СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект был запущен на 2017-2018 учебный год.Сделан вместе с презентацией.
«Қостанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 44 бөбекжай бақшасы» МКҚК
ГККП «Ясли-сада № 44 акимата г.Костаная отдела образования акимата
г.Костанай»
Методическая разработка
педагогического проекта
Тема: « У истоков родного края»
Создание мини-музея сакральных мест Костаная и Костанайской
области в группе - как неотъемлемой части развивающей
среды для дошкольников старшей группы «Алау».
Воспитатель группы «Алау»
Кошкарбаева Гуляим Калкашевна
г. Костанай 2018год
1
Содержание
* Краткая аннотация проекта …………………………………………..стр 2
* Постановка проблемы………………………………………………….стр 3
* Цель и задачи проекта………………………………………………….стр 4
* Ожидаемые результаты……………………………………………… стр 5
* Ресурсное обеспечение проекта……………………………………......стр 6-7
* Методы реализации проекта ………………………………………….стр 8-15
* Литература………………………………………………………………..стр 16
* Приложения ………………………………………………………….стр 17-51
2
Тип проекта- познавательный
Срок реализации- 1 год
Участники проекта – педагоги детского сада, дети старшей группы,
родители
Краткая аннотация проекта
Программная статья Президента РК «Рухани жаңғыру» Н.А.Назарбаева является идейной платформой , призванной стать основой для качественного преобразования всей нашей страны. Одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого - патриотизм. Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею - основную национальную стратегию государства. И одна из его основ закладывается в любви и преданности своему городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственному долгу перед Родиной, своей малой родине, родной земле - Туған жер. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина,начиная с дошкольного возраста. Любовь к родному краю, к городу
не возможно воспитать без определенных знаний. Осознавая важность сохранения культурного наследия Казахстана, Нурсултан Назарбаев выступает с новой статьей «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру, призывает всех казахстанцев к гармоничному движению из динамично меняющегося настоящего в стабильное и уверенное будущее, не отрываясь при этом от своих духовных корней, от своего исторического прошлого.
Программные шаги эволюционного развития, которые предлагает совершить Нурсултан Назарбаев всему обществу, крайне своевременны, важны и необходимы. Оптимальным решением построения целостного пространства , я думаю , выступает музейная педагогика. Музейная педагогика может стать помощником в воспитании культурной личности ребенка, заложить нравственные основы, которые помогут стать детям более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат правилам общения.
Музейная педагогика — это не только экскурсии в музей, на выставки , а это и создание мини-музея в старшей группе сакральных мест Костаная и Костанайской области в нашем детском саду. Ребенок здесь он соавтор, творец и не только он сам, но и его мама, папа, бабушка, дедушка. В процессе создания музейного комплекса детям нужно будет попробовать себя и в роли дизайнеров, и художников, музееведов и историков. Мини-музей станет неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего комплекса и позволит нам педагогам глубже в соответствии с возрастными возможностями изучить географию сакральных мест Костаная Костанайской области.
3
Постановка проблемы
Идея создания мини-музея сакральных мест Костаная и Костанайской области в группе в нашем детском саду возникла лично у меня после, того как дети , посетившие наш городской краеведческий музей , стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности, собиранию коллекций. Также мною была проведена диагностика среди детей и родителей, которая выявила ,что у большинства родителей и детей не достаточный уровень познавательной активности. Для становления ребенка как самостоятельного, инициативного способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, предполагающее исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для самих детей, где они получат полную познавательную деятельность ,ведь самые прочные знания добываются самостоятельно ,в процессе собственных изысканий.
В связи с этим возникла необходимость внедрения инновационных форм работы ,повышающих воспитательно-развивающий процесс в условиях реализации обновленного государственного общеобязательного стандарта. Все это способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников ,так как при организации воспитательно-образовательной работы в мини-музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач.
Таким образом ,можно сделать вывод :
Дети проявляют интерес, хотят узнать много нового. Педагоги готовы осуществлять инновационную деятельность. И для начала мы создадим «музейный комплекс», который назовем «У истоков родного края» в нашем детском саду , который включают в себя мини-музеи в группе .
4
Цель и задачи проекта
Цель : создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории , культуре , традициям родного края через организацию мини-музея сакральных мест Костаная и Костанайской области, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Задачи:
С педагогами:
1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
2) разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста в пространстве мини-музея;
3) стимулировать самообразование педагогов;
С детьми:
1) создать условия для воспитания и развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность, воспитывая в них нравственные качества;
2) формировать у дошкольников патриотические качества посредством создания музейного комплекса сакральных мест Костаная и Костанайской области, умения и навыки в проектно-исследовательской деятельности
3) расширить кругозор;
4) развивать связную речь;
5) закрепить умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
С родителями:
1) заинтересовать родителей в создании мини-музея в группе;
2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
5
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
а) Создание мини-музея в группе;
б ) Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике сакральной географии Костаная и Костанайской области;
в) Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
г) Интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей;
Для детей:
а) Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается
в последствии важнейшее чувство - любовь к Родине;
б) Проявление интереса к музейной культуре , формирование стойкого интереса к прошлому , настоящему и будущему родного края;
в) Повышение качества воспитания и образования дошкольников во время непосредственно-образовательной деятельности в условиях реализации обновленного государственного общеобразовательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и обновленного содержания дошкольного образования;
Для родителей:
а) Заинтересованность родителей в создании мини-музея в группе;
б) Создание условий для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности;
в) Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию в рамках программы «Рухани жаңғыру»;
6
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое: создание творческой группы педагогов и активных родителей.
