строительстве, педагогике. Различать трудовые действия. Воспитывать уважение к своему труду, труду взрослых в ДОУ. | Викторина: «Путешествие в мир профессий», Профессии взрослых» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Мой любимый детский сад» Рисование: «Профессии нашего детского сада» |
Вторая неделя | «Хлеб- всему глава» | Формировать знания детей о труде хлеборобов Подмосковья, о значимости и истории хлеба, о том, как превратить зерно в муку и в муку в тесто? Посещение кухни при выпечке мучных изделий. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Хлеб – всему голова», Конкурс: «На лучшую домашнюю выпечку». Пословицы и поговорки о хлебе. Сюжетно- ролевая игра «Хлебзавод» |
Третья неделя | «Осень золотая. Дары природы. Природа и человек" | Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы в родном поселке. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о растениях, о природе родного края. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране, любовь к поселку и бережное отношение к природе. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Мы на прогулке по улицам поселка» Выставка детского творчества: «Осень огородная» Проект: «Природа моего родного края», |
Четвертая неделя | «Любимые домашние животные и забота человека» | Углублять представления детей об условиях жизни домашних животных, о их повадках, условиях проживания. Воспитывать доброту и сострадание к животным, желание не причинять им вред. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Зоопарк» Рисование: «Мой питомец» |
Октябрь |
Первая неделя | «Я вырасту воспитанным и добрым» | Расширение представлений о соблюдении правил культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. | Беседа: « Уроки культурных явлений» Проект: « Твори добро - на всей земле!» |
Вторая неделя | «Моя семья и я. Традиции» | Формировать знания детей о своей семье, о месте работы родителей, важность их труда для общества и государства. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью и страну. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию : « В родной семье.Мои обязанности» Дидактические игры: « Профессии моих родителей» |
Третья неделя | «Улицы моего поселка и его достопримечательности». | Формировать знания детей о соблюдении правил безопасного и культурного поведения в транспорте. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, поселку, достопримечательностям | Беседа: « Мой поселок, мои улицы, что я знаю» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Труд взрослых» Экскурсия по улицам поселка |
Четвертая неделя | «Правила общения детей обществе. Зло или добро». | Воспитывать у детей нравственные нормы: умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку. | Беседа: «Зло и добро» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: » Учимся быть вежливыми и воспитанными» Викторина «Вежливые и добрые слова, творят чудеса ». |
Ноябрь |
Первая неделя | «Родная страна, мой поселок. Памятные места» | Понятие Родины. Расширять знания о родной стране, поселке, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Многонациональность нашей страны: толерантное отношение к людям разных рас и национальностей. Воспитывать патриотические чувства у детей. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Игра – путешествие в страну знаний о России. Мой любимый поселок». Конкурс чтецов: « Стихи о Родине». Дидактические игры: «Народы России» |
Третья неделя | «Поздняя осень. Красота родного края» | Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы.. Расширять и уточнять представления о животных и растениях поздней осенью. Развивать у детей умение различать деревья по окрасу ствола. Воспитывать любовь к природе, патриотические чувства и гражданские чувства | Беседа: « Как природа и люди готовятся к зиме» Рисование: «. Березовая роща». Дидактические игры: « Животные леса», « Деревья. Кустарники. Растения» |
Четвертая неделя | «Свойство материалов» | Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы и их свойства и качества. Развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению для человека, предметы, сделанные руками человека. Воспитывать уважение к людям труда, патриотические чувства. | Беседа: «Свойства материалов» Рисование: «Предметы которые нас окружают. Посуда. «Мебель. Одежда» Сюжетно-ролевая игра: « За покупками в магазины поселка» |
Декабрь |
Первая неделя | «Путешествие по Москве и ее достопримечательностям» | Закрепить с детьми понятия: Родина, Москва, Россия, президент, символы. Расширять знания о родной стране, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях играх, о Москве – главном городе страны. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Москва- столица нашей Родины. Достопримечательности» Дидактические игры: «Символы России» , " Природные зоны страны" |
Вторая неделя | « Что за чудо - эти сказки.. Русских фольклор» | Формировать умение отличать сказку от рассказа, определять поэтическое произведение. Через русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, воспитывать любовь к родине. | Викторина: «Русский народный фольклор» Рисование: «Моя любимая сказка», Выставка детских книг: «Моя любимая сказка". |
