МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №17 ГОРОДА КИРОВСКОЕ»
ПРОЕКТ
«В мире детских эмоций»
Подготовила и реализовала
Педагог-психолог
Закропивная Ирина Игоревна
Тема проекта: «В мире детских эмоций».
Проблема: Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагог-психолог, воспитатели.
Срок проекта: среднесрочный.
Актуальность проекта
Эмоции-это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящее в жизни события, направляют активность всех психических процессов. Основная направленность педагогической работы с дошкольником- эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных детей развита слабо. Часто можно наблюдать негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребенка. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить реагировать свое эмоциональное поведение, мною был разработан проект «В мире детских эмоций» по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников нашего МДОУ.
Цель проекта:
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Содействие укреплению психологического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы в игровой деятельности.
Задачи проекта:
Создать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций.
Обучить детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных выразительных средств.
Развивать у детей способность к сопереживанию.
Учить устанавливать связь между событием и эмоцией.
Осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу родителями воспитанников и педагогами.
Используемые методы психологического исследования:
Диагностический (методика «Дом. Дерево. Человек», тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка, «Рисунок семьи» Р. Бернс, Социометрия автор Морено.)
Эмпирический (анкетирование, беседа, наблюдение.)
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта | Цель | Содержание |
Подготовительный | Повышение психологической компетентности в работе с детьми через самообразование. | Изучение литературы по теме: «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» Подборка диагностических методик. Разработка плана мероприятий для работы со всеми участниками образовательного процесса. Создание картотеки игр на развитие эмоциональной сферы детей. |
Диагностический | Выявления путем диагностики уровня эмоционального напряжения детей. | Диагностика эмоционального развития. |
Реализационный | Проведения занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием. | Занятия, направление на распознавания и принятия детьми своих эмоций. |
Заключительный | Мониторинг изменений уровня эмоционального напряжения. | Анализ эффективности реализации проекта. (повторная диагностика) |
Методика исследования эмоционально волевой сферы дошкольника.
Целью диагностики является определения эмоционального напряжения старших дошкольников. Характеристика состава испытуемых. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группе всего 20 детей.
С целью определения уровня эмоционально-волевой сферы дошкольника использовались следующие методики: методика «Дом. Дерево. Человек.» - цель данной методики диагностика личностных особенностей детей; Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка; «Рисунок семьи» Р. Бернс для исследования восприятия ребенком особенностей семейных взаимоотношений; «Социометрия» автор Д. Морено для определения статуса ребенка в группе.
Так, среди обследованных 20 детей высокий и повышенный уровень тревожности был выявлен у 35% дошкольников, наличие проблем в семейных взаимоотношениях в 28% случаях, трудности во взаимоотношениях со сверстниками выявлены у 10% обследованных. Это говорит о том, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.
Для решения выявленных проблем мною был создан проект «В мире детских эмоций» для снижения уровня тревожности воспитанников, повышения статуса детей в группе, смена стиля взаимодействия «родитель-ребенок».
месяц | неделя | Тема недели | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями и педагогами |
март | 1 | Тема: «Наши чувства» | Ввести детей в тему. Заинтересовать, подготовить к разговору о себе и о своих чувствах, проверить знания детей о различных эмоциональных состояниях. Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями: радость, грусть, гнев, страх, удивление, вина и т.д. | Консультация по теме: «Эмоциональный мир дошкольника» |
| 2 | Знакомство с эмоцией радость | Рассматривание картинок с изображением детей с разными эмоциональными состояниями. Упражнение «Какого цвета радость». Чтение и обсуждение сказки «Про чувства». Рисунок на тему: «Какое чувство запомнилось» | Буклет для родителей «Как сохранить эмоциональное благополучие ребенка?» |
| 3 | Закрепление и обобщение знаний об эмоции радость | Упражнение «Радуга настроения». Беседа об эмоциональных ситуациях. Прослушивание разнохарактерной музыки (радостной, грустной, злой, страшной) | Анкета: «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?». |
| 4 | Знакомство с эмоцией грусть | Упражнение «Портрет грусти» Упражнение «Облако грусти». | Консультация для педагогов «Игры на развитие эмоциональной сферы» |
| 1 | Закрепление и обобщение знаний об эмоции грусть | Игровые упражнения по развитию мимики. Игра «Спинор грусти». | |
апрель | 2 | Знакомство с эмоцией гнев | Упражнение «Портрет гнева» Беседы «Почему мы сердимся, злимся, гневаемся?» | Памятка для родителей: «Как справиться с детской агрессией?» |
| 3 | Закрепление и обобщение знаний об эмоции гнев | Игра «Ловушка для гнева» Упражнение «Звездное дыхание» | |
| 4 | Знакомство с эмоцией страх | Упражнение «Портрет страха» Психологическая игра «Испугай страшилку» Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | Совместная работа ребенка и родителя. Создание книжки-подсказки «Эмокнижка» |
Беседа об эмоциональных ситуациях
Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.
Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Игровые упражнения по развитию мимики
• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).
• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).
• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).
• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• “Обиделись” (опускают уголки губ).
• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).