СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Работа с детьми ОВЗ в условиях школы"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с детьми ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Проект "Работа с детьми ОВЗ в условиях школы"»

Пояснительная записка


Обучающаяся: Харькова Екатерина Юрьевна

Возраст: 14 лет (21.06.2007 г. р.)

Обучается: в МБОУ СОШ № 5 п. Ленинский, находится на обучении, вариант 7. 1.

Заключение ПМПК ЗПР, вариант 7. 1.

Занятие у психолога 1 раз в неделю.

Заключение психолога: У ребенка отмечаются признаки психического дизонтогенеза. Подгруппа «Задержанное развитие». Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм).

Рекомендации:

Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития ребенка, развитие речи и коммуникативных способностей, коррекцию эмоционального развития, развитие произвольности в любом виде деятельности.

При работе с ребёнком учитываются следующие качества: высокая утомляемость и низкая работоспособность; недостаточная сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания.

Цель: коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсорно-перцептивной деятельности и психических процессов.

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях.

Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации программы, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.

Обучающие коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации.

2. Развитие речи как средства общения и способа коррекции его мыслительной деятельности.

3. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

4. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с выполнением недостающих компонентов.

5. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

6. Подведение под понятие, выведение следствий.

7. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

8. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

- умение ориентироваться в задании;

-планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным

образом или словесном указании педагога;

-осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

9. Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах,

явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику

воспринимать учебный материал сознательно.

10. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений

(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,

логической классификации, умозаключений и др.).

11. Повышение общего уровня развития школьника и коррекция индивидуальных

отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.).

12. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

13. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня

развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в

развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

14. Формирование учебной мотивации.

15. Формирование ИКТ компетенции.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

2. развитие навыков каллиграфии;

3. развитие артикуляционной моторики

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

2. развитие зрительной памяти и узнавания;

3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

4. развитие пространственных представлений и ориентации;

5. развитие временных понятий;

6. развитие слухового внимания и памяти;

7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

Развитие основных мыслительных операций:

1. формирование навыков относительно анализа;

2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

4. формирование умения планировать свою деятельность;

5. развитие комбинаторных способностей

Развитие различных видов мышления:

1. развитие наглядно-образного мышления;

2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

1. Развитие речи, владение техникой речи.

2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы

соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной

деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

  • наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

  • практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

Методы по степени активности познавательной деятельности:

  • репродуктивные

Методы организации деятельности и опыта поведения:

  • поручение;

  • упражнение;

  • приручение;

  • оценивание;

  • создание воспитывающей ситуации.

Занятия проводятся в кабинете психолога, 1 раз в неделю по 40 мин. Программа рассчитана на 34 ч.

Календарно – тематическое планирование:

Дата

Наименование темы, раздела

Количество часов

Виды деятельности ученика

Формы работы

1 четверть

1 неделя

Дидактические игры: «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Что перепутал художник».

Монотипия «Осенний лист»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Игры


Мои планы и цели


Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Беседа

Упражнения

Психогимнастика

2 неделя

Мандалотерапия

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Рисование мандал

3 неделя

Визуализация и настроение

1

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться".

4 неделя

«Я в мире людей».

Профессии.

Мой выбор.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступков; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов.

Тест по профориентации.

5 неделя

Упражнения на логику, мышление.

1

Личностные

Познавательные


Психогимнастика.

Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Шифровка.


«Развитие самопознания и индивидуальности»


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Мой портрет.

Я сегодня, вчера и завтра.

6 неделя

Речевые упражнения

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Упражнения на правильное дыхание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки.

7 неделя

«Загадки», пословицы, поговорки.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Развитие способности по ряду признаков опреде­лять предмет, понимание пословиц и поговорок.

8 неделя

Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Самомассаж.

Пальчиковая гимнастика. Наше тело. Наша ладонь.


Речевые упражнения


Личностные

Регулятивные

Познавательные


Чистоговорки, скороговорки. Развитие артикуляционного аппарата.

Звукобуквенный анализ.

9 неделя

Медитация.

Назови предметы.

Узнай по звуку.

1

Личностные

Познавательные


Словесные обозначения предметов.

Слуховые ощущения.


Релаксационные упражнения.

Выполни команду

Какого цвета?

Цветные полоски.


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Внимание

(сосредоточенность).

Зрительные ощущения.

2 четверть

1 неделя

В мире идей

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Психокоррекционное занятие


Составь предложения.

Закончи фразу.


Регулятивные

Познавательные


Артикуляция.

Пространственные.

2 неделя

Учись слушать и выполнять.

Учитель – ученик, ученик – учитель.

Послушай звуки.

Назови и проверь постукиванием.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Выполнение словесных поручений.

Самоконтроль.

Слуховые ощущения.

Слуховое восприятие.

3 неделя

Диктофон.

Переверни рисунок Что? Где?

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Память (непосредствен­ная вербальная).

Пространственные представления.

4 неделя

Психо – мышечная тренировка

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

5 неделя

Пословицы.

Лишний кубик.

Запомни и нарисуй.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Мышление вербально-смысловое.

Пространственные представления.

Память (непосредственная).

6 неделя

Агрессия и её роль в развитии человека

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сказкотерапия.

Упражнения.

Психогимнастика.

7 неделя

«Я повзрослел»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Работа со сказкой.

Работа в тетради,

«Символ моего Я».

«Расскажи о себе».


«У меня появилась агрессия»



Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

«Золотые мысли». «Ассоциации».

Сказкотерапия.

Работа со сказкой.

Сказка «История о садовнике».


«Как выглядит агрессивный человек?

Как звучит агрессия?»


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

«Покажи агрессию». «Кто из них агрессивный?» «Агрессивный... продавец». «Отбросить старое, чтобы измениться». Работа со сказкой.

Время (О. Горбушина)

Работа в тетради, «Моя реакция на агрессию». «Как поступить конструктивно?»

3 четверть

1 неделя

Игра

«Одинаковое, разное».

Найди противоположное слово.

Найди по числу элемент.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Упражнения

2 неделя

Объясни значение

Целое — часть.

Палочка-узнава-лочка.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Мышление вербально-смысловое.

Мышление вербально-понятийное.

Осязательное восприятие.


Повышение скорости чтения


Личностные

Регулятивные

Познавательные


Чтение таблиц.

3 неделя

Избавляемся от гнева

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Игра.

Упражнения.

4 неделя

Занятие с элементами арт – терапии.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Рисование красками.

5 неделя

Рисование с помощью клубка Норма Лебен (Norma У. Leben)

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Арт-терапия

6 неделя

«Аналогии».

Расставь знаки.

1

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Развитие аналитического мышления.

7 неделя

«Я становлюсь увереннее»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

«Высказывания» Работа со сказкой «Жизнь прекрасна» (Хухлаева)


8 неделя

Какой фигуры не хватае.

Попади в свой кружок.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Игры

9 неделя

Поезд.

Невидящие» и «неслышащие».

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Упражнения

10 неделя

Подари улыбку.

Отрицание.

Ленточки.

Знай свой темп.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Упражнения


«Печальный садовник»


Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Сказкотерапия

4 четверть

1 неделя

Пластелинотерапия

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные


Упражнения на развитие:

- Мышления

- Внимания (устойчивость)

- Произвольность движений

2 неделя

Аппликация из разного материала. "Рассказ по картинкам".

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Аппликация

3 неделя

Грусть. Печаль.

Психологические ролики.

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Кинотерапия

4 неделя

«Уверенность в себе и непокорность»

1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

«Эпиграф». «Портрет». «Закончи предложение». «Корзинка непослушания». Работа со сказкой «Мальчик, который не умел играть».

5 неделя

«Конструктивное разрушение конфликтов».


1

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Сказкотерапия «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Упражнения.

6 неделя

Диагностика


1

Познавательные


Тесты

7 неделя

Составь пирамиду желаний.

1

Познавательные


Развитие способности к анализу и самоанализу.

8 неделя

Диагностика


1

Познавательные


Тесты


Количество часов



34 час.
















МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 п. ЛЕНИНСКИЙ»

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»


678944 Республика Саха (Якутия) пос. Ленинский ул. Ленина, 34а; тел. (41145)5-25-32

Факс (41145) 5-25-16, sh5len@rambler.ru; http://sh5len.sakha.eduru.ru/

ОКПО 15267861, ОГРН 1041400016096, ИНН 1402014340, КПП 140201001















Адаптированная коррекционно-развивающая

программа

учащейся 8 А класса

группы задержанного развития

на 2021-2022 учебный год









Обучающаяся: Харькова Екатерина Юрьевна

Возраст: 14 лет (21.06.2007 г. р.)

Составитель: Попова Светлана Анатольевна,

педагог-психолог












2022г.

п. Ленинский