«Мой Пушкин»
Автор: Сафина Азиля, 13 лет,
- МБОУ « Урахчинская ООШ», 7 класс
- Тел. 88436129401
Руководитель: Мустафина Жанна Альбертовна, учитель русского языка и литературы
с.Урахча, 2019 год
Мой Пушкин!
Пушкин! Любимый поэт!
- Твой гений для нас - благодать!
- Мы сказки твои уже знали,
- Ещё не умея читать.
- От мамы слыхала я в детстве
- Про козни бесёнка Балду,
- Про мачеху злую, царевну
- В тонком хрустальном гробу.
- Поэт нам открыл мир волшебный,
- Поэзию русской души.
- Как чистый родник, его сказки
- Прозрачны, свежи, хороши.
Цель данной работы – показать влияние поэзии А.С. Пушкина на мое восприятие мира.
Мной поставлены следующие задачи:
1.Проследить, какое влияние оказали на формирование мировоззрения поэта его бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.
2. Показать, как поэт передал свою любовь к няне в одноимённом стихотворении.
3. Рассмотреть, какое воплощение сказочные образы нашли в прологе к поэме «Руслан и Людмила».
4. Актуальность данной работы заключается в том, что позволяет показать, какое влияние оказывают яркие личности на наше детство, как благодаря близким нам людям формируется наш характер, наша душа .
- С чего начинается радостный и волнующий мир детства? Для меня, как и для Пушкина, я думаю, с колыбельных песен мамы, с крепких рук отца, подбрасывающих под потолок. С запаха бабушкиных пирогов. И со сказок А.С. Пушкина, которые я слушала на ночь от мамы и бабушки. Когда научилась читать, то часто перечитывала сказки Пушкина. Именно через чудесные сказки о золотой рыбке, о синем Лукоморье с морскими богатырями, о прекрасной царевне Лебедь мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь …
Ганнибал
Мария Алексеевна
Яковлева
Арина Родионовна
Детство
Маленького Сашу растила няня - АРИНА РОДИОНОВНА ЯКОВЛЕВА, которая была неграмотной, но знала много и говорила складно . Именно у своей няни Пушкин получил первые уроки литературного мастерства.
После он напишет:
«Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.»
«Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка»
Арина Родионовна сыграла очень большую роль в духовном становлении мальчика, в формировании его личности, а также его поэтического дара. Это подтверждают и слова самого
А. С. Пушкина.
Стихотворение «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .
1826
Стихотворение-послание
- Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня».
- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
«Руслан и Людмила» (пролог)
Создание пролога связано с
пребыванием Пушкина в ссылке,
в Михайловском, где он слушал
народные сказки, которые
рассказывала ему няня, Арина
Родионовна, где он слышал живую, яркую
народную речь на местных ярмарках.
А.С.Пушкин сам определяет жанр «Руслана и
Людмилы» («… сказку эту поведаю теперь я
свету»).
- Пролог – вводная часть художественного произведения, содержащая рассказ о событиях, предшествовавших основному повествованию. Пушкинский пролог напоминает нам волшебную сказку .
- Источником первых шести строк является формула из сказки «Чудесные дети», дословно воспроизведенная поэтом.
- Обычно кот имеет какой-нибудь эпитет: «ученый», «заморский», «морской». Чаще всего рассказчики давали коту кличку – прозвище, в котором подчеркивалось его чудесное умение петь песни и рассказывать сказки: кот-баюн, кот-певун, кот-говорун. Получается, что Пушкин с самого начала настраивает читателя на сказочный лад, заявляя, что историю Руслана и Людмилы ему рассказал сам «кот ученый».
- Далее появляются сцены из сказок. Однако первые образы – лешего и русалки – еще не сказочные. Это персонажи быличек – историй, в которые русский народ издавна верил.
- Мир волшебного входит в сознание читателя постепенно. Вот появляется хорошо знакомая каждому избушка на курьих ножках.
- А с тридцатью витязями мы знакомы по пушкинской сказке. Откуда эти строчки:
- В свете есть иное диво:
- Море вздуется бурливо,
- Закипит, подымет вой,
- Хлынет на берег пустой,
- Разольется в шумном беге,
- И очутятся на бреге
- В чешуе, как жар горя,
- Тридцать три богатыря .
- Из сказки « О царе Салтане»
- Следующая сценка («Колдун несет богатыря») – из поэмы «Руслан и Людмила», которая, в свою очередь, восходит к сказке «Три подземных царства».
- А вот царевна и волк «пришли» из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».
- Баба Яга и Кощей могли прийти из самых разных сказок .
- В конце Пролога мы вновь встречаемся со сказочной формулой, слегка измененной поэтом. Вспомните эту традиционную сказочную концовку. («И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»). Что изменил в ней поэт и зачем? Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввел целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказки говорил». Этим поэт подчеркивает, что в чудесный мир сказки он вошел навсегда и расстаться с ним не желает.
Выводы
- Мировоззрение А.С. Пушкина формировалось под влиянием двух женщин, сумевших показать ему красоту русского языка, русской природы, благородство русских людей - его бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны.
- Сказки, написанные А.С. Пушкиным, были созданы на основе русского фольклора, с героями которого познакомили поэта его бабушка и няня.
Хочется завершить мои рассуждения о великом писателе словами
А. Плещеева «Памяти Пушкина»
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!
Материалы
- А.В. Тыркова-Вильямс. Жизнь Пушкина. М., «Молодая гвардия», 2004.
- А.С.Пушкин. Поэмы. М., «Азбука-классика», 2006.
- Лотман Ю. М.В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М, «Просвещение», 1988.
- А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 3-х томах. С-П., «Золотой век. Диамант», 1997.
Интернет-ресурсы:
- http//www.pushkin.niv.ru
- http//www.litra.ru
- https://www.prlib.ru