СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как способ формирования универсальной, учебной и самостоятельной деятельности студента

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект – это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определенной проблемы, осуществляется под руководством преподавателя.

В основе каждого проекта лежит значимая для участников проблема.

Нет проблемы – нет деятельности!

 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ формирования универсальной, учебной и самостоятельной деятельности студента»

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия»  Проектная деятельность  как способ формирования  универсальной учебной и  самостоятельной  деятельности студента ОСП «Львовское» Преподаватель Дзаболова И. М.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования московской области

«профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия»

Проектная деятельность как способ формирования универсальной учебной и самостоятельной деятельности студента

ОСП «Львовское»

Преподаватель Дзаболова И. М.

Основные цели современной системы образования   Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией . Современные тенденции образования    Современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Основные цели современной системы образования

Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией .

Современные тенденции образования

Современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Современный концептуальный подход к системе образования Гуманистическая педагогика. Личностно-ориентированный подход. Конструктивизм. Формирование критического мышления Модульно – компетентностный подход. Личностно-ориентированный подход в системе образования  «Личностно-ориентированный подход основной акцент делает на организации познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика».  (Карл Роджерс, «Свобода учиться»)

Современный концептуальный подход к системе образования

  • Гуманистическая педагогика.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Конструктивизм.
  • Формирование критического мышления
  • Модульно – компетентностный подход.

Личностно-ориентированный подход в системе образования

«Личностно-ориентированный подход основной акцент делает на организации познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика».

(Карл Роджерс, «Свобода учиться»)

Педагогические технологии, отражающие личностно-ориентированный подход и конструктивизм Обучение в малых группах сотрудничества. Метод проектов. Дискуссии. Мозговая атака. Ролевые игры проблемной направленности. Разноуровневое обучение. « Портфель ученика»  Проект – это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определенной проблемы, осуществляется под руководством преподавателя.  В основе каждого проекта лежит значимая для участников проблема. Нет проблемы – нет деятельности!

Педагогические технологии, отражающие личностно-ориентированный подход и конструктивизм

  • Обучение в малых группах сотрудничества.
  • Метод проектов.
  • Дискуссии.
  • Мозговая атака.
  • Ролевые игры проблемной направленности.
  • Разноуровневое обучение.
  • « Портфель ученика»

Проект – это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определенной проблемы, осуществляется под руководством преподавателя.

В основе каждого проекта лежит значимая для участников проблема.

Нет проблемы – нет деятельности!

Актуальность Формирование ключевых компетентностей Традиционный подход Метод проектов Социальная рефлексивная проектная информационная технологическая коммуникативная

Актуальность

Формирование

ключевых

компетентностей

Традиционный подход

Метод проектов

Социальная

рефлексивная

проектная

информационная

технологическая

коммуникативная

Цель организации проектной деятельности

Цель организации проектной деятельности

"Тот, кто не смотрит вперед

, оказывается позади"

Дж. Герберт

формирование

ключевых

компетентностей

 Проект - это

Проект - это "пять П"

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
Метод проектов  способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),к завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов

способ достижения

дидактической цели через детальную разработку

проблемы (технологию),к завершиться

вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным тем или иным образом

Историческая справка   Метод проектов основывается на теории прагматической педагогики, провозгласившей «обучение через делание».  Основоположником метода проектов в мировой педагогике является американский философ, прагматик, психолог, педагог – Джон Дьюи и его ученик У.Х.Килпатрик.  Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.  Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими.

Историческая справка

Метод проектов основывается на теории прагматической педагогики, провозгласившей «обучение через делание».

Основоположником метода проектов в мировой педагогике является американский философ, прагматик, психолог, педагог – Джон Дьюи и его ученик У.Х.Килпатрик.

Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими.

  Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения уже начиная с 1905 года.  В 1929-1930 гг. были изданы комплексно-проектные программы, ориентирующие на приобретение знаний в процессе практической работы на фабричном производстве и в сельском хозяйстве.  Универсализация метода проектов снизила уровень, общеобразовательной подготовки учащихся, что было осуждено в постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931), а предметная система преподавания и классно-урочная система обучения провозглашены как единственно верные.

Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения уже начиная с 1905 года.

В 1929-1930 гг. были изданы комплексно-проектные программы, ориентирующие на приобретение знаний в процессе практической работы на фабричном производстве и в сельском хозяйстве.

Универсализация метода проектов снизила уровень, общеобразовательной подготовки учащихся, что было осуждено в постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931), а предметная система преподавания и классно-урочная система обучения провозглашены как единственно верные.

 Требования к использованию  метода проектов  Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи ), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;  Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов ;  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта ; Определенный отрезок времени;  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);  Использование исследовательских методов .

Требования к использованию метода проектов

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи ), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;
  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов ;
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта ;
  • Определенный отрезок времени;
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • Использование исследовательских методов .
Типология проектов  По характеру доминирующей в проекте деятельности  По профилю знаний  По характеру координации  По уровню контактов  По количеству участников  По продолжительности

Типология проектов

  • По характеру доминирующей в проекте деятельности
  • По профилю знаний
  • По характеру координации
  • По уровню контактов
  • По количеству участников
  • По продолжительности
 По характеру доминирующей в проекте  деятельности исследовательские  творческие  ролево — игровые  информационные проекты  практикоориентированные

По характеру доминирующей в проекте деятельности

исследовательские

творческие

ролево — игровые

информационные проекты

практикоориентированные

 По профилю знаний  Межпредметные проекты Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.  Монопроекты   При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. монопроекты межпредметные проекты

По профилю знаний

Межпредметные проекты

Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Монопроекты

При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. монопроекты межпредметные проекты

 По характеру координации с открытой (явной) координацией  В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.  со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

По характеру координации

с открытой (явной) координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

со скрытой координацией

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

По уровню контактов Внутренние или региональные.  Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны  Международные  ( участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.

По уровню контактов

Внутренние или региональные.

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны

Международные

( участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.

По продолжительности проекты могут быть личностные  По количеству участников можно выделить проекты: парные  Краткосрочными на нескольких уроках (3-6 )  групповые  Средней продолжительности (один-два месяца) Долгосрочными (до года)

По продолжительности проекты могут быть

личностные

По количеству участников можно выделить проекты:

парные

Краткосрочными

на нескольких уроках (3-6 )

групповые

Средней продолжительности

(один-два месяца)

Долгосрочными

(до года)

Проектная деятельность: роль учителя

Проектная деятельность: роль учителя

"Будущее - в руках школьного учителя"

В. Гюго

  • Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у обучающихся интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике
  • Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля
  • Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями
  • Список ролей: Энтузиаст, Специалист, Консультант, Руководитель, "Человек, задающий вопросы", Координатор, Эксперт.
 Структура учебного проекта Проблема Подпроблема Подпроблема № 2 № 3 Подпроблема № 1 Организационный этап (учитель) Цель Задача №3 Задача №1 Задача №2 Сбор информации по проблеме Деятельностный этап (поисково-исследовательский) (самостоятельная работа) Структурирование содержания (паспорт проекта) Организация и выполнение проекта Оформление результатов Презентационный этап (рефлексивный) Презентация проекта Рефлексия

Структура учебного проекта

Проблема

Подпроблема

Подпроблема

2

3

Подпроблема

1

Организационный этап (учитель)

Цель

Задача №3

Задача №1

Задача №2

Сбор информации по проблеме

Деятельностный этап (поисково-исследовательский) (самостоятельная работа)

Структурирование содержания

(паспорт проекта)

Организация и выполнение проекта

Оформление результатов

Презентационный этап

(рефлексивный)

Презентация проекта

Рефлексия

 Паспорт проектной работы Паспорт проектной Название проекта. Руководитель проекта. Консультант(ы) проекта (если есть). Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (если есть). Возраст учащихся, на который рассчитан проект. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). Тип проекта (по всем классификациям). Заказчик проекта (если есть). Проблемный вопрос (противоречие). Основные подпроблемы проекта. Цель проекта (практическая и педагогическая цели). Задачи проекта (практические и педагогические). Необходимое оборудование. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание). Предполагаемые продукт(ы) проекта. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа). Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. работы

Паспорт проектной работы

Паспорт

проектной

  • Название проекта.
  • Руководитель проекта.
  • Консультант(ы) проекта (если есть).
  • Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (если есть).
  • Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  • Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  • Тип проекта (по всем классификациям).
  • Заказчик проекта (если есть).
  • Проблемный вопрос (противоречие).
  • Основные подпроблемы проекта.
  • Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  • Задачи проекта (практические и педагогические).
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
  • Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  • Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

работы

Оформление проектной папки паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы; вся собранная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки; результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений; отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.; краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления; эскизы, чертежи, наброски продукта; материалы к презентации (сценарий); другие рабочие материалы и черновики группы.

