СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Путешествие по стране Русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе проектной работы ребята  сделали настольную игру "Путешествие по стране Русского языка". К игре подобраны задания-карточки, в которых можно повторить правила из разных разделов русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Путешествие по стране Русского языка"»




МОУ «Милославская школа»







Проект по русскому языку



«Путешествие по стране Русского языка»












Работу выполнили

ученики 5 «А» класса:

Голованова Вероника,

Нистратова Наталья,

Попов Максим,

Ягодкин Даниил.

Руководитель:

Обысова Наталья

Владимировна










п. Милославское, 2019 г.

Оглавление



  1. Введение…………………………………………………………….стр.3-7

  2. Основной этап…………………………………………………………стр.7

  3. Практическая часть………………………………………...………..стр.8-9

  4. Заключительный этап………………………………………...……….стр.9

  5. Заключение…………………………………………………….…….стр. 9

  6. Источники информации (используемая литература)………......стр.10-11

  7. Приложения…………………………………………………….....стр.11-22





















Введение


Школьники всегда сталкиваются с трудностями в правильном написании орфограмм в словах и постановке знаков препинания. Правильное написание орфограмм изучает раздел науки о языке - орфография. Орфография - правописание, общепринятая система правил написания слов в русском языке. Сложное слово «орфография», как название правописания слов и системы орфограмм, пришло из греческого языка. Это слово состоит из двух греческих корней: orthos + grafo, что соответственно значит «правильный» и «пишу».

Очень часто ошибки в правописании связаны с непониманием значения того или иного слова, с неумением подобрать верное проверочное слово, хотя теоретически многие знают, как проверять, например, безударные гласные в словах. Особую трудность вызывают омонимы (точнее, омофоны - слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме). Затруднение заключается в том, что правописание связано с лексическим значением слова. Также трудности в правописании могут быть связаны с неумением определять часть речи. Трудности в постановке знаков препинания заключаются в неумении видеть структуру предложения.


Реальная ситуация

Желаемая ситуация

У современных школьников отсутствует орфографическая и пунктуационная зоркость при написании диктантов на уроках русского языка.

Современные школьники знают, где поставить нужные знаки препинания, хорошо умеют подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне, а также умеют писать без ошибок и слова с другими орфограммами в диктантах на уроках русского языка.







Проблема: Мы, как и все ученики младшего и среднего школьного возраста, правила орфографии и пунктуации знаем, но не видим орфограмму в слове, не видим структуру предложения и, соответственно, делаем ошибки. Поэтому нам нужна орфографическая и пунктуационная зоркость для написания контрольных диктантов, а также любых проверочных работ на уроках русского языка.

Актуальность проблемы:

Зная лексическое значение слова, можно легко проверить безударные гласные в корне. Также ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку проверяют владения навыками письменной речи в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. Поэтому орфографические и пунктуационные ошибки в словах - явление крайне нежелательное.


Цели:

1. Изучение таких разделов науки о языке, как орфография, лексика (омонимия), орфоэпия, морфология (части речи), пунктуация;

2. Выявление способов проверки слов с помощью определения лексического значения слова и путём подбора к нему однокоренного слова, ударения с помощью словаря орфоэпического;

3. Привлечение внимания школьников к проблеме необходимости повышать свою орфографическую и пунктуационную зоркость.


Способы достижения цели: анкетирование учащихся Милославской школы, работа с материалами школьной и районной библиотеки и ресурсами сети Интернет.





Задачи:

1. Подбор материала по теме «Слова – омонимы с безударными гласными в корне», слов с безударными гласными в корне, раздела «Лексика», «Орфоэпия», «Морфология», «Пунктуация» (некоторые знаки препинания).

2. Проведение анкетирования учащихся 4-5 классов Милославской школы.

4.Подведение итогов анкетирования (составление диаграмм).

5. Разработка настольной игры «Путешествие по стране Русского языка» для учащихся 4-5 классов, которая будет своеобразным орфографическим и пунктуационным тренингом для школьников младшего и среднего звена при повторении темы «Правописание слов – омонимов», слов с безударными гласными в корне, «Лексика», «Орфоэпия», «Морфология», «Пунктуация» (некоторых знаков препинания).


