СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по применению метода проектов на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории.»

Выступление на семинаре

«Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания»

Учитель Бекетова Н.Ф.


«Человек есть свой собственный проект.» - писал великий философ Ж.П. Сартр. Технология проектов – технология 21 века.

Я работаю со старшеклассниками. Юношеский возраст – решающий возраст для формирования мировоззрения. Познавательная деятельность обучающихся старших классов имеет ряд особенностей. Молодым людям становится скучно, если нет задач для ума. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по истории и обществознанию изменены в соответствии с требованиями ФГОС и предполагают умение анализировать, приводить аргументы и примеры в пользу различных точек зрения, разрешать проблемные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи.

В своей работе я использую разнообразные проекты. Являюсь руководителем при создании детьми долгосрочных проектов, но остановлюсь на краткосрочных, которые возможно применить в урочной и внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся осуществляется, к примеру, на уроках-экскурсиях. Подготовка такого проекта требует от старшеклассников умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ.

Так при подготовке урока на тему «Культура древней Руси» обучающиеся самостоятельно изучают материал, находят репродукции картин и готовят видео- экскурсии - презентации своих работ.

Творческие проекты использую на уроках экономики: учащиеся создают бизнес-план и рекламный видеоролик для своей предполагаемой фирмы.

Игровые проекты предполагают высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения. Примеры таких проектов на моих уроках: экономическая ролевая игра «Фирма», ролевая игра «Суд над Иваном Грозным». В виде деловых игр проводятся зачеты по методике «Зигзаг» (работа в сменных группах), \ конкурсы и викторины.

Проектно-исследовательская работа может быть этапом урока, отдельным занятием, или иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.).

Один из видов проектов - эссе, где школьники учатся представлять собственную точку зрения при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными фактами.

Особо хочу остановиться на кейс-технологии. Кейс-стади (case-study) метод - разработка Гарвардского университета. Отличительной особенностью метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Очень популярными являются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.  Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

При изучении Бородинского сражения знакомлю учащихся с различными мнениями о результатах и последствиях этого сражения: а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.

б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова.

Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед сражением, спорят. В споре рождается истина.

В теме «Петр 1» обсуждается проблема: «Петр 1 - реформатор или тиран»?

Дискуссия на уроке права «Нужна ли смертная казнь?». развивается после просмотра видеороликов с позициями «за» и «против».

Закрепление на уроках финансовой грамотности полностью происходит в виде решения кейсов - анализа конкретных жизненных ситуаций.

Таким образом, проектная технология предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к процессу обучения, формирует у обучающихся готовность к восприятию нового, помогает развивать самостоятельность в принятии решений в новых условиях, развивает основы коммуникативной деятельности. Проектная деятельность также во многом пересекается с дифференцированным, развивающим, компетентностным подходами к обучению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!