*создание мини-музея педагогами совместно с детьми и их родителями
*разработка Положения об открытии мини-музея;
*определение критериев эффективности реализации проекта ,повышения
профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской
деятельности ;
Методическое: подбор печатных ,теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;
*методическое сопровождение проектной деятельности;
* разработка системы планирования ,методических материалов (конспекты,
сценарии, картотеки ) в условиях реализации обновленного
государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и
обучения и обновленного содержания дошкольного образования;
*самообразование педагогов ;консультации, семинары по педагогическому
проектированию;
*создание банка методических материалов ,используя возможности Интернета в
поисках информации ,опыта;
Материально-техническое:
*размещение информации и методических материалов на сайте я/сада№44;
* публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в
методических журналах;
*оформление фото коллажа , презентации и буклетов по результатам
реализации.
Нормативно-правовое обеспечение:
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319.
Закон Республики Казахстан «О Государственных символах РК» от 28 июня 2012 года № 23-V.
Государственная программа развития образования и науки РК на 2016-2019 годы,
Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 год № 205.
7
Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам дошкольного воспитания и обучения детей», приказ МНЭ РК от 17 марта 2015 года № 217.
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК, ППРК от 13 мая 2016 года № 292.
Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения, приказ МОН РК от 20 декабря 2012 года № 557.
Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, приказ МОН РК от 12 августа 2016 года №499.
12 апреля 2017 года программная статья Главы государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее».
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы .
8
Методы реализации проекта
Деятельность на первом - подготовительном – этапе и ожидаемые результаты:
Срок реализации: сентябрь-декабрь 2018 года
Задача: исследовать условия для реализации проекта
Содержание работы | |||
№ | С педагогами | С детьми | С родителями |
1. | Изучение теоретической , методической литературы по данному направлению; | 1.Разработка планирования работы по всем возрастным группам; | 1.Анкетирование,беседы, наблюдения, интервьюирование; |
2. | Создание развивающей среды, определение тем и название мини-музеев, разработка их моделей, выбор места для размещения, планирование экспозиций, Выбор дизайна оформления мини-музея. | Разработка содержания и процедуры диагностического обследования развития детей по данному направлению работы. | Изучение литературы по данной теме. |
3. | Составление перспективного плана мероприятий в условиях реализации обновленного государственного общеобразовательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и обновленного содержания дошкольного образования. | 9 Работа по сбору материала в музеи по их направлениям вместе с родителями. | Выявление семейного опыта на родительском собрании в данном направлении. |
4. | Разработка положения о мини-музее и издания приказа о его организации. | | Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению(сакральная география Костаная и Костанайской области) |
5. | Выработка требований к посещению и проведению в них непосредственно -образовательной деятельности. | | |
10 Ожидаемый результат | |||
1. 2. | Планирование системы работы по данной теме. Повышение уровня профессиональной компетентности через использование инновационных форм работы. | Определение уровня знаний детей по данному направлению работы. | Информационное просвещение родителей. Мотивация родителей на активное и успешное сотрудничество. |
| | | |
Деятельность на втором –практическом- этапе и ожидаемые результаты.
Срок реализации: январь-2019г.-май 2019 г.
Задача: реализация проекта по всем направлениям.
Содержание работы | |||||
С педагогами | С детьми | С родителями | |||
1 | Доклад на педсовет «Формирование познавательной активности дошкольниками средствами музейной педагогики и ИКТ» | Включение работы музея в образовательную деятельность, прогулки, беседы, игры, праздники и развлечения в соответствии с планированием для старшей группы. | Проведение совместного мероприятия «От прошлого через настоящее к будущему» | ||
2 3 4 5 6 7 8 | Проведение семинара «Создание музейного комплекса в нашей группе» Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, воспитание патриотических чувств. «Народные казахские традиции и ее влияние на духовно-нравственное становление личности ребенка» Разработка плана работы каждого мини-музея. Проведение тематических бесед. Информационный лекторий с помощью современных технологий. Просмотр видеофильмов на данную тематику. Проведение «Недели музеев»в группе и в детском саду. Организация поисково-познавательной деятельности для создания мини-музея в старшей группе «Алау». Работа по направлениям деятельности мини- музея: Поисково-собирательское. Экспозиционное(оформительское). Экскурсионные. Культурно-массовые мероприятия,дела. Выставки: Познавательные. Цель: расширять представление детей о разных материалах по данной теме, дать представление детям о географии сакральных мест. Музейно-историческое. Цель: знакомить детей с историческими событиями , приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к Родине. Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родным краем, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства . | 11 Участие в конкурсе на лучший мини-музей группы в детском саду . Работа над созданием мини-музея в группе . Создание детей с помощью родителей иллюстраций ,книг, наглядных пособий, буклетов, книжек-передвижек, лэпбуков. Использование ИКТ в работе. Просмотр видеороликов по данной тематике. Экскурсионное мероприятие с 12 родителями и детьми : 12 «Посещение мавзолея Ибрая Алтынсарина ». Подготовка к проведению недели музеев. Выпуск газеты детского сада « География сакральных мест Костанайской области». Проведение игр-развлечения музейного содержания. Проведение игры-путешествия «Мы родом из Костанайской области». Интеллектуально-творческая игра «Знатоки». Игра эстетического содержания «Бабушкин сундук» Диагностика и оценка промежуточных результатов проекта. Конкурсы: Цель: вовлечение в совместную деятельность 13 детей, родителей, педагогов, укрепление семейных ценностей. Детское творчество.Цель: персональные выставки работ одаренных детей(лепка,рисунок,поделки из разных материалов,аппликация). Участие в различных городских, республиканских конкурсах по данной тематике. | Открытый диалог педагогов с родителями «Мини-музей в жизни ребенка» Индивидуальные консультации по развитию интересов и потребностей ребенка; выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; Круглый стол «День музея в семье» Выставка семейных работ. Памятки для родителей. Буклеты,брошюры для родителей. Привлечение к сбору информации. Оформление информацион- ных стендов в группе. Ярмарки: Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой либо области, привлечение спонсоров на развитие музея и экскурсии. | ||
Ожидаемый результат | |||||
Открытие мини-музея в старшей группе «Алау» детского сада №44 акимата города Костаная с приглашением родителей и гостей. | |||||
Повышение уровня компетентности педагогов в музейной педагогике. Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса. Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме. | Проявление интереса у детей к музейной культуре. Систематизация 14 работы по данной теме. | Повышение музейной культуры родителей. Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях детского сада. Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество. Создание комплексной системы работы по данному направлению. |
Деятельность на третьем –заключительном-этапе и ожидаемые результаты.
Срок реализации май 2019 г. -август 2019 г.
Задача: анализ эффективности реализации проекта ,подведение итогов, планирование.
Содержание работы | |||
| С педагогами | С детьми | С родителями |
| Анализ уровня профессиональной компетентности. Обмен опытом участников проекта. Обобщение опыта работы. | Сравнительная диагностика интегративных качеств. Анализ результатов. 15 | Анкетирование родителей. Награждение грамотами самых активных родителей- участников проекта. |
Ожидаемый результат | |||
| Анализ результатов проектной деятельности. Определение проблем и перспектив. Использование опыта проектов в разных видах деятельности. | Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности. Проявление интереса к музеям, музейной педагогике в рамках программы «Рухани жаңғыру», любви к родному краю - Туған жер. | Повышение статуса семейного воспитания и гражданственности. Готовность родителей к активному сотрудничеству с детским садом. |
Планы на будущее
В дальнейшем планирую продолжить работу в русле проектирования деятельности педагога детского сада.
Организовать работу по распространению педагогического опыта работы по данной теме.
16
Литература
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК, ППРК от 13 мая 2016 года № 292
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319.
3. 12 апреля 2017 года программная статья Главы государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее».
4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы .
5. История Казахстана: народы и культуры. А., 2001Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. – М., 1998. 325 с.
6. Кононов А.Н. Поэма Юсуфа Баласагунского "Благодатное знание". –М., 1983. 263 c.
7. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А., 1992. 215 c.
8. http://tarih-begalinka.kz/ru/timetravel/page3282/
9. Тогжанов Г. История движения и победы нового алфавита среди казахов // Большевик Казахстана. — 1933. — № 6–7. — С. 8
10. Галина Галкина “Айкап” - мечта казахской интеллигенции. Сборник статей КазНУ Аль-Фараби. 2011 г.
11. http://altaynews.kz/12026-v-semee-otmetili-100-letie-gazety-kazah.html
12. Мадиева Г.Б. Имя собственное в контексте межкультурной коммуникации // Вестн. КазНУ. — 2001. — № 16 (50). —С. 88.
13. Алешина Л.Н. Отражение ментальных особенностей в национальных антропонимических системах // Вестн. ЦМО МГУ. — 2009. — № 1. Лингвокультурология. — С. 62.
14.Джанузаков Т. Д., Есбаева К. Казахские имена (словарь-справочник) — Алма-Ата: Наука, 1988. — 480 с.
15. «Этимологический словарь русского языка» Г.А. Крылова
16. «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера
17.http://365info.kz/2014/08/kazashki-i-xidzhab-istoriya-voprosa-po-materialam-arxiva
18. Архитектура и строительство Казахстана: Фотокнига. Алматы: Редакция "Золотая Книга", 2004. – 488 с., с илл., русский.
19. https://ru.wikipedia.org/wiki/Абу-Даби_Плаза
20.http://365info.kz/2014/08/kazashki-i-xidzhab-istoriya-voprosa-po- materialam-arxiva
21. Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. в 5 т., т. 5. – Алма-Ата: Сов. энц., 1985. – 526 с).
17
Приложения
к педагогическому проекту
«У истоков родного края»
18 Приложение № 1
Педагогикалық кенестің
шешімімен бекітемін
«№44 Бөбекжай бақшасы» МКҚК
___________________________
Директор_________ ЕлекееваЛ .Р.
Положение о создании мини-музея в старшей группе «Алау»
ГККП «Ясли-сада № 44 акимата г.Костаная отдела образования акимата
г.Костанай
1. 1.Общие положения
1.При разработке данного Положения использованы следующие
нормативно –правовые документы:
Государственный общеобразовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан.
2.Мини-музей –это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества.
3.Музей ДО позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически целесообразно
-организованной развивающей образовательной среды. Это среда –не только организация экскурсий, но и собирание, изучение, исследование
музейных предметов, артифактов в процессе совместнойдеятельности
детей и взрослых (педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников).
2. Цели и задачи мини-музея (мини-музея)ДО
Цель: создание развивающей образовательной среды как средство формирования разносторонней развитой личности воспитанника-социально активного .
Задачи:-поиск, собирание и создание материальных объектов (музейных экспозиций, экспонатов, предметов, макетов и др.) в процессе совместной
проектной, исследовательской деятельности детей, их родителей (законных
представителей) и педагогов;-создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства общего и дополнительного образования; интегрирование предметной среды музея, в котором дошкольники
осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики;
19
-опытно-экспериментальная проверка содержания форм и методов деятельности музея ДО, моделирующих духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие ребенка.
3. Основные направления, содержание, формы и методы деятельности
музея:-работа с фондом музея –включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов фонда по разделам музейной экспозиции;основные формы и методы деятельности:
Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями
(законными представителями), родственниками, ветеранами по сбору музейных экспонатов и предметов;
Работа с краеведческим, литературными, информационными и научными источниками, с архивным материалом, опрос и анкетирование родителей (законных представителей) и других;
Просветительская ( образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, вза
имодействие с семьями, экскурсии, викторины, конкурсы и др.)
Информационно-аналитическая деятельность музея включает
–оформление стендов, витрин, выставок различной тематики, выпуск газет, создание видеофильмов, сайт детского сада о создании мини-музея в старшей группе;
Общественно-полезная деятельность музея: это реставрация музейных экспонатов, создание макетов, изготовление предметов, поделок и других наглядных материалов.
4. Педагогические технологии, используемые в работемузея (мини-музея)
ДО-технология проектного обучения;
-технология учебно-исследовательского обучения;
-технология личностно-ориентированного образования;
-методика коллективной творческой деятельности.
5. Развитие музейной экспозиции
1. Сохранение имеющихся коллекций и разделов экспозиции музея и
пополнение их новыми предметами и экспонатами.
2. Формирование новых разделов мини-музея.
6. Научно-методическое, программное обеспечение
1. Создание силами педагогов ДО методического обеспечения и
сопровождения музейных форм образовательной деятельности (разработка
перспективных планов, проектов, занятий, праздников, экскурсий и
развлечений и т.д.).
2. Создание специализированной методической библиотеки, объединяющей
фонды методической литературы и собственных разработок педагогов,
использования его фондов в образовательном процессе.
3. Использование возможностей музея ДО в образовательной деятельности,
обмен опытом.
20
4. Вовлечение воспитанников и их родителей (законных представителей) в
деятельность музея через непосредственное участие в органах
самоуправления в деятельности музея; участие в городских, областных,
республиканских конкурсах по направлениям деятельности музея.
7. Управленческий компонент
1. Разработка приказов и распоряжений, касающихся деятельности музея;
2. Заключение договоров с другими общественными организациями
(учреждениями науки, культуры, музеями) для осуществления научно
-методического, краеведческого и творческого взаимодействия
сцелью оказания методической помощи.
3. Составление, согласование расписания занятий на базе музея.
4. Оснащение компьютерной, множительной, видео, аудиотехникой,
канцтоварами и т.д.
5 Решение вопросов о поощрении воспитанников ДО и их родителей (законных представителей), внесших вклад в результативность деятельности музея.
8.Ожидаемые результаты
1. Музей обеспечивает межпредметную интеграцию знаний;
2. Обеспечиваетформирование предметных и межпредметных связей
3. Позволяет применять теоретические знания в практической деятельности,
умение анализировать, ставить цель, планировать, проектировать,
продуктивно действовать и принимать решения.
4. Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе
которых формируются и развиваются коммуникативные способности.
5. Родители приобретают психолого-педагогические знания по разделам
экспозиций, больше узнают о своем ребенке, улучшаются взаимоотношения
между родителями-детьми-педагогами.
6. Повышается престиж ДО в среде родителей.
9. Документация музея (мини-музея)
1. Приказ о создании мини-музея;
2. Каталоги наименований методического , практического материала по
разделам экспозиций;
3. Журнал инвентаризации музейных предметов.
4. Книга-отзывов и предложений
о работе музея.
21
Приложение №2
Буклет
22
Примечание
Готовится к созданию буклет «Сакральная география и легендарные люди Костанайской области».
23 Приложение №3
Анкетирование «Что такое Родина» для родителей
(Метод незаконченных предложений)
Фамилия, имя……………………………………………………………………………………...
1. Что такое Родина?
Родина - это………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………...
Малая Родина – это ……………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………...
2. Как называется твоя Родина?
Моя Родина называется ……………………………………………………………………………………………………...
3. Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется ……………………………………………...................................
4. Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я ……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
5. Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину – это значит
……………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...
6. Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою родину, значит …………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………...
7. Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть ……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
24
8. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу ……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
27 марта 2018года
Провела: Воспитатель :Кошкарбаева Г.К.
Возрастная группа: средняя группа
Цель: Выявить отношение родителей к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста,понимании что такое для них Родина,как называется,что значит любить Родину,как ее защищать и тд.
Вопросов-8,
В группе «Алау» 31 ребенок,но в анкетировании участвовало 11 родителей вместе со своим ребенком они продумывали ответы на вопросы.
