Познавательно – развлекательный проект
для детей среднего дошкольного возраста
«Русские валенки»
Воспитатели:
Игнатьева Н.В.
Эштевао В.К.
г. Санкт -Петербург, 2024
Цель:
Заинтересовать родителей и детей в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Познакомить со свойствами теплой, мягкой, полезной обуви.
Задачи:
Расширять представления детей с русской северной обувью, её происхождением, о лечебных свойствах.
Развивать интерес к русским народным традициям северного народа
Воспитывать у детей и родителей интерес к здоровому образу жизни, потребность заботиться о своем здоровье.
Проблема: на прогулке в зимнее время у детей в ботинках часто мерзнут ноги.
Вид: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатели и воспитанники средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Области:
1.Физическое развитие
2.Познавательное развитие
3.Социально – коммуникативное развитие
4.Речевое развитие
5.Художественно-эстетическое развитие
Актуальность:
Валенки - вещь полезная, во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены давно и их благотворное влияние на здоровье человека. Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах. Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха. Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах. Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови. Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний. Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине. Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Два Мороза».
Просмотр художественного фильма «Морозко»
Заучивание потешек, частушек, танца с валенками.
Консультация для родителей «О пользе валенок».
Музыкальное развлечение совместно с родителями «Русский валенок»
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- сбор информации;
- создание консультации для родителей;
- привлечение родителей к участию в конкурсе «Русский валенок».
Организационный:
- беседы с детьми;
- просмотр презентации « Валенки, валенки – красивые, да ладненькие»;
- художественное творчество (лепка, аппликация, рисование);
- чтение художественной литературы;
- мультфильм по теме: «Откуда валенок пришел»;
- организация и проведение музыкального развлечения совместно «Русский валенок»
3. Итоговый:
- Развлечение «Русский валенок».
- Выставка «Русский валенок»
Формы реализации проекта:
Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.
Чтение художественной литературы.
Разучивание стихов, потешек, частушек.
ООД.
Просмотр презентации.
Музыкальное развлечение совместно с родителями «Русский валенок» Предполагаемые результаты:
- У детей сформированы знания об истории русского валенка и его лечебных свойствах.
- У дошкольников развивается интерес к истории традиционной русской одежде, традициям севера.
- Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
- Приобретение валяной обуви для прогулок детям и взрослым.
Оценка результата:
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов. Повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам. Сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления и их лечебных свойствах. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.