Оформление проектной папки

  • паспорт проекта;
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
  • промежуточные отчеты группы;
  • вся собранная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки;
  • результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений;
  • отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
  • эскизы, чертежи, наброски продукта;
  • материалы к презентации (сценарий);
  • другие рабочие материалы и черновики группы.

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». ( Бернард Шоу)

Формы продуктов проектной деятельности

Виды презентаций проектов

Web-сайт

Деловая игра

Анализ данных социологического опроса

Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

Сравнительно-сопоставительный анализ

Атлас, карта, учебное пособие

Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

Игра с залом

Видеофильм

Выставка

Научная конференция, доклад

Пресс-конференция

Газета, журнал, справочник

Костюм, модель, коллекция

Путешествие, экскурсия

Реклама

Игра, мультимедийный продукт

Ролевая игра

Музыкальное или художественное произведение

Спектакль

Постановка, праздник

Соревнование

Экскурсия, поход

Телепередача и т.д.

Законопроект и т.д.

 Возможности использования интернет-ресурсов и услуг в учебном процессе  Создание проблемной ситуации на уроке, ознакомление учащихся с альтернативными точками зрения на изучаемую проблему; Поиск информации для выполнения самостоятельных работ; Организация и проведение совместных телекоммуникационных, проектов; Проведение телекоммуникационных олимпиад, викторин для студентов Участие в теле и видео конференциях (on-line, off-line). 

Возможности использования интернет-ресурсов и услуг в учебном процессе

  • Создание проблемной ситуации на уроке, ознакомление учащихся с альтернативными точками зрения на изучаемую проблему;
  • Поиск информации для выполнения самостоятельных работ;
  • Организация и проведение совместных телекоммуникационных, проектов;
  • Проведение телекоммуникационных олимпиад, викторин для студентов
  • Участие в теле и видео конференциях (on-line, off-line). 
Таблица 1. Индивидуальная карта студента,  защищающего проект Этапы Критерии оценки Защита Самооценка Представление (из 15 баллов) Ответы на вопросы (из15 баллов) Педагог Процесс проектирования Коллеги по команде (группе) Интеллектуальная активность (из 10 баллов) Творчество (из 10 баллов) Практическая деятельность (из 10 баллов) Умение работать в команде (из 10 баллов) Итог Достигнутый результат (из 15 баллов) Оформление (из 15 баллов)

Таблица 1. Индивидуальная карта студента, защищающего проект

Этапы

Критерии оценки

Защита

Самооценка

Представление (из 15 баллов)

Ответы на вопросы (из15 баллов)

Педагог

Процесс проектирования

Коллеги по команде (группе)

Интеллектуальная активность (из 10 баллов)

Творчество (из 10 баллов)

Практическая деятельность (из 10 баллов)

Умение работать в команде (из 10 баллов)

Итог

Достигнутый результат (из 15 баллов)

Оформление (из 15 баллов)

Применение проектной деятельности на уроках химии Экологическая пресс-конференция «Земля – последний заповедник во Вселенной» Экологические пресс-конференции: № 1 Химия и проблемы охраны окружающей среды /декабрь 2014г./ № 2 Леса – легкие планеты /март 2015г./ № 3 Земля у нас одна /октябрь 2015г./

Применение проектной деятельности на уроках химии

Экологическая пресс-конференция «Земля – последний заповедник во Вселенной»

Экологические пресс-конференции:

1 Химия и проблемы охраны окружающей среды /декабрь 2014г./

2 Леса – легкие планеты /март 2015г./

3 Земля у нас одна /октябрь 2015г./

Экологическая пресс-конференция  «Земля – последний заповедник во Вселенной»

Экологическая пресс-конференция «Земля – последний заповедник во Вселенной»

Проект - это метод обучения Проект - это форма организации учебного процесса Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности Философия результатов и достижений

Проект - это метод обучения

Проект - это форма организации учебного процесса

Проект - это особая философия образования.

Философия цели и деятельности

Философия результатов и достижений

 Литература:  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. М.: Academia, 2000.  2. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.  3.barantseva_vystuplenie_na_seminare_metod_proektov  4.http://doob-054.narod.ru/project.html  5. http://trufanovanv46.ucoz.ru/publ/metod_proektov/metod_proektov/3-1-0-38

Литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. М.: Academia, 2000.

2. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.

3.barantseva_vystuplenie_na_seminare_metod_proektov

4.http://doob-054.narod.ru/project.html

5. http://trufanovanv46.ucoz.ru/publ/metod_proektov/metod_proektov/3-1-0-38


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!