Пояснительная записка
Обучающаяся: Харькова Екатерина Юрьевна
Возраст: 14 лет (21.06.2007 г. р.)
Обучается: в МБОУ СОШ № 5 п. Ленинский, находится на обучении, вариант 7. 1.
Заключение ПМПК ЗПР, вариант 7. 1.
Занятие у психолога 1 раз в неделю.
Заключение психолога: У ребенка отмечаются признаки психического дизонтогенеза. Подгруппа «Задержанное развитие». Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм).
Рекомендации:
Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития ребенка, развитие речи и коммуникативных способностей, коррекцию эмоционального развития, развитие произвольности в любом виде деятельности.
При работе с ребёнком учитываются следующие качества: высокая утомляемость и низкая работоспособность; недостаточная сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания.
Цель: коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.
Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсорно-перцептивной деятельности и психических процессов.
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях.
Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации программы, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.
Обучающие коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации.
2. Развитие речи как средства общения и способа коррекции его мыслительной деятельности.
3. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
4. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с выполнением недостающих компонентов.
5. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
6. Подведение под понятие, выведение следствий.
7. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
8. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании;
-планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным
образом или словесном указании педагога;
-осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
9. Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах,
явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику
воспринимать учебный материал сознательно.
10. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений
(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,
логической классификации, умозаключений и др.).
11. Повышение общего уровня развития школьника и коррекция индивидуальных
отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.).
12. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
13. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня
развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в
развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
14. Формирование учебной мотивации.
15. Формирование ИКТ компетенции.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2. развитие навыков каллиграфии;
3. развитие артикуляционной моторики
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие зрительной памяти и узнавания;
3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
4. развитие пространственных представлений и ориентации;
5. развитие временных понятий;
6. развитие слухового внимания и памяти;
7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
Развитие основных мыслительных операций:
1. формирование навыков относительно анализа;
2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
4. формирование умения планировать свою деятельность;
5. развитие комбинаторных способностей
Развитие различных видов мышления:
1. развитие наглядно-образного мышления;
2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
1. Развитие речи, владение техникой речи.
2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы
соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной
деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
Методы по степени активности познавательной деятельности:
Методы организации деятельности и опыта поведения:
Занятия проводятся в кабинете психолога, 1 раз в неделю по 40 мин. Программа рассчитана на 34 ч.
Календарно – тематическое планирование:
Дата | Наименование темы, раздела | Количество часов | Виды деятельности ученика | Формы работы |
1 четверть 1 неделя | Дидактические игры: «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Что перепутал художник». Монотипия «Осенний лист» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Игры |
| Мои планы и цели | | Личностные Познавательные Коммуникативные | Беседа Упражнения Психогимнастика |
2 неделя | Мандалотерапия | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Рисование мандал |
3 неделя | Визуализация и настроение | 1 | Личностные Познавательные Коммуникативные | Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". |
4 неделя | «Я в мире людей». Профессии. Мой выбор. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступков; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов. Тест по профориентации. |
5 неделя | Упражнения на логику, мышление. | 1 | Личностные Познавательные | Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Шифровка. |
| «Развитие самопознания и индивидуальности» | | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра. |
6 неделя | Речевые упражнения | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные | Упражнения на правильное дыхание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки. |
7 неделя | «Загадки», пословицы, поговорки. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные | Развитие способности по ряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок. |
