Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №364 «Берёзка»
Проект
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОО"
Воспитатель Сухомлинова О.А.
Новосибирск
Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников.
Вид проекта: познавательно-творческий
Сроки реализации: краткосрочный
Цель: Создать условия для формирования творческого развития и общения со взрослыми и сверстниками посредством русских народных и авторских сказок.
Задачи:
1. Образовательные:
-Знакомить детей с русскими народными и авторскими сказками.
-Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении сказочных персонажей.
- Формировать знания о жанровых особенностях сказки, расширять литературный опыт детей
2. Развивающие:
-Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
-Активизировать в речи детей название сказок, имена сказочных героев.
-Развивать звуковую культуру речи, диалогическую речь и коммуникативные навыки детей;
3. Воспитательные:
-Пробуждать интерес к русским народным сказкам.
- Проявление интереса к театрализованной деятельности.
-Способствовать повышению культуры чтения в семье.
Проблема: В последнее время можно отметить что, детям стали значительно реже читать. Ребенок смотрит телевизор или компьютер и спокойно заниматься своими делами. Практически совсем исчезло семейное чтение с рассматриванием и обсуждением. Поэтому в ДОУ именно театрализованная деятельность оказывает большое влияние на развитие творчества детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Актуальность: Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии творчества детей, детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности, которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию творчества и фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр. Ожидаемые результаты:
1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о русских народных сказках;
2. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
Работа с родителями:
Анкетирование для родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка» Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку»
Приобретение в группу книжек русских народных и авторских сказок Изготовление костюмов, атрибутов для театральной деятельности Индивидуальные и групповые консультации «О пользе чтения»
Памятки «Как и для чего читать детям сказки»
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Подбор методической и художественной литературы по теме проекта Разработка конспектов мероприятий.
Размещение информационного материала в родительском уголке
II этап – основной Познание.
Русские народные и авторские сказки.
Цель: Знакомство с бытовыми, волшебными сказками, сказками о животных 1) Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Теремок», «Каша из топора», «Царевна лягушка», «Цветик семицветик», «Горшочек каши» Цель: Познакомить детей с русским фольклором. С героями народных и авторских сказок
2) Рассматривание иллюстраций «Русские народные и авторские сказки». Цель: помочь детям расширить и углубить знания о сказках. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитывать бережное отношение детей к книге, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации
Словесная игра «Какой, какая, какие».
Цель: Учить детей описывать характер героев сказок.
4) Пересказ сказки «Гуси -лебеди»» (с использованием мнемотаблицы)
Цель: учить детей составлять мнемотаблицу и пересказывать сказку по схематической зарисовке продолжать формировать умение восстанавливать последовательность событий в сказке воспитывать интерес к художественному слову
5 )Пальчиковые игры на основе сказок : «Колобок», «Теремок», «Репка», «Как у нашей кошки», «Баба-Яга», «Братья гномики» и др
Цель: Укрепить здоровье детей, проводя массаж нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев; развивать мелкую моторику рук для стимулирования развитие речи,
6) Угадай героя сказки (из отрывка произведения)
Цель: Закреплять знания детей о героях любимых сказок. Развивать творчество, речь, интонационную выразительность, воображение, способность анализировать поступки сказочных героев.
7) Дидактическая игра с использованием ТРИЗ. «Салат из сказок»,», «Какие сказки спрятались?» (Угадать сказку по модели), «Исправь ошибку» Социально коммуникативное
1)Театральная постановка сказки на новый лад «Теремок»
2) Экспериментирование по сказке «Волшебный сундучок» 3)Прослушивание в аудиозаписи сказок по желанию детей.
4)Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок
5)Показ теневого театра по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом», народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Физическое развитие
-Подвижная игры: «Гуси –лебеди», «Гори, гори ясно…», «У медведя во бору», «Теремок», «Колосок»
Цель: формирование положительной мотивации для развития двигательной активности детей, создание условий для закрепления дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива
Художественно-эстетическое развитие.
1)Аппликация. Тема: «Золотая рыбка»
Цель: Продолжение формирования познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей
2)Рисование «Мой любимый сказочный герой.
Цель: Развивать образное представление. Продолжать учить передавать в рисунке образы сказок и характерные черты.
3)Лепка из пластилина «Лебедь» по мотивам сказки «Сказка о царе Салтане…»
Цель: Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление.
III этап – итоговый
-Оформление выставки книг «Русские народные и авторские сказки»
- Итоговое мероприятие «Что, где, когда?» по мотивам русских народных и авторских сказок. Итоги проекта. Вывод.
Результаты диагностического обследования детей общеобразовательной средней группы
Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно
Средний уровень – ребенок выполняет задание с частичной помощью взрослых
Ниже среднего – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого в связи с особенностями здоровья
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач |
| Высокий | Средний | Ниже среднего |
Театрализованная деятельность | 60 | 35 | 5 |
Анализ результата диагностики показал, что значительно вырос высокий уровень развития детей и составил 60 %. Дети активно включаются в работу, могут использовать театральный уголок в самостоятельной деятельности и дают хорошие показатели «актёрского мастерства»;
Дети активнее стали участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые в совместной и самостоятельной театрализованной деятельности.
- дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
- при проведении опроса в конце проекта возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр;
- многие родители приобрели и изготовили театры для домашнего использования и использования в детском саду.