Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Артёмовского городского округа ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ ПО БИОЛОГИИ Тема: «Танцетерапия»
Выполнила: Веденеева Яна Александровна, ученица 9 «Д» класса Куратор проекта: Шалаева Наталья Владимировна, учитель биологии
2020 г.
Актуальность: выбранной темы заключается в том, что танец из века в век сопровождает человека, приобретая самые разные формы - от религиозного обряда до сценического искусства, танец является одним из главных способов самовыражения.
Цель исследовательской работы - расширение знаний о роли танца в жизни человека.
Задачи исследования:
Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.
Изучить историю зарождения танца.
Познакомиться с основными видами танца.
Установить значение танца в жизни человека.
Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе
методы : беседа, анкетирование.
Предмет исследования – танец.
Объект – танец в жизни человека.
Танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца. На раннем этапе истории танец стал средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова.
Спонтанные движения и жесты служили для человеческой коммуникации задолго до появления формального языка.
На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования победы, оплакивания мертвых, лечения больных. Танец был сильным средством самопроявления и выражения чувств.
Значение танца в жизни человека
- Танец – удивительное занятие, которое помогает человеку по-настоящему раскрыть себя.
- Танцы хороши тем, что практически в любом возрасте можно начинать ими заниматься. Они не требуют непомерных физических нагрузок. Сложность выполняемых элементов растет по мере получения тобой танцевального опыта.
- Занятия танцами прекрасно развивают дыхательную систему, что способствует излечению от многих, даже хронических заболеваний, таких, например, как астматические приступы или хронические бронхиты, тонзиллит. Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в организме, приходят в норму, улучшается обмен веществ, реже простужаешься, и даже заболев, значительно быстрее выздоравливаешь.
- Вследствие занятий танцами у человека выработается красивая походка, исправляется осанка, мышцы находятся в постоянном тонусе, значительно сокращается количество подкожного жира.
- Занимаясь танцами, человек продлевает себе активную жизнь. И не только потому, что будет здоровым и активным, но и потому, что моральное состояние претерпевает большое количество положительных изменений.
- Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в целом.
В истории развития танцевальной терапии
выделяют ряд ключевых событий:
- Первое связано с необходимостью физической, психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации инвалидов.
- Другим фактором, способствующим росту популярности танцевальной терапии, явилось появившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих отношений.
- Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями по невербальной коммуникации.
Танцевальная терапия - это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты.
Танцевальная терапия применяется:
- При работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.
- Для тех, чьи запросы связаны с телесностью.
- Для тех, кто не доволен собственным телом или своим телесным поведением.
- Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными, чтобы сказать о них.
- Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период.
Можно выделить три области применения танцетерапии:
1. Танцтерапия больных (клиническая танцтерапия).
2. Танцтерапия людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия).
3. Танцтерапия для личного развития и самосовершенствования.
Познакомившись с разнообразным материалом о видах танца, мне захотелось узнать мнение моих одноклассников, родителей и педагогов, о значимости танца в их жизни. Мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить их предпочтения в области танца.
Моим одноклассникам и педагогам была представлена следующая анкета:
1. Для чего нужен танец:- здоровья;- веселья;- гибкости.
2. Полезен ли танец для здоровья?- да;- нет;- не знаю
3. Вы любите танцевать?- да;- нет.
Было опрошено 10 учащихся моего класса, 15 родителей и 8 педагогов.
Результаты наглядно представлены на диаграммах
«Для чего нужен танец?».
Диаграмма 1.
- На вопрос «Для чего нужен танец» (можно было выбрать несколько ответов):
- здоровья – ответили 60 % детей, 90% родителей, 87 % педагогов;
- веселья - 30 % детей, 20 % родителей, 62 % педагогов;
- гибкости – 30 % детей, 30 % родителей, 50 % педагогов.
На вопрос, полезен ли танец для здоровья, все ответили положительно. Результаты наглядно представлены на диаграмме 2
«Полезен ли танец для здоровья».
Диаграмма 2.
И на последний вопрос анкеты: «вы любите танцевать?» Были получены следующие результаты: учащиеся 95 % - «да», 5 % - «нет», родители – 85 % ответили «да», 15 % - «нет», педагоги – 80 % - «да», 20 % - «нет».
Диаграмма 3.
Исходя, из результатов анкет выяснилось, что большинство ребят, их родителей и педагогов любят танцевать и все знают о пользе танца.
Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, работе с литературой.
В своей работе я рассказала о том, какую роль играет танец в жизни человека.
Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются удивительным миром танца. Я знаю, что заниматься профессионально танцами очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение.
Первые робкие шаги в изучении танца обычно избавляют от всех зажимов. Достаточно сделать первый шаг, и вскоре вы сможете стать звездой на любой корпоративной вечеринке, исполняя танец живота, танцуя настоящее испанское фламенко или кружась в паре под неувядающий венский вальс.
Не стесняйтесь танцевать. Вся наша жизнь — это танец, ловите его ритм.
Танцевать могут абсолютно все! Вы не можете быть слишком юны или слишком стары для этого. Решайтесь!
Список литературы:
- А. Ликум «Все обо всём». Популярная энциклопедия для детей том 1, Компания «Ключ-С» Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, Москва, 2003.
- А. Ликум «Все обо всём». Популярная энциклопедия для детей том 2, Компания «Ключ-С» Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, Москва, 2003.
- Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн.для учащихся.-М.: Просвещение, 2005.
- Универсальная школьная энциклопедия. Т.2.М-Я/ред.группа: М.Аксёнова, Е.Журавлёва, Д.Володихин, С.Алексеев. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.- М:1988 г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
- Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся нач.классов/Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – М.: Просвещение, 1989.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г.