8 неделя | Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные | Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Наше тело. Наша ладонь. |
| Речевые упражнения | | Личностные Регулятивные Познавательные | Чистоговорки, скороговорки. Развитие артикуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ. |
9 неделя | Медитация. Назови предметы. Узнай по звуку. | 1 | Личностные Познавательные | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. |
| Релаксационные упражнения. Выполни команду Какого цвета? Цветные полоски. | | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. |
2 четверть 1 неделя | В мире идей | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Психокоррекционное занятие |
| Составь предложения. Закончи фразу. | | Регулятивные Познавательные | Артикуляция. Пространственные. |
2 неделя | Учись слушать и выполнять. Учитель – ученик, ученик – учитель. Послушай звуки. Назови и проверь постукиванием. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. |
3 неделя | Диктофон. Переверни рисунок Что? Где? | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления. |
4 неделя | Психо – мышечная тренировка | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. |
5 неделя | Пословицы. Лишний кубик. Запомни и нарисуй. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные | Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Память (непосредственная). |
6 неделя | Агрессия и её роль в развитии человека | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Сказкотерапия. Упражнения. Психогимнастика. |
7 неделя | «Я повзрослел» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Работа со сказкой. Работа в тетради, «Символ моего Я». «Расскажи о себе». |
| «У меня появилась агрессия» | | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | «Золотые мысли». «Ассоциации». Сказкотерапия. Работа со сказкой. Сказка «История о садовнике». |
| «Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?» | | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | «Покажи агрессию». «Кто из них агрессивный?» «Агрессивный... продавец». «Отбросить старое, чтобы измениться». Работа со сказкой. Время (О. Горбушина) Работа в тетради, «Моя реакция на агрессию». «Как поступить конструктивно?» |
3 четверть 1 неделя | Игра «Одинаковое, разное». Найди противоположное слово. Найди по числу элемент. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Упражнения |
2 неделя | Объясни значение Целое — часть. Палочка-узнава-лочка. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные | Мышление вербально-смысловое. Мышление вербально-понятийное. Осязательное восприятие. |
| Повышение скорости чтения | | Личностные Регулятивные Познавательные | Чтение таблиц. |
3 неделя | Избавляемся от гнева | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Игра. Упражнения. |
4 неделя | Занятие с элементами арт – терапии. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Рисование красками. |
5 неделя | Рисование с помощью клубка Норма Лебен (Norma У. Leben) | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Арт-терапия |
6 неделя | «Аналогии». Расставь знаки. | 1 | Личностные Познавательные Коммуникативные | Развитие аналитического мышления. |
7 неделя | «Я становлюсь увереннее» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | «Высказывания» Работа со сказкой «Жизнь прекрасна» (Хухлаева) |
8 неделя | Какой фигуры не хватае. Попади в свой кружок. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Игры |
9 неделя | Поезд. Невидящие» и «неслышащие». | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные | Упражнения |
10 неделя | Подари улыбку. Отрицание. Ленточки. Знай свой темп. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Упражнения |
| «Печальный садовник» | | Личностные Регулятивные Коммуникативные | Сказкотерапия |
4 четверть 1 неделя | Пластелинотерапия | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные | Упражнения на развитие: - Мышления - Внимания (устойчивость) - Произвольность движений |
2 неделя | Аппликация из разного материала. "Рассказ по картинкам". | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Аппликация |
3 неделя | Грусть. Печаль. Психологические ролики. | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Кинотерапия |
4 неделя | «Уверенность в себе и непокорность» | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | «Эпиграф». «Портрет». «Закончи предложение». «Корзинка непослушания». Работа со сказкой «Мальчик, который не умел играть». |
5 неделя | «Конструктивное разрушение конфликтов». | 1 | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Сказкотерапия «Свет мой, зеркальце, скажи…» Упражнения. |
6 неделя | Диагностика | 1 | Познавательные | Тесты |
7 неделя | Составь пирамиду желаний. | 1 | Познавательные | Развитие способности к анализу и самоанализу. |
8 неделя | Диагностика | 1 | Познавательные | Тесты |
Количество часов | 34 час. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 п. ЛЕНИНСКИЙ»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678944 Республика Саха (Якутия) пос. Ленинский ул. Ленина, 34а; тел. (41145)5-25-32
Факс (41145) 5-25-16, sh5len@rambler.ru; http://sh5len.sakha.eduru.ru/
ОКПО 15267861, ОГРН 1041400016096, ИНН 1402014340, КПП 140201001
Адаптированная коррекционно-развивающая
программа
учащейся 8 А класса
группы задержанного развития
на 2021-2022 учебный год
Обучающаяся: Харькова Екатерина Юрьевна
Возраст: 14 лет (21.06.2007 г. р.)
Составитель: Попова Светлана Анатольевна,
педагог-психолог
2022г.
п. Ленинский