Ресурсы: информационные ресурсы: материалы сети Интернет, школьной и районной библиотек; людские ресурсы: учащиеся Милославской школы; материальные ресурсы: бумага для проведения анкетирования учащихся.


Анализ источников:

Самым полезным для разработки игры «Путешествие по стране Русского языка» оказался для нас словарь омонимов и омоформ русского языка Гребневой Ю.Н. Много слов-омоформ для игры были найдены как раз в этом словаре. Здесь впервые автор разграничивает омонимы и омоформы. В него вошло около 2500 омонимов и омоформ различных видов: лексические и грамматические. К каждому слову дается грамматическая характеристика, толкование значения и пример употребления.В книге Введенской Л.А., Колесникова Н.П «Учебный словарь омонимов русского языка» мы прочитали интересную информацию о причинах появления омонимов, об удачном и неудачном их использовании в речи. Также слова для нашей игры мы нашли в словаре омонимов из серии «Энциклопедия русского языка» под редакцией кандидата филологических наук Гурьевой Т.Н. В словаре омонимов русского языка Ахмановой О.С. было полезно познакомиться с содержанием статей, в которых есть указания на тип омонимов, а также грамматические, стилистические и другие сведения, раскрывающие значение омонимов. В учебнике В.В. Бабайцевой «Теория» мы нашли определения частей речи, правила орфографические, правила постановки знаков препинания. В словаре орфоэпическом мы проверили постановку ударений в словах, которые подготовили в заданиях нашей игры.


Объект проектирования (исследования): слова-омофоны с безударными гласными в корне, в которых учащиеся 4-5 классов делают больше всего ошибок, слова с безударными гласными, разделы «Лексика», «Орфоэпия», «Морфология», «Пунктуация», изучаемые в 4-5 классах.

Место проведения: Милославская школа.



Сроки проведения: сентябрь – январь 2019 гг.





План выполнения работы

Содержание работы

Дата

1

Поиск, изучение, анализ информации о словах-омофонах, о разделе науки о языке орфографии и лексике, орфоэпии, пунктуации и морфологии ( Голованова В., Нистратова Н., Попов М. )

Сентябрь-

октябрь

2

Составление вопросов для анкетирования учащихся 4-6 классов Милославской школы.(Нистратова Н.)

Октябрь

3

Проведение анкетирования среди учащихся 4–5 классов Милославской школы (Голованова В., Нистратова Н.)

Конец октября

4

Анализ результатов анкетирования ( Голованова В.)

Ноябрь

5

Разработка настольной игры – фишки «Путешествие по стране Русского языка» для учащихся 4–5 классов, а также сценария игры «Путешествие по стране Русского языка». Подбор омонимичных слов и иллюстраций к ним. (Голованова В.)

Ноябрь

6

Проведение игры с учащимися 4-5 классов. Подведение итогов. (Голованова В., Нистратова Н., Попов М.)

Декабрь - январь





Планируемый продукт: настольная игра «Путешествие по стране Русского языка» для учащихся 4-5 классов.



Основной этап

Орфография и лексика – разные разделы науки о языке, но они взаимосвязаны. Орфография – раздел науки о языке, который изучает правила написания слов. Слово орфограмма означает то место в слове, где нужно применить какое-то правило, то есть трудное место для написания. Какую правильную букву надо написать в этом месте, вот что означает орфограмма. Лексика – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Её интересует лексическое значение, смысл слова. Лексика рассматривает исторические изменения, происходящие в словарном составе языка, изучает слова с точки зрения их происхождения и употребления. Зная лексическое значение слова, можно легко проверить слова – омонимы. Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio, от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила. Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке. Морфология - это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значениях. Части речи — это лексико-грамматические разряды, на которые распадаются слова языка. Данные разделы изучаются в курсе русского языка как в начальной школе, так и в 5 классе. Поэтому правила из этих разделов лежат в основе правописания.

Практическая часть


Анкетирование учащихся 4-5 классов Милославской школы. В исследовании приняли участие ученики 4-5 классов Милославской школы. Все участники отвечали на вопросы анкет.



Первый этап: анкетирование учащихся 4-5 классов Милославской школы. Ученики отвечали на вопросы анкеты.