Вывод:
По результатам анкетирования видно, что некоторые родители понимают и рассуждают о том, что необходимо знакомить и прививать у детей понимания с самого раннего возраста по патриотическому воспитанию.
Прививать у них любовь к Родине, семье ответили 92% ; уважать и соблюдать традиции народов ответили 8%; На вопрос 3 и 4 ый :Ответили Да-54%,возможно- 46%.Родители правильно сформулировали цель патриотического воспитания 69%, что ребенок должен знать с детства свою Родину, семью, а некоторые родители 8% считают, что они должны знать символы страны, и уважать старших(8%),затруднялись ответить -5%.Родители считают, что за патриотическое воспитание должны нести ответственность родители и педагоги- 77%,родители-15%,педагоги-8%.
Родители описали какие чувства испытывают,что значит любить родину ,какой должна родина.
Из полученных результатов, очевидно, что родители с детьми обосновывают свой ответ, исходя из личного опыта, симпатий. Значительную роль в выборе ответа играет мнение родителя.
Примечание: Результаты анкетирования обсуждены будут на очередном родительском собрании.
25
Приложение №4
Консультация для родителей.
« Родные просторы»
Не нужны нам ни моря, ни горы,
Нам милее родные просторы.
Образованная в 1936 году многонациональная Костанайская область расположена на территории северного Казахстана. Её северную часть в основном занимает окраина Западно-Сибирской низменности, на западе области раскинулась живописная равнина Зауральского плато, в южной части находится Торгайское плато, а на юго-западе - отроги Сарыарки.
Наурзумский заповедник, расположенный на территории области, является одним из известных заповедных зон не только Костанайской территории, но и всего Казахстана. Созданный в 1931 году он входит в единый Список Всемирного культурного и природного наследия Юнеско.Здешние места богаты не только природными достопримечательностями, но и историческим наследием прошедших эпох. Ритуальное сооружение Екидын, возведённое в 7 - 9 веках представляет собой две сферы, выполненные из дикого камня. По мнению археологов время постройки относится к железному веку.Мусульманская мечеть, возведённая в 1893 году на пожертвование богатых мусульман из Татарской слободы, является редким историческим памятником области, так как аналогичных сооружений на территории Казахстана, к сожалению, очень мало. Жилой дом Амангельды Иманова, предводителя освободительного восстания в начале двадцатого века, также причислен к историческим памятникам области. В 1916 году Иманов - народный герой Казахстана был провозглашён сардаром.Одним из наиболее интересных мест Костанайской области является Костанайский археологический комплекс. Во время раскопок, длившихся более двадцати лет, было обнаружено множество погребальных сооружений, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры. Кроме этого, здесь было выявлены остатки многочисленных поселений андроновских племён. Интересные находки в виде керамических изделий, драгоценных украшений из золота и бронзы, разнообразные и многочисленные орудия труда тех времён и элементы одежды местных жителей проливают свет на быт и уклад населения тех далёких и ушедших в небытие времён. Основная часть находок в настоящее время бережно хранится Костанайский историческом музее.
26
Приложение №5
«Организация мини-музея в условиях ДО»
ВЫСТУПЛЕНИЕ на педсовете детского сада №44гКостаная
Воспитатель группы «Алау» Кошкарбаева Г.К.
План выступления:
I. Теоретическая часть.
Принципы создания мини-музея.
Особенности месторасположения мини-музеев.
Оформление мини-музеев.
Тематика мини-музеев.
Экскурсионная работа в мини-музее.
II. Практическая часть.
III. Заключительная часть.
I. Теоретическая часть.
Актуальность.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДО решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДО, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры нации.
27
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
Наглядность.
Доступность.
Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
28
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.).
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
1. Принципы создания мини-музея
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДО и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
29
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
2. Особенности месторасположения мини-музеев
В нашем детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности».
Помещения | Положительные стороны расположения мини-музея | Отрицательные стороны расположения мини-музея |
Групповое помещение | Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать 30 экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. | Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Родители не имеют полного представления о работе детского сада. |
Приемная | Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате. Общение детей с родителями по темам музея | Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы |
Помещения для дополнительных занятий | Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. | Музей сливается с общим фоном данного помещения. Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей. |
Холлы | Возможность посещать мини-музей в любое удобное время. Рассматриватьэкспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. | Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов. |
31
3. Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
Размещение материала на настенных полочках;
Использование ширм;
Использование стендов;
Использование мобиле;
Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
4. Тематика мини-музеев.
«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Наша родина — Костанай » - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
При определении содержания необходимо:
32
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения .
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДО: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Организация в детском саду мини-музея, посвященная определенному предмету объекту природы или явлению, способствует использованию системного подхода. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.
Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек. Этот объект называется «Система» (1)
5. Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности
33
музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
II. Практическая часть
Обсуждение. Цель: определить понимание темы.
Вопросы для обсуждения:
Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини-музея?
Какой этап организации мини-музея является для Вас самым трудным?
Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание?
III. Заключительная часть. Подведение итогов семинара.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДО заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
34
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Литература:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
.
35
Приложение №6
Анкета для педагогов детского сада
Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини-музея?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой этап организации мини-музея является для Вас самым трудным?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, содержание?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________
Ф. инициалы
36
Приложение №7
Правила музейной педагогики для воспитателей
Правило №1
К посещению музея ,к экскурсиям необходимо серьезно , целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея и необычных новых мест. Задача педагога состоит в том , чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило №2
Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности- формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение ,но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Правила поведения детей в мини-музее
В нашем мини-музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими.
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
Можно и даже нужно : задавать вопросы , сочинять истории и придумывать различные игры.
Приветствуем пополнение музея новыми экспонатами ,творческими работами.
Можно самому стать экскурсоводом и рассказывать о принесенном экспонате истории.
Приглашать в мини-музей интересных гостей.
37 Приложение №8
03.03.2018 12:27
Интервью с передовыми людьми Костаная и Костанайского района.
Это цикл встреч с известными людьми области, который организовала библиотека им. Толстого. На первую встречу пригласили обладателя почетного звания «Еңбек Ерi» Бориса КНЯЗЕВА (на снимке). И встретиться с ним пожелали представители самых разных сфер: чиновники и политики, педагоги, уже состоявшиеся бизнесмены и студенты-аграрники. Оно и понятно: Борис Павлович не только известный труженик, но и отличный собеседник, который всегда готов поделиться своим опытом работы и жизни.
Его хозяйство – ТОО «Алтынсарино» – в числе передовых. Оно, как говорят специалисты сельскохозяйственной сферы, локомотив, флагман экономики района, а личность Князева – сплав прагматизма, дисциплины и невероятной работоспособности. В его хозяйстве производительность труда на уровне европейских стран. Хотя 30 лет назад, когда Борис Павлович только пришел туда работать директором, «Алтынсарино», как говорится, лежало на лопатках. Он же не только поднял хозяйство на ноги, но и вывел в передовики. Об этом и рассказывал на встрече.
– Не нужно бояться новшеств в поле, – уверен Князев. – Тем более что с каждым успешным проектом вперед продвигается и государство в целом. Нужно это понимать.
Следующая встреча в Толстовке в рамках этого же цикла пройдет в понедельник, 5 марта, начало в 15.00. Гость – Герой Труда Казахстана, почетный гражданин Костанайской области Сайран Буканов, директор ТОО «Каркен», признанного отраслевым лидером на республиканском уровне.
38 Приложение №9
«Қостанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 44 бөбекжай бақшасы» МКҚК
ГККП «Ясли-сада № 44 акимата г.Костаная отдела образования акимата г.Костанай»
Развлечение.
Тема: «Моя Родина - Казахстан»
посвященное
Независимости Республики Казахстан.
Средняя группа « Алау».
Музыкальный руководитель: Даянова А.М.
Воспитатели:
Кошкарбаева Г.К.
Бубнова С.В.
г.Костанай 2018г.
39
Моя родина – Казахстан.
(Под торжественную музыку дети входят в зал.)
Ведущий:Приближается большой праздник Независимости Казахстана, нашей Родины.
Родина… Как много в том слове. Перед моим мысленным взором сразу возникает огромная страна, населенная добрым и мудрым народом. Казахстанские степи, расстилающиеся ковром ковыль, запах горькой полыни. Наши предки говорили: «Пока ты на коне, познай мир вокруг». Когда я говорю
– Мой Казахстан – чувствую, как сердце наполняется гордостью.
Ребенок. Над отчизной солнце светит,
И сады шумят над ней.
Нет нигде на целом свете
Для меня страны родней.
Ребенок. Мой Казахстан велик, могуч,
В нем много рек, высоких круч,
Народы в дружбе все живут
Детей растят, стада пасут.
Живи, расти, моя страна,
Ты самая прекрасная!
(Исполняется песня «Казахстан»)
Ребенок. Қазақстан, туғанөлкем,
Жеркеппе сендей көркем,
Көрсендеп кулні әлемге
Көк туымды желбіртем.
Ребенок. Мой Казахстан – мой край родной
Мне все в нем мило и пригоже.
Мой Казахстан – мой край степной.
И нет мне Родины дороже!
(Исполняется песня «Отаным»)
40
Ведущий: В праздники , все люди веселятся, ходят друг к другу в гости накрывают достархан и слушают голос великого инструмента казахской степи – домбры.
Ребенок. Играй свойкюй, домбра. Играй.
Напев чудесный разливай.
Журчи как горные ручьи,
На сердце радость навевай.
(Звучит домбра «Сары арқа» к окончанию кюя, в зал на лошади «въезжает» Алдар Косе с ковром под мышкой.Ставит лошадь у дерева, здоровается, поздравляет с праздником, проводит игры.)
«Перетяни канат»,
«Подари девочке платок».
Ведущий: (обращаясь к Алдару Косе) А что это у тебя такое?
Алдар Косе: Это? Ковер-самолет. Хотите полетать?
Все дети: Хотим!
Алдар Косе: Высоко в горах живет красавица Айсулу. У нее есть дивное дерево, на котором даже зимой растут яблоки и Айсулу угощает ими всех, кто добирается до нее. А добраться туда очень трудно но нас выручит ковер – самолет.
(Дети «летят» на ковре – самолете под волшебную музыку)
Алдар Косе: Закрывайте покрепче глаза, и говорите вместе со мной волшебные слова: Алахай – малахай – талапай, летим- летим, пай-пай, софу – софу – суф.
(Пока ковер-самолет «летит», в зал оформляют – юрта, достархан, дерево, красавица. По окончанию музыки Алдар Косе говоритдетям, что они долетели до места, сходит с ковра и подходит к красавице, сидящей у юрты. Здоровается с ней, она не шевелится и молчит).
Алдар Косе: Что же случилось? Уж не проделки ли это Злого духа?
(Делает руки рупором)
Э-ге-гей! Злой дух, где ты?!
Голос: Здесь, я здесь! Это я заколдовал васуАйсулу, она теперь каменная! Ха- ха - ха!
Алдар Косе: Ничего, Злой Дух, мы еще с тобой поборемся!
(Алдар Косе обращается к детям)
Алдар Косе: Дети! Злой Дух не переносит шум, смех, веселье. Давайте петь, танцевать, играть, тогда злой Дух уберётся от сюда.
41
Танец «Дружные пары»,
Песня «Детский сад»,
Игра «Казан»,
Оркестр «Пьеса Брусиловского»,
Танец «Той жыры».
(Злой Дух стонет и «испаряется». Красавица оживает, благодарит детей и Алдара Косе за спасение и угощает всех яблоками с волшебного дерева.
После этого все прощаются с красавицей и на ковре – самолете возвращаются домой)
42
Приложение №10
Образовательный квест-путешествие по родному краю для детей старшей группы.
Воспитатель:Кошкарбаева Г.К.
Направление: «Познание»
Цель: Сформировать знания детей о Казахстане,
воспитывать любовь к Родине
.Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация
,здоровье, творчество
.Образовательная область «Познание»
-Формировать простейшие географические представления о Казахстане
.-Закреплять знания детей о
своем городе
-Расширять и систематизировать знания детей оптицах, о насекомых, о деревьях.
-Формировать умения называть цифрыв прямом и обратном порядке
(от 1до10)
.
Образовательная область «Коммуникация»
-Формировать умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану
-Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры и активизировать словарь по теме
.-Продолжать знакомить с профессиями,связанными со спецификой города
-Воспитывать любовь к Родине,родному краю
Образовательная область «Здоровье»
-Выполнять упражнения ритмично.
-Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
43
Образовательная область «Творчество»
Развивать творческие способности в работе.
Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа:
Беседа о родном поселке,о Родине. Рассматривание фотографии города Костаная.
Заучивание стихов, пословиц о Родине
Рисование на тему: «Мой город»
Работа с родителями.
Беседа с детьми о родном поселке, о природе родного края.
Оформление альбома«Родной край».
Ход игры:
Дети заходят в группу (под музыку), становятся полукругом.
Воспитатель:
Сегодня мы будем говорить о Родине.
- Ребята, а что такое Родина?
Дети:
Родина – это та страна , где мы родились, живем и растем, где живут наши родные: мама,папа, братья и сестры,наши близкие.
Воспитатель
: Ой, ребята, на наш телефон пришла смс
с неизвестного номера
-Давайте посмотрим, что в ней написано?
Детям старшей группы «Алау»
, от Исследователя.
-Читаю СМС: «Здравствуйте, ребята, я , Исследователь.
Я исследую разные города,поселки.
И на карте вашейстраны
Увидел город к с интересным названием Костанай. И мне так
Стало интересноузнать о вашем городе,
где он находится, какие люди живут и работают в нем,
44
о природе вашего края? Попробуйте узнать и всё мне рассказать. Успехов вам!».
Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем ответить на вопросы исследователя
и рассказать ему про наш поселок.
(Фланелеграф с картой мира.)
Воспитатель:
Ребята, давайте подойдем к карте.
Посмотрите на нее – это карта мира, где графически изображены разные страны (разным цветом),города,реки, озера, океаны (сини
м цветом).
(Показ)
А как называется столица нашей Родины?
Дети:
Столица нашей Родины называется Астана.
Воспитатель:
Покажите и обозначьте город Астана флажком
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, это карта Казахстана. На ней много разных маленьких и больших областей, округов (показ детям).
Давайте, найдем на ней Костанайскую область.
Дети: (показ на карте Казахстана)
Воспитатель:
Как называется наш областной город?
Дети:
Наш областной город называется
Костанай.
-а какие города вы еще знаете в нашей области? Ответы детей.
Воспитатель:Итак, мы указали на карте мира -
нашу страну Казахстани её столицуАстана, на карте Казахстана
-Костанайскую область и её областной город и другие города в области.
45
- А теперь я предлагаю нам отправиться в квест
–путешествие по нашему городу, но не на поезде и не на самолете, мы пойдем пешком, а путь нам укажет вот эта стрелочка.
- На каждой остановке мы будем находить
фотографиии
складывать вот в эту сумочку, а в конце путешествия мы их сложим
, иузнаем, что–то интересное.
(дети идут по стрелочкам,играет музыка)
Воспитатель:И наша 1-ая остановка: «Наш центр города».
- Ребята, на столе лежат картины с изображением. Вам нужно
внимательно рассмотреть и отобрать нужныекартины.
(Воспитатель вместе с детьми проверяет правильно
- ли отобраны картинки.)
Воспитатель:
Теперь я предлагаю вам расположить эти картинки.
Нам необходимо соединить цифры от 1 до 10 ти
в прямом порядке.(схематично соединяют от1 до10ти
получается карта Костаная и там располагают –
картинки.
Воспитатель располагает их на фланелеграфе.)
(Рассказ детей о своем городе)
Воспитатель:
Все справились с заданием.
За выполненные задания-вот ваша первая
фотография.
Вы знаете кто на фотографий ?
Дети:
Шокан Уалиханов-ученый,путешественник, исследователь истории культуры, этнограф, наш земляқ. В 2006 году в память о нашем великом земляке силами школьников был заложен монумент.
46
А теперь я предлагаю вам передохнуть.
Физ. минутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели,
Бабочки летали,
Крылышками махали
Дружно хлопнем: раз,два,
Три,четыре,пять
Нам пора букет собрать,
Раз присели,два присели
В руках ландыши запели.
Воспитатель:
Ну, что ж, а теперь мы
отправимся
дальше путешествовать.
(Ходьба по узкой тропе)
Воспитатель: 2 остановка: «Профессии»
- Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек».
Д/и «Чудесный мешочек»
Воспитатель:
Вам предлагается поочередно достать предмет из мешочка и назвать, к какой профессии он относится, и показать, как им
И работают.
(Ответы детей.)
47
Воспитатель:
Я предлагаю посмотреть вам на экран слайд с фотографиями города Костаная и Костанайской области.
Воспитатель: Ребята,в отвам 2-я фотография(бессмертный полк наших ветеранов,которые участвовали в войне)
Воспитатель:
Ну, что ж мы отправляемся дальше путешествовать, куда же нас
стрелка приведет?
(Ходьба перешагиванием через предметы)
Воспитатель: 3 остановка: «Наша река ? (Ответ) Тобол».
(Звук воды)
(Слайд: Наэкране появляется Водяной.)
Водяной:Здравствуйте, друзья!
А вы знаете почему наша река называется Тобол ?
Ответы детей.
Водяной: В нашей реке
много секретов.
Среди вас есть сильные и смелые? Вы готовы к поиску секретов?
Дети:Да.
Игра «Найди животных и птиц».
- Тогда слушаем задание. Где-то на реке спрятаны маски
с изображением разных животных и птиц.
Попробуйте их найти. Кто нашел маску, надевайте ее и бегите ко мне.
Водяной:
Молодцы!
Все маски нашли! Кто здесь собрались?
Дети:лиса,заяц ,лебедь,лягушка,дикая утка,еж.
Водяной: Да, хорошая у вас команда. Я вами
доволен.
До свидания, ребята, продолжайте свое путешествие.
48
Дети: До свидания.
Воспитатель: Ребята,понравилась,вам играс водяным?
Дети: Да, понравилась
.
Воспитатель:Адавайте мы еще в одну игру поиграем.
Называется она:«Назови, одним словом»(Слайды:На экране показаны картины с изображениемзверей,деревьев,птиц,цветов,насекомых.)
-Дуб, сосна,береза,тополь... это (деревья)
-Пчела, кузнечик,муравей, комар...это (насекомые)
-Ласточка, кукушка, лебедь, соловей... это (
птицы)
-Ромашка, роза, гвоздика, тюльпан...это (цветы)
-Заяц,лиса, волк, еж...это (звери)
Воспитатель: Все эти звери, птицы, насекомые
обитают у нас,и деревья растут в наших лесах.
- Ребята,вотваша 3-яфотография( гостя)
Воспитатель:
И так, мы отправляемся дальше путешествовать.
(Ходьба змейкой)
Воспитатель: 4-я остановка: «Парк будущего»
Ребята, я думаю, что вы очень любите свой город. Хотите, чтобы
у нас было уютно, красиво и чисто?
Дети:Да, хотим.
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас стать на некоторое время архитекторами.И построить парк
- «Парк будущего»,чтобы там дети играли,взрослые отдыхали.
Воспитатель: Изготовление коллажа из пластилинаи других материалов«Паркбудущего».
Садитесь за стол.
(Перед ними на столах имеются:салфетки для рук,пластиллин
49
у каждого,дополнительный материал)
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо потрудились! Я вижу, что вы очень любите свой город – Костанай !
- Ивот вам еще одна фотография( воспитанник детского сада)
-Ребята, вам нужно сложить фотографии(Дети складывают фотографии
на столе.)
Воспитатель:
Вот собрали все фотографии. Что мы узнали про них?
Дети:Они жили и живут в нашем городе., и мы ими гордимся.
–Воспитатель:И в завершении нашего квест- путешествия, хочу вас спросить, мы можем Исследователю рассказать про наш город?
(Ответы детей.)
- Я предлагаю вам записать на телефон рассказ о нашем городе и отправить его исследователю.
- Ребята, скажите, что вы сегодня узнали про наш город?
Дети: Составляют рассказ.
Исследователь:
Ребята, мне понравилось ваше исследования, но мне нужно еще попасть в другие места ,до встречи.
50
Приложение № 11
Видеоприложение
«Тепло родного очага» воспитанницы группы «Алау»
Ковальчук Полины
Руководитель: Кошкарбаева Г. К.
Приложение № 12
Видеоприложение
«Как я люблю свою семью,свою родину!»
воспитанницы группы «Алау» Яхно Арины
Руководитель: Кошкарбаева Г. К.
51
Приложение№ 13
Заключение
Всем нам родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.
Термин «развивающая среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на его духовное и физическое развитие.У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.
Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
Воспитатель группы «Алау» Кошкарбаева Гуляим Калкашевна
Спасибо за внимание,Удачи Всем и во всем!