Проект
«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»
Подготовила: воспитатель
Петроградская Н.В.
Проект «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»
Актуальность проекта:
Ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой. Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
Метод проектной деятельности я использовала в работе разновозрастной группы от 3 до 7 лет, предоставляя каждому ребенку свободу выбора в реализации проекта и используя индивидуальный подход, отталкиваясь от интересов и способностей детей.
При реализации проекта, старалась создать условия, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором дошкольники получают возможность раскрытия и развития творческого личного потенциала, совершенствование сознания и эмоционального насыщения в процессе детско - взрослого взаимодействия. Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждому из детей предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий. По содержанию: обучающий. По числу участников проекта: групповой По профилю знаний: многопредметный. По времени проведения: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели группы, родители.
Цель проекта: Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета.
Задачи проекта:
Закрепить знание цветового спектра у детей.
Научить детей согласовывать существительное (предмет) с прилагательным(цвет).
Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
Учить детей различать теплые и холодные цвета.
Упражнять в умении рассказывать о цвете.
Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
Воспитывать любовь к прекрасному , красоте окружающего мира.
Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Формы и методы организации по реализации проекта:
Игровая деятельность: ( дидактические, настольные, подвижные и др. игры)
Наглядный метод (мультфильмы, презентации, картины художников, иллюстрации).
Словесные методы (сказки, загадки).
Практические методы (изготовление поделок, упражнения на дыхание, упражнения для мелкой моторики).
Детское экспериментирование: (опыты, наблюдения).
Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, изготовление поделок и пр.).
Трудовая деятельность (работа в уголке природы – уход за растениями).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Предполагаемый результат проекта:
для детей - получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
для педагогов - продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми, принимая активное участие в реализации проекта
Итоговое мероприятие:
Творческая выставка поделок с участием родителей «Создание работы «Разноцветная палитра» (с родителями дома, для оформления выставки).
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Определение уровня знаний детей по теме проекта.
Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Подбор опытов и экспериментов.
Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Список мероприятий основного этапа
Дидактические игры:
«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»;
Лото «Цвет».
«Окраска воды».
Пазлы «Зеленая лягушка».
«Я найду цвета везде».
«Радуга».
«Сложи узор».
«Цветные картинки».
«Найди свой домик».
«Блоки Дьенеша».
«Разноцветные мячики».
Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета»; «Радуга-дуга»;
Беседы: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение».
Чтение художественной литературы : стихи о цветах и радуге, разноцветные загадки , «Зелёные стихи» С. Чёрного, «Красная шапочка», В. Сутеев «Петух и краски»,Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», ««Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова , Мацук М. «Сказки про краски».
Просмотр мультфильмов: «Цветик-семицветик», «Красная шапочка», «Кисточка Петти ».
Просмотр презентаций: «Вот какая радуга», «Зеленая планета».
Рисование: «Мой воздушный синий шар», «Радуга».
Лепка: «Роза-царица цветов», «Радуга».
Аппликации: «Красные тюльпаны», «Зеленое деревце, для зеленого леса».
Экспериментирование: смешивание цветов «Цветная вода», смешивание красок «Чудо кисточка»;
Музыка: Прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» ( Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» ( из м/ф «Приключения Огуречика»), «Шум моря», «Раз, два – радуга».
Пальчиковая гимнастика:
« Пошли пальчики гулять», «В лесок», «Сорви яблочко», «Апельсин», «Дерево», «За малиной», «Пальчиковый Твистер».
Подвижные игры:
«На полянку мы пойдем и цветочки наберем», «Ручеек», «Красная карусель», «Солнышко и дождик», «Дождик», «Разноцветный мячик», «Кольцеброс», «Иди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки».
Работа с родителями :
Подбор предметов, игрушек, одежды для ребёнка в соответствии с днём недели;
Изготовление поделок для выставки «Разноцветная палитра».
Консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
Заключительный этап
Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
Презентация проекта.
Выставка поделок «Разноцветная палитра»
Реализация проекта «Разноцветная неделя»
Понедельник – красный день,
вторник – желтый (оранжевый) день,
среда – зеленый день,
четверг –синий (голубой) день,
пятница – фиолетовый день.
В предметную среду каждый день вносились предметы соответствующего цвета, воспитатель и дети одевались так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.
Понедельник – Красный день
Красный цвет – он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко, арбуз внутри
Красный, красный – посмотри!
I. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные картинки», "Найди и назови все красное".
Подвижные игры: «Красная карусель».
Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: « За малиной», «Сорви яблочко».
II. Познавательная деятельность:
ФЭМП: «Посчитай красные игрушки», «Маленькие и большие мячики»
III. Беседы.
IV. Решение проблемной ситуации.
« Что будет, если не станет красного цвета?»
V. Коммуникация.
Чтение сказки Н.В.Нищевой: "Красная сказка".
Прочтение стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно» -ПДД.
Просмотр мультфильма « Красная Шапочка».
Отгадывание «красных» загадок.
VI. Художественно- эстетическая деятельность.
VII. Музыка.
Вторник – Желтый – оранжевый день
Жёлтый — самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке — серединка, А у курочки - наседки,
Будто одуванчик, детки.
Оранжевой лисице,
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
В. Черняева
I. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга», « Найди свой домик».
Подвижные игры: «Кольцеброс» , «Ручеек».
Упражнения на развитие речевого дыхания: «Одуванчик»
Упражнение на развитие крупной и мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики», «Апельсин».
II. Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?».
ФЭМП: дидактическая игра «Сложи узор» , «Сосчитай кружочки, квадраты, треугольники».
III. Эксперементальная деятельность.
Опыты с краской «Волшебная кисточка» – экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый
IV. Коммуникация.
Рассказывание-игра "Желтая сказка".
Заучивание четверостишья «Солнечный зайчик».
Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова
Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»
Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?».
Отгадывание «желтых» загадок.
V. Музыка
Среда – Зеленый день
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий
I. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое"
Пазлы: «Зеленая лягушка».
Подвижные игры: «На полянку мы пойдем».
Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево» , «В лесок».
II. Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира: «В мире зеленого цвета»
ФЭМП: « Все листочки посчитаем, самый маленький найдем», «Найди свой домик».
III. Беседы.
IV. Трудовая деятельность:
V. Коммуникация.
Творческое рассказывание: "Зеленой" сказки Н.В.Нищевой с элементами театрализации.
Просмотр презентаций: «Зелёная планета».
Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.
Отгадывание «зеленых» загадок.
Конструктивная игра «Зеленый городок».
VI. Художественное творчество
Аппликация: «Зеленое деревце, для зеленого леса»
VII. Музыка.
Четверг – Синий + Голубой день
В синем море синий кит.
В синем небе туча спит.
На тарелке голубой
Сливы синие горой.
Куртку синюю возьмём
И гулять с тобой пойдём.
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас!
Е. Менжинкая
I. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий», "Найди и назови все голубое", «Блоки Дьенеша».
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Иди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять».
Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок и кораблик»
II. Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира: «Волшебница Вода».
ФЭМП: «В какой руке сколько?», «Каждую геометрическую фигуру на свое место».
III. Беседы:
« Где можно встретить воду», «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»
IV. Эксперементальная деятельность:
Опыты с водой «Цветная вода».
V. Коммуникация.
Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?»
Чтение рассказа Мацук М. «Сказки про краски».
Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – синий цвет».
Отгадывание «синих» загадок;
VI. Художественное творчество
VII. Музыка.
Пятница – Фиолетовый день
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она.
На столе в красивой вазе около окна.
I. Игровая деятельность:
Дидактическая игры «Давайте познакомимся -Я Фиолетовый», « Я найду цвета везде».
Подвижная игра «Разноцветный мячик».
Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»
Упражнения на развитие речевого дыхания: «Шторм в стакане».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Пальчиковый Твистер»
II. Познавательная деятельность:
III. Беседы:
«Съедобный фиолетовый», «Красивый фиолетовый».
IV. Эксперементальная деятельность:
Опыты с краской «Волшебная кисточка» – экспериментирование с красками – синий + красный = фиолетовый.
V. Коммуникация.
Чтение и обсуждение сказки Н.В.Нищевой «Фиолетовая сказка».
Просмотр мультфильма - В. Катаев «Цветик-семицветик».
Отгадывание «фиолетовых» загадок.
Заучивание через мнемонический прием цвета радуги и их последовательность «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
VI. Художественное творчество.
VII. Музыка.
Итоговое мероприятие .
Отчёт по проектной деятельности:
Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение 1 недели.
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются.
С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете.
В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Информационное обеспечение:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2014.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение, 1988.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.
4. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
5. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
6. Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. «Тайны здоровья детей», СПб. : 1994.
7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981.
8. Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство. : Эксмо, 2007.
9. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
10. «Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет» Составители: В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Н. П. Бабурова. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.
11. Интернет ресурсы:
Загадки: http://ped-kopilka.ru/
Пальчиковая гимнастика и физ. минутки: http://www.stranamam.ru/post/6895117/
Дыхательная гимнастика: http://teddyclub.org/ru/article/detskij-sad/2109-palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-v-stihah/