МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»
Окружная научно – практическая конференция младших школьников «Первые шаги».
Исследовательская работа на тему:
«Игры наших родителей».
Выполнили:
обучающиеся 2 «а» класса:
Видлюга Алина и Костюнина Анастасия
Руководитель:
Дашкова Галина Алексеевна
р.п. Сухобезводное
2017г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………..…2
Теоретическая часть……………………………………………..….
История возникновения народных игр ……………….……….3
Значение подвижной игры в жизни ребенка……...…………..
Практическая часть ……………………………….……………….
2.1 Анкетирование …………………………………….…………..
2.2 Описание некоторых игр наших родителей…………………..
Заключение…………………………………………………………….12
Литература……………………………………………………….…….13
Введение
Родители, когда видят, что мы сидим у телевизора или за компьютером, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни DVD, ни игровых приставок, ни планшета, ни смартфона не было, а по телевизору смотрели только мультики по воскресеньям. Все остальное свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей.
По мнению наших родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Мы, чаще всего, играем в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры - только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице. И нам стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Как и откуда вообще появилась игра? Почему сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями?
Целью нашей исследовательской работы является изучение игр, в которые играли наши родители.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить историю возникновения народных игр.
Провести анкетирование наших родителей и наших одноклассников.
Провести сравнительный анализ игр наших родителей и игр в которые играем мы.
Поиграть в любимые игры наших родителей.
Дать описание некоторым играм.
Объект исследования - игры наших родителей.
Предмет исследования – содержание игр, в которые играли наши мамы и папы.
Методы исследования – изучение литературы, рассказы наших мама и пап об их играх детства, анкетирование.
Актуальность исследования – в наш век современных технологий и изобретений существует множество так называемых «гаджетов» которые отнимают у нас много времени и сил, вместе с тем как игра со своими сверстниками на свежем воздухе помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, они нас делают здоровыми, как физически, так и морально.
Теоретическая часть.
История возникновения народных игр
Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.
Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 века). Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).
Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.
На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.
Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.
Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».
В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.
1.2 Значение подвижных игр в жизни ребенка.
В чем же польза подвижных игр? Первый и самый главный плюс – общение. Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с папой и мамой, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко. Второй плюс – формирование умения договориться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д. Третий плюс – умение разрешения конфликтной ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом. Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок. Пятый плюс – физическое развитие. Ребята в ходе игры становятся ловкими, сильными, развивают быстроту и реакцию. Таким образом, подвижные игры воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе, развивают его физически.
Назначение подвижной игры.
Радость общения.
Человека понимают и принимают через общение. А игра – это площадка для общения. В играх накапливается опыт коллективных переживаний, формируется как нравственное здоровье ребенка, так и физическое, накапливается необходимый в общении эмоциональный запас – уважение к людям, бескорыстность, доброта, контактность, самостоятельность, взаимопомощь. Так в игре рождается содружество, а, значит, и дружба. Игра – лучшая сфера общения, ее процесс всегда удовольствие.
• Развивает воображение и фантазию.
Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это развивается в игре. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями. Во время игры формируется воля, внимание, чувства, азарт игры.
• Воспитывает решительность.
Очень важной особенностью людей является потребность принимать решения. Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения.
Практическая часть
Анкетирование учащихся 2 «А» класса и их родителей.
Для того чтобы узнать в какие игры играли наши родители, нами была разработана анкета, в анкетировании приняли участие 15 учащихся и их родителей, итого мы опросили 30 человек.
Первое что мы выяснили, что в игры играют все дети, и раньше и сейчас:
В какие игры играли наши родители: самые популярные – это подвижные игры: «Казаки - разбойники», «Салки», «Прятки», «Вышибалы», «Классики», «Фанты» и менее популярные настольные игры: «Лото», «Домино».
В играх наших родителей принимали участие:
В какие игры играют ребята в наше время: большинство ребят ответили что играют:
В играх в которых наши ребята принимают участие:
Любимые игры наших родителей :
«Казаки –разбойники», «Прятки» так ответило 8 человек (53%)
спортивные игры (теннис, футбол и т.д) - 6 человек (40%),
настольные игры – 1человек (7%).
Любимые игры ребят в наше время:
Компьютерные игры – 8 человек (53%).
Уличные подвижные игры- 5 человек (33%)
Спортивные игры – 2 человека (14%)
Основываясь на данные нашего анкетирования можно сделать вывод: что игры наших родителей были более разнообразные, подвижные, и участвовало в таких играх много человек. В наше время мы тоже играем в те же игры, что и наши родители, но все же большинство игр мы проводим сидя дома одни или с двумя, тремя друзьями.
Описание некоторых игр наших родителей.
«Казаки – разбойники» - уличная игра, в которой участвовало две команды. Первая команда «Разбойники», вторая «Казаки». Первая команда убегала прятаться оставляя за собой следы – стрелочки, а вторая команда их по этим следам искала. Цель игры найти все метки оставленные «Разбойниками» И поймать их. Потом команды менялись местами.
«Вышибалы» - уличная игра с мячом. Из всех участвующих выбирались двое «вышибал», они вставали лицом друг к другу на некотором расстоянии, остальные выстраивались между ними в линейку лицом к тому у кого в руках мяч. Целью игры было «вышибить» мячом всех кто стоит в линейке. Следующими «вышибалами» были первые попавшиеся.
«Фанты»
Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а водящего садили в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания, обычно, были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.
Заключение
В ходе исследования мы познакомились с историей возникновения игр, узнали, в какие игры играли наши родители. Мы выявили, что все дети и во все времена очень любили и любят играть.
Многие игры наших родителей остаются любимыми у детей нашего поколения: «Жмурки», «Прятки», «Догонялки». Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила.
Некоторые неизвестные игры мы уже разучили с одноклассниками, и поиграли в них, а некоторые остались неизученными, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. Как только наступит теплое время года, мы обязательно постараемся научиться играть в такие игры, как: «Казаки - разбойники», «Вышибалы» и др.
Литература
Словарь В.Даля
Тимошина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 64с.
С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «детская литература», 1988г.
Г. М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами», Москва, 2003г.
Т.И. Осокина «Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии, Москва, 2013г.
П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева «Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие», Москва, 2013г.
В. Абраменкова «Ребенок в «заэкранье», Москва, 2012г.
http://wiki.uspi.ru/index.php/Виды_детских_игр_и_их_влияние_на_развитие_ребенка
9