Результаты анкетирования:

Анкетирование учащихся 4-5 классов Милославской школы показало, что большинство ребят не знают, что изучают такие разделы русского языка, как орфография и лексика. 45% учащихся не смогли дать точного определения, что изучает раздел науки о языке орфография. 25 % опрошенных смогли дать правильный ответ на вопрос, что изучает раздел науки о языке лексика. Также только 35% опрошенных полностью справились с заданием: подобрали ко всем словам-омонимам верные проверочные слова, что говорит о знании лексического значения этих слов. 45 % частично справились с таким заданием, 20 % опрошенных совсем не ответили, то есть не смогли подобрать проверочные слова и подставить нужные орфограммы, что говорит о незнании лексического значения слов-омонимов и отсутствии навыков подбирать проверочные слова к безударным гласным. Около половины учащихся не смогли определить части речи, расставить знаки препинания в предложении с прямой речью, а также поставить правильно ударение в словах.





Второй этап:

Работа в группе. Разработка правил игры, оформление коробки. Разработка игры и оформление игрового поля для игры «Путешествие по стране Русского языка». Поиск иллюстраций.


Заключительный этап

Результаты и выводы: проведенное анкетирование учащихся 4–5 классов Милославской школы позволяют сделать вывод о том, что немногие учащиеся способны подобрать проверочные слова к омоформам, так как испытывают трудности в определении лексического значения данных слов. Многие учащиеся не смогли определить части речи, расставить знаки препинания в предложении с прямой речью, а также поставить правильно ударение в словах. Игра «Путешествие по стране Русского языка» является своеобразным орфографическим и пунктуационным тренингом, поможет запомнить и значение подобных лексем, и правописание, и ударение в словах, и постановку некоторых знаков препинания.

Заключение

Работая над проектом, мы узнали много интересного и полезного для себя: пополнили свой словарный запас, нашли много интересных омонимичных слов, значение которых раньше не знали, а также не знали, что они пишутся по-разному. Но мы столкнулись и с трудностями. Некоторые ученики вообще не отвечали на вопросы анкеты, что означает их незнание или непонимание того или иного слова. Несмотря на эти трудности, мы смогли составить словарик для игры «Путешествие по стране Русского языка», подобрали много омонимичных слов с помощью учителя, словарей-справочников. Также мы разработали спектр интересных заданий по карточкам игры, которые закрепляют знания правил орфографии, пунктуации, орфоэпии и морфологии. Надеемся, что игра привлечёт внимание многих учащихся к словам и предложениям, которые ежедневно звучат в нашей речи, поможет запомнить их толкование, лексическое значение и правописание. После проведённой игры среди учащихся 4-5 классов мы отметили неподдельный интерес к правилам игры, ребята с удовольствием играли в команде, искали не только нужную картинку для заполнения игрового поля табло, но и сами старались подобрать проверочное слово. После рефлексии учащихся ребята написали в отзывах, что игра их заинтересовала, что многие хотели бы поиграть ещё после уроков, а также, что русский язык – «лучший предмет в мире». Также через несколько лет нам предстоит сдавать экзамены по русскому языку и литературе, которые проверяют владение навыками письменной речи школьников в соответствии с нормами литературного языка. Поэтому омонимичные слова, которые одинаково слышатся, но пишутся по-разному, надо уметь проверять, а также знать их лексическое значение. Хотелось бы отметить, что эту работу нам интересно будет продолжить и в следующем учебном году, потому что играть в такую игру очень увлекательно.

Источники информации (используемая литература)

  1. Баранцова Н.С. Формирование орфографической грамотности у младших школьников.

  2. Панов М.В. Занимательная орфография.

  3. Орфографический словарь

  4. http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241 (игры и викторины по русскому языку)

  5. http://открытыйурок.рф/статьи/

  6. videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/66-omonimiyaslov-test.html.

  7. В.В. Бабайцева, Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002.

  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 12 томах. – М.: Мир книги, 2004.

  9. Словарь синонимов. – Серия энциклопедия русского языка. – М.: ООО «Мир книги», 2004.

  10. Орфоэпический словарь. – Серия энциклопедия русского языка. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

  11. Русский язык: Большой справочник для школьников/ О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А. Войлова и др. – М.: Дрофа, 2004.

  12. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.


Приложения

Приложение 1


Вопросы для анкетирования среди учащихся 4–5 классов Милославской школы:

1. Что изучает раздел науки о языке орфография?

2. Что изучает раздел науки о языке лексика?

3. Вставьте пропущенные буквы в слова, подберите проверочное слово: обл...зать, л…са, пос…деть, пол…скать, прим…рять, прив…дение, отв..рить, отв…рить, ст…рожил, ст…рожил.

4. Определите части речи в предложении: В лесу куковала кукушка и пел дрозд.

5. Расставьте знаки препинания в предложении: Мама сказала: «Мы сегодня идём в кино».

6. Расставьте ударения в словах: квартал, обеспечение, жалюзи, вручит.





Приложение 2



Результаты анкетирования

















Приложение 3

Анкетирование среди учащихся. Фотографии.

Приложение 4

Фотография игры «Путешествие по стране Русского языка»



Приложение 5

Оформление игры «Путешествие по стране Русского языка». Фотографии.













Приложение 6

Правила игры

В некотором царстве жил был дракон, который очень любил заниматься по русскому языку. Он знал все правила и часто перелистывал страницы учебника, чтобы вдруг ничего не забыть. Дракон был уверен, что никто не знает правила русского языка так хорошо, как он.

Но однажды Дракон узнал, что в Тридевятом царстве живёт Принцесса, которая тоже любила учебник по русскому языку. Она очень старалась учиться и всегда получала пятёрки. Дракон разозлился, что эти знания достанутся не только ему и украл Принцессу, заточив её в самую высокую башню. А ещё он испепелил все правила со страниц учебника русского языка, чтобы больше никто о них не узнал и поспешил расставить ловушки на пути к башне в виде заданий, чтобы наверняка никто не смог добраться до Принцессы.

Но отважный учебник Русского языка, даже с пустыми страницами, решил спасти принцессу и по дороге к башне вспомнить все правила.

Помоги учебнику Русского языка восстановить страницы и спасти Принцессу, соблюдая правила игры:

Участники по очереди кидают кубик и выполняют задания, количество точек на кубике соответствует количеству ходов. Если участник не правильно сделал задание, то он делает шаг назад.

Красный цвет – пропустите ход.

Зелёный цвет – сделайте ход вперёд.

Жёлтый цвет – подберите синоним к слову (слово написано на карточке)

Розовый цвет – подберите антоним к слову (слово написано на карточке)

Голубой цвет – поставьте ударение в слове (слово написано на карточке)

Фиолетовый цвет – отгадайте загадку по теме русский язык (загадка написана на карточке)

Задания на карточках игры:

1. Подберите синоним к слову: грустно, спешить, скупой, друг, весело, ветка, легко, шалить, опрятно, глаза.

2. Подберите антоним к слову: враг, правда, новый, закат, мрачный, день, рано, тихо, внутри, щедрый.

3. Поставьте ударение в слове: звонит, жалюзи, красивее, столяр, щавель, договор, сливовый, каталог, банты, баловать.

4. Отгадайте загадку:

1.Если что-то вдруг спрошу,

То в конце его пишу.

2. Слово делим мы на части

Это ведь – большое счастье

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей.

3. Какие 2 личных местоимения

Мешают движению по дорогам?

4. Чёрные стоят все в ряд

С нами мудро говорят.

5. В каком глаголе 100 букв «Й»?

6.В каком глаголе 100 отрицаний?

7. Чёрные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

В миг заговорят!

8. Вот у неё ведь

Какая привычка –

Как только прямая,

Так сразу в кавычках.

9. Союз, число потом предлог –

Вот и вся шарада.

А чтоб ответ найти ты смог,

О реках вспомнить надо.

10. Какие местоимения нужны,

Чтобы руки стали чистыми?

11. Подставьте безударные гласные к словам-омонимам, подберите проверочные слова.







Приложение 7

Вопросы для рефлексии учащихся 4-5 классов:

  1. Понравилась ли вам играть в игру «Путешествие по стране Русского языка»?

  2. Какие темы по русскому языку вы повторили?

  3. Что нового вы узнали?

  4. Что показалось наиболее интересным?

  5. Сплочённо ли вы работали в команде?





Приложение 8

Отзывы учащихся 4-5 классов