МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Технологическая карта с дидактической и методической структурой урока
Разработчик проекта:
Иванова Ирина Владимировна,
учитель МОБУ СОШ с. Новое Барятино
Руководитель проекта:
Зайцева Вилена Рагиповна , старший
методист кафедры ДиНО ГАУ ДПО ИРО РБ.
Уфа 2021г.
Актуальность проекта
Педагогические технологии пришли в наше образование и позволили сформировать свой понятийный аппарат, среди которого: технологическая карта, технологический приём, этап технологии, задача этапа и диагностика его эффективности. Появилась культура проектирования урока с учётом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов. Задача учителя теперь – организовать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, научить его самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике. Забота учителя – отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько помогали приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь её аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний. С этих позиций учитель становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. Учитель должен уметь составлять технологическую карту. Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Цель проекта: изложить ряд принципов и положений, необходимых в разработке технологической карты урока; разработать технологические карты уроков русского языка с учётом требований ФГОС НОО.
Задачи проекта:
1. Изучить современный подход к проектированию урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
2. Ознакомиться с формами и видами технологических карт.
3. Изучить структуру технологической карты урока.
4. Составить технологические карты уроков
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- обучение на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов по теме «Проектирование современного урока в условиях реализации требований ФГОС НОО»
- изучение нормативно – правовой базы по ФГОС НОО;
- изучение материалов по данному вопросу в сети Интернет.
2. Основной:
- разработка технологической карты уроков
3. Оформление результатов работы
I.Теоретическая часть
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции,
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Контроль
Рефлексия
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока*
Методическая структура урока
Признаки решения дидактических задач
Организационный момент
Методы обучения
Форма деятельности
Методические приемы и их содержание
Средства обучения
Способы организации деятельности
Актуализация знаний
Сообщение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Домашнее задание
* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока.
Структурные элементы учебного занятия
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1. Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2. Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
3. Моделирование
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Осуществляют самоконтроль
6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий. Осуществляют пошаговый контроль по результату
II. Практическая часть
Технологическая карта с методической структурой урока
УМК: Школа России
Класс 3
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты
личностные:
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
учить анализировать и выделять общее;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
дать уточненное определение термина «корень»;
учить находить корень слова;
учить подбирать родственные слова разных частей речи.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы и парной работы.
Оборудование: цветные стикеры, проектор.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие. Интерактивная игра «Поделись позитивом». | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. Создать позитивное настроение |
Актуализация знаний | Минутка чистописания (фронтально) | Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. Ос, ом, ло, бо Уж небо осенью дышало… | Самостоятельно выполняют письмо по образцу | Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний | Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. |
Словарный диктант (фронтально) | Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород. | Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы. | Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. | Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость. |
Грамматическая разминка (фронтально) | Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников Какие слова мы записали? - Что значит «словарные слова»? - Давайте составим предложение со словом желтый. Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй. - Выделим в предложении грамматическую основу. - Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении. - Скажите, о каком времени года мы составили предложение? | Дают ответы на вопросы. Составляют предложения. Называют основу предложения. Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении. | Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. Предметные: определяют главные члены предложения, различают части речи. | Развивать речь детей. Актуализировать знания детей о частях речи. |
Постановка учебной задачи | Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) | Организовывает проведение лингвистического исследования. - В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово? - Исследуем состав слова заморозок. - определите корень слова. Зам, мор, замор, мороз. - запишите корень на стикер и прикрепите к доске.(Учитель записывает варианты на доске) | Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску. | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня. | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Формулирование темы и целей урока (фронтально) | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока - Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант? - Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого? - Что такое корень? - Какие слова называются однокоренными? - Как найти корень слова? Как вы считаете, какая тема нашего урока? - Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урок |
Открытие нового знания. | Исследование корня слова (работа в группах) Работа в парах | Посмотрите на экран. Для каждой группы написана цепочка слов. - Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах. Желток, железо, жёлтый. Носильщик, нос, носик, носатый. Часовщик, часть, часок, час. Циркуль, циркач, цирковая. Морозный, холодный, мороз, морозить. Смелый, храбрый, смелость, смельчак. Соринка, сор, сорвал, насорил. Работа по карточкам. Зад 1 Найти в каждой строке однокоренные слова, выделить корень Белка, белый, белить Вода ,водяной, водить Лист, лиса, лисёнок -Что общего во всех словах?(корень) -Как называются слова у которых одинаковый корень ?(однокоренные слова) -Достаточно ли знать общую часть слова? Почему? (нет) -Что нужно знать ещё?( лексическое значение) Из этого у нас получилось правило Работа по учебнику. С.61,правило стр 74 Карточка Зад-2 Игра «Как зовут мастера» Кто сделал, поменяйтесь карточками, проверьте и оцените -Без какой значимой части не может быть слова? Как определяем корень слова? Какие значимые части слова участвуют при образовании однокоренных слов? Физкультминутка. | Работа в группах; объясняют лексич. знач. слов, отвечают на вопросы Выдвигают предположения Находят нужную страницу в учебнике Оценивание друг друга Уч-ся отвечают на вопросы, делают выводы по теме Выполняют физические упражнения | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции Коммуникативные: умение предлагать, рассуждать; Личностные: проявлять уверенность; Познавательное УУД: - сопоставляют свои ответы с формулировкой учебника; | Наблюдать, сравнивать, делать выводы по теме, умение работать в группе |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Игра « Да - нет» (фронтальная) | - Слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными?___________________ -Корень - общая часть родственных слов?_______________________________ -Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?______________________________ | Находят однокоренные слова, доказывают правильность суждений, делают вывод. | Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. | Первичное закрепление знаний |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) (индивидуальная работа) | Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень. 1. Сад, садовник, садовые. 2. Смелый, отважный, храбрый. 3. Больница, боль, большой. 4. Горе, горевать, горный. 5. Чистота, чистый, чистить. 6. Горюет, плачет, печалится. 7. Мороз, замороженный, морозит. | Выполняют задание | Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности | Применять полученные знания самостоятельно |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Выполнение письменного задания (фронтальная) | Спишите .Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните однокоренные слова. Выделите корень. Проплясали по сн-гам Снежные метели. Сн-гири сн-говикам Песню просвистели. | Находят однокоренные слова, формы слова, добавляют свои примеры | Регулятивные УУД: -принятие и сохранение учебной задачи Познавательные УУД: -доказательство, -структурирование знаний | Применение знаний |
Итог урока. Рефлексия Домашнее задание | Оценивание с применением «Лестницы успеха» | Оцените свою работу на уроке на «лестнице успеха» ( если самостоятельная работа выполнили без ошибок, не были вопросы- поставьте себя на верхнюю ступеньку; если самостоятельную работу выполнили без ошибок, но еще остались вопросы- средняя ступенька; ошибки были, и вопросы остались- нижняя ступеньки Выбор: С.62, упр.109; Выполнить задание на карточках. Подобрать и записать однокоренные слова к словам корм, рыба, ветка. Выделить корень. | Оценивают свою деятельность Записывают задание на дом, задают вопросы | Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог. | Умение оценивать свою деятельность |
| | | | | |