Занятие для обучающихся 3–4 классов по теме
«Материнское сердце бьётся чаще»»
Цели занятия: воспитывать любовь, благодарность, заботливое отношение к матери, формировать уважение к семейным ценностям, чувства уважения к матери.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, благодарность, самореализация, ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
Личностные:
– представление о семейных ценностях;
– понимание роли матери как хранительницы семейного очага и семейных традиций, как воспитателя детей;
– проявление чувства любви и уважения к матери, желание проявлять к ней внимание, заботу, помогать ей в домашних делах.
Метапредметные:
– применение правила работы в условиях совместной деятельности;
– активное участие в коллективном обсуждении, высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам;
– высказывание и оценивание впечатления, которое появляется у слушателя (или зрителя) при восприятии художественного видеоматериала.
Педагогические задачи: развить умение поддерживать беседу, развить умения работать в группе, отвечать на вопросы, составлять короткий рассказ.
Формировать нежное отношение к матери. Воспитывать гордость за свою маму и желание сделать ей приятное. Развивать творческие способности, речь учащихся.
Оборудование: фото или рисунки с портретом мам, сочинения детей, диск с записью минус песни, подарки для мам, презентация.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Проект занятия.
1. Мотивационная (до 5 минут).
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
Праздник День матери – очень торжественный, светлый. В этот день каждый человек стремится поздравить свою маму, сказать ей слова любви и благодарности. В этот день каждая мама получает подарки – от своих детей и близких. Конечно, можно купить подарок в магазине, мама будет рада любому подарку, но если ребёнок потрудится и сам сделает для мамы подарок – то она будет особенно счастлива. Подарить маме подарок – это значит проявить к ней внимание, показать свою любовь и благодарность за то, что мама всегда рядом. Образ матери всегда вдохновлял художников, писателей и поэтов. Как только ребёнок появляется на свет, он встречается с мамой. С рождением ребенка возникает невидимая связь, которая длится всю жизнь. Посмотрим на картины великих художников – Рафаэля и Леонардо да Винчи. Как трепетно, ласково, нежно прижимает мать своего младенца. Первое слово, первые шаги, первые удачи и первые огорчения, и самые первые серьёзные дела ребенка – домик из кубиков, рисунок цветка, прочитанная книга – проходят при участии мамы: она советует, помогает, хвалит…
Учитель.
Я верю, что женщина -
Чудо земное
Какого на Млечном пути
Не сыскать,
И если женщина -
Слово святое,
То трижды священное-
"Женщина-Мать".
А почему именно сегодня мы будем говорить про наших любимых мам? (Ответы детей: приближается самый светлый праздник «День матери»).
2. Основная (до 20 минут)
Учитель.
Мама - самый близкий, дорогой человек, который дал вам жизнь и заботится о вас на протяжении всей жизни.
Об истории праздника расскажут подготовленные ребята.
Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. В День матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы слабого пола. Традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме. На Руси почиталась Мокоша - Богиня материнства. С XVII по XIX век в Великобритании (Франция, Бельгия) отмечалось «мамино воскресенье» В этот день юноши и девушки, которые работали подмастерьями или слугами, возвращаясь домой, приносили в подарок своим мамам фруктовый пирог. Традиционно этот старинный английский праздник отмечался 22 марта.
В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Учитель.
Какой мультипликационный фильм о маме вы знаете? (ответы детей)
Просмотр фрагмент (4минуты) мультфильма «Мама для мамонтенка»
Учитель.
«Самое прекрасное слово на Земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь». (Ч.Айтматов)
Презентации учеников о своих мамах (7минут)
Ребята написали сочинения на тему «Моя мамочка». Вот некоторые из них. (Дети пересказывает или зачитывают свои сочинения)
1ученик: Моя мама – Крылова Светлана Александровна. Я очень люблю её. Она согревает нас своим теплом и добротой. Мамочка никогда не сидит без дела. Она любит вязать, шить, готовить вкусные блюда. У неё очень нужная профессия – повар. Мама работает поваром в детском садике. Мамочка помогает мне выполнять домашние задания. Я помогаю навести порядок в доме. У мамы доброе сердце!
2ученик: Моя мама – Валентина Александровна. Я очень люблю свою маму. В нашей семье трое детей, поэтому ей приходится нелегко. Мы с сестрами ей помогаем. Моя мама работает продавцом. Плохо и скучно без мамы, особенно если её долго не бывает с нами. Ближе матери нет никого, и никому ты не будешь так нужен, так дорог, как своей мамочке. Я люблю тебя, мамочка!
3ученица: У меня есть любимая бабушка. Её зовут Светлана Авенировна. Моя бабуля добрая, но и строгая. Она всегда следит за порядком в доме и во дворе. Мы с бабой делаем уроки, читаем книги. Она помогает заниматься на фортепиано. Мне хочется, чтобы бабуля никогда не болела. Я люблю, когда моя бабушка улыбается!
Учитель.
О, как прекрасно это слово - мама!
Всё на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых
Добру учила - высшей из наук.
Да, слово "мама" издавна в народе.
Возносят выше самых ярких звезд.
Творческое задание. (4-5минут)
Учитель.
– Как часто мы говорим своим мамам теплые и нежные слова?
Мы помним о них, когда нам становится плохо, мы вспоминаем их, когда у них день рождения, а в остальные дни? Давайте мы вместе признаемся в любви женщине, которая дала нам жизнь, которая всегда рядом с нами, в горе и в радости.
Ребята, предлагаю вам выполнить проект «Ромашка нежности» (ребятам предлагается цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага). Задание: ребята должны выбрать слова для своей мамы, надписать и украсить лепестками ромашку.
Ромашки нежности подарите своим мамам. От души показали свои тёплые чувства и любовь к ним.
Ваша задача – любить свою маму, радовать оценками и полезными делами.
Посмотрите на нашу доску, какие красивые наши мамы, лица светятся добром. Ребята нарисовали сами портреты своих мам.
Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Исполнение песни «Сердце половинки» музыка и слова М. Власова (3минуты)
Учитель.
Ребята, а много ли работают наши мамы? Какую работу они выполняют? Чем занимаются? (Ответы детей)
Мамы работают дома – занимаются хозяйством, стирают, гладят, убирают, готовят. А если мамы работают, то у них много дел и обязанностей на работе. Конечно, наши мамы устают, поэтому так важно, когда близкие люди, уже подросшие дети помогают ей во всех необходимых делах.
Сценка.
Дочка:
- Мне даже слов не подыскать!
Ну как ты можешь, мама,
В кошелках тяжести таскать
По десять килограммов?
Смотрю, опять пришла чуть свет
Ты из универсама…
Мама: - Так что же делать? Дай совет?
Дочка: - Сходи два раза, мама!
Учитель.
- Что бы вы могли сказать этой дочке?
-Есть ли у вас постоянные домашние обязанности, которые выполняете только вы? (Ответы детей: «Я кормлю котёнка и играю с ним»; «Я навожу порядок в своей комнате», «Накрываю стол к ужину», «Играю с младшей сестрёнкой» «А мне, к сожалению, некогда помогать дома, потому что у меня много занятий после уроков»; «Я в воскресенье сам гуляю с нашей собакой»)
3. Заключительная (до 4минут)
Учитель. Пусть не только в праздники, но и в будни, мамы, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку, чувствуют нашу заботу о них, нашу преданную любовь. Спасибо вам Мамы! И пусть каждой из вас чаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!
Что понравилось сегодня больше всего? (ответы учащихся)
Рефлексия, использование технологии цветописи.
Известно, что настроение человека и эффективность работы в классе можно определить с помощью цвета.
Учитель. У каждого из вас на парте находится набор с цветными карточками. Для того, чтобы выразить свое настроение выберите нужный цвет и поднимите карточку.
Красный – восторг.
Оранжевый - радость, веселье.
Желтый - светлое, приятное чувство.
Зеленый – спокойствие.
Синий - грустное, неуверенное.
Фиолетовый - тревога, напряжение.
Черный - упадок сил, уныние.
4