Третья неделя | «Зимушка- зима. Русские народные забавы» | Формировать основы экологической культуры. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Зима пришла» Рисование: «Иней на деревьях» Дидактические игра: Животные России» Акция «Покормим птиц зимой» |
Четвертая неделя | «Новый год у ворот. Традиции русского народа» | Формировать понятие о празднике Нового года, он означает, что старый год закончился, и начинается новый год. Люди в домах наводят порядок, чтобы в новый год не брать с собой плохое. Многие ходят друг к другу в гости, дарят подарки – это традиции русского народа. Через различные виды детской деятельности дать сведения зимних развлечениях детворы в России. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: » Новогодние традиции России». Рисование: « Новогоднее представление» Праздник: «Новый год у ворот» |
Январь |
Первая неделя | «Защитники родины - звучит гордо! Профессии мужчин» | Обогатить представления детей о мире профессий мужчин и предметах связанными с ними. Различать трудовые действия, характерные для их специальности. Воспитывать уважение к труду мужчин, армии. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Наши защитники страны. Армия. Рода войск” Дидактические игра: «Рода войск». |
Вторая и третья недели | Народная культура и традиции русского народа". | Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках . Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям русского народа. | Посещение музея « Русская изба» Беседа: « Русские народные игрушки», Рисование: «Городец» Дидактическая игра « Народные промыслы России» |
Февраль |
Первая неделя | «Спорт и человек. Спортивная легенда нашего поселка Парфенов А.И» | Формировать знания о спорте, как об основе здоровья человека, о необходимости им заниматься, чтобы были здоровыми люди в стране, об олимпийском движении, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России и нашего поселка. Воспитывать любовь к окружающему миру, своему здоровью и гордость за людей достигших высоких наград государства и мира, в области спорта. | Беседа: «Спорт в моем поселке. Чемпионы» Рисование:: « Мой любимый вид спорта» Дидактическая игра «Зимние виды спорта» |
Вторая неделя | «Транспорт родного поселка» | Формировать представление детей о транспорте, его видах, значении для человека. Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный, его значение для человека. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, поселку. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Транспорт – помощник для людей» Сюжетно-ролевая игра: «Шофер.Такси» |
Третья неделя | «Защитники Отечества. Родная Армия» | Формировать представления детей о российской армии, родах войск: воины охраняют границы Родины, есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. Познакомить с историей защитников земли в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:: «Защитники страны.» Рисование: «Солдат на посту" Сюжетно-ролевая игра: «Мы солдаты» Праздник: «День защитника Отечества» |
Четвертая неделя | «Я и мои друзья. Дружба - что это?» | Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга ( разные имена, фамилии, внешность, характеры), но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к окружающим людям, детям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков. | Беседа:«Для чего человеку имя.Наши добрые дела». Дидактическая игра «Генеологическое древо семьи»; «Назови ласково» рисование «Мой лучший друг», Сюжетно-ролевая игра: « Едем с друзьями путешествовать» |
Март |
Первая неделя | «Мама – самое прекрасное слово на земле. Женщины - герои». | Формировать у детей любовь и уважение к маме ( бабушке), оказывать помощь в домашних делах, проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маминых привычках, мечтах, желаниях, о профессии, о её важности для семьи. Формировать знания о том, что бабушка -мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение. Воспитывать любовь и уважение к женщинам России. | Беседа: «Женщины- России герои» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Кто моя мама по профессии» Праздник для мам. Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» |
Вторая неделя | «Одежда. Какой она была? История и современность " | Формировать у детей понятие о том, что одежда в разные времена была разной; познакомить с историей русской одежды, учить ценить труд людей, изготовляющих её. Развивать понимание значимости одежды для человека. Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию. | Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси. Беседа: « Русский костюм. Какой он был» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Ателье. Одежда. История» Рисование: « Роспись Одежды» |
Третья неделя | «Школа - наш второй дом» | Формировать знания о том, что в детском саду дети получают простые знания. В школе есть разные науки: астрономия, география, история, математика, русский язык, иностранный язык, экология. К школе нужно быть готовым. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране и мире. | Беседа: « Чему учат в нашей школе», Дидактическая игра- презентация: «Предметы которые нас окружают» Сюжетно-ролевая игра: «Мы в школе» |
Апрель |
Первая неделя | «Книги - источник знаний. Библиотека». | Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том как она появилась и о необходимости ценить труд многих людей, вложенный в книгу: работников типографии, художников, писателей. Научить понимать ценность книги как объекта познания, объяснять основные жанровые особенности русских сказок, пословиц, загадок. Воспитывать умение беречь книги. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям книги, а затем к людям попавшим в беду, помочь почувствовать красоту и выразительность языка. | Беседа: «Библиотека», « Как появилась книжка» Дидактические игры : « Назови, автора произведения и иллюстратора» Ручной труд: « Ремонтируем наши книжки» Конкурс чтецов: « Любимая книга о России» Экскурсия в библиотеку поселка. Беседа: " Наш мини-музей. Книжки-малышки" |
Вторая неделя | «Космонавтика. История и люди». | Формировать знания о космосе, о луне, звездах, солнце, о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны, познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, о том, что в космосе летают люди разных национальностей. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса. | Посещение кабинета: « Астрономия» Беседа: «Космонавты России. Ученые" Сюжетно-ролевая игра: «Космонавты России» Конструктивная. деятельность: «Космические корабли бороздят океаны» |
Третья неделя | «Архитектура. Разные дома. История.». | Учить детей различать и называть различные типы и виды домов: каменные, деревянные, кирпичные, высотные, в несколько этажей, деревенская изба. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка. Дать детям знание о том, что такое- архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города | Беседа: « Архитектура России» Рисование: «Дома моего поселка» Конкурс построек: «Лучший дом поселка» |
Четвертая неделя | «Природа родного края. По страницам «Красной книги | Формировать знания детей о природе родного края, об экологической обстановке. Углублять представления об условиях жизни растений и животных, о влиянии человека на них, устанавливать связь между состоянием роста и жизни растений ( животных) и условиями окружающей среды. Познакомить детей с « Красной книгой России. Развивать экологическое мышление, бережное отношение к природе, правила поведения в ней. | Беседа: «Чем богат наш край» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Человек – защитник, окружающий среды. Красная книга» Выставка детского творчества:» |
Май |
Первая неделя | «История Великой Отечественной войны. День Победы» | Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них, о героическом вкладе в победу над врагом, людей в тылу, взрослых и детей. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам. | Беседа: « Чтобы не было войны. Сохраним мир» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Бессмертный полк» Развлечение ко Дню Победы. Экскурсия и возложение цветов к памятнику павшего война. Акция: "Бессмертный полк |
Вторая неделя | « Мир искусства России.» | Формировать знания о мире искусства России: театры, музеи, выставки, галереи, цирки, балет. О том как они появилась и о необходимости ценить труд людей, работающих в этой сфере. Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей прославивших Россию. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Музеи. Театры.» Рисование: «Цирк" Дидактическая игра: «Назови вид искусства» |
Третья неделя | Времена года. "Лето- дивная пора". | Продолжать наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и деревьями.. Развивать умение называть деревья, наиболее часто встречающиеся на нашей российской территории. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к русской природе. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Зеленая планета» День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Рисование: «Экология и безопасность родного края» |
Четвертая неделя | «Законы, по которым живет человек» | Расширять знания детей о правилах и законах в семье, государстве, детском саду; о правах каждого человека, о людях разных национальностей, живущих в России; Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о себе, о своей стране. | Беседа "Законы и права. Талерантность". Акция: " Свеча Памяти" |
1. Н.Г. Зеленова, Л.Н. Осипова «Мы живем в России» Москва 2008г.
2. М.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2008г.
3. Е.А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Москва 2003г.
4. Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» Москва 2009г.
5. Л.Н. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край» Москва 2007г.
6. М.Ю. Новицкая. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая.