Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Просмотр содержимого документа
«Проект: «Русские валенки»»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Лугавская средняя общеобразовательная школа №19
Детский сад
Проект:
«Русские валенки»
Руководитель:
воспитатель
Грушевская И. Я.
с. Лугавское, 2015 год
Актуальность: большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Постановка проблемы: проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русские валенки», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов – катания валенок.
Основные ориентиры проекта
Срок реализации:январь - февраль 2015г.
Участники проекта:педагоги, воспитанники, родители.
Социальная значимость проекта:направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей старшего дошкольного возраста.
Вид, тип проекта:творческо – исследовательский, долгосрочный, групповой.
Цель проекта:установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка.
Задачи проекта:
познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок через различные виды деятельности;
развивать интерес к народному быту;
поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;
развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций.
1. Формы реализации проекта:
тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром;
создание в группе экспозиции, посвященной истории русского валенка;
занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация);
занятия по лепке (лепка валенка из соленого теста);
украшение валенок детьми совместно с родителями;
составление и отгадывание загадок.
Презентация проекта:совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».
Ожидаемый результат:
Для педагогов:
повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;
распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях, в публикациях педагогических журналов.
Для воспитанников:
формирование знаний об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления;
развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;
совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для родителей:
активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
2. План реализации проекта
Этапы реализации проекта
Содержание
деятельности
Ресурсы
Ответственный
Сроки
проведения
1.Подготовительный
Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми.
Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети).
Научно - методические:
методическая и теоретическая литература.
Организационные:
распределение обязанностей между всеми участниками проекта.
Воспитатель, музыкальный руководитель.
2– неделя
января
2.Организационный
Создание экспозиции в группе, разработка содержания занятий с детьми: «История мужской и женской обуви».
Подбор информации в книгах, журналах, в интернете.
Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили?», «Что носили наши бабушки и дедушки?».
Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей.
Организационные:
воспитателей, музыкального руководителя.
Научно - методические:
методическая и теоретическая литература.
Воспитатель, музыкальный руководитель.
3 – неделя
января
3.Формирующий
Проведение занятий с детьми и родителями. Беседа, рассматривание разных видов валенок.
Чтение художественной литературы:
1.Михаил Пришвин –«Дедушкин валенок»,
2.Сергей Гришунин -«Дедушкины валенки»,
3.Владимир Новиков - сказка «Теплые валенки».
Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их.
Разучивание песен, стихов.
Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки».
Дидактические, подвижные игры.
Решение задачи: «Как можно использовать валенки не по назначению»
Организационные:
сотрудничество с родителями.
Научно-методические:
Программа: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» , О.Л.Князева, М.Д.Маханева.
Художественная литература, стихи, загадки,
потешки, частушки.
Материально-технические:
музыкальное сопровождение -
нотный материал и аудио записи русских народных песен, танцев и игр.
Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
1-2 неделя февраля
4.Итоговый
Презентация проекта, проведение совместного развлечения с детьми и родителями «Праздник русского валенка».
Материально-технические:
Декорации, костюмы, реквизит, художественное оформление музыкального зала, выставка детских работ: аппликация, рисунки, совместные работы детей и родителей
Фотоаппарат, музыкальный центр.
Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
февраль
3. Презентация проекта
Беседа и изучение шерсти – материал катания, а также инструменты и способы обработки шерсти, рассматривание разных видов валенок
Поделка валенок техникой лепка из соленого теста, нанесение рисунков детьми на готовые валенки
Проведение совместного с детьми и родителями концерта «Праздник русского валенка»
Библиографический список:
Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», пособие для учителя, Москва: Учпедгиз, 1957. – 240 с.
Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова, СПб «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.
3. Виноградова Н. А. «Образовательные проекты в детском саду», пособие для воспитателей, Е. П. Панкова, Москва «Айрис-пресс», 2008. – 208 с. - (Серия «Дошкольное воспитание и развитие»).
4. Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», учебно – методическое пособие, М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева, СПб «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.
5. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 -7 лет» В. Н. Косарева, Волгоград «Учитель», 2013. – 166 с.