Название проектной задачи | «Пасха» |
Предмет | Окружающий мир, изо, литературное чтение, музыка. |
Класс, время | 3 класс |
Вид задачи | Межпредметная, одновозрастная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся через ознакомления с православными традициями. 2. Организация сотрудничества учащихся. 3. Решение предметных и межпредметных задач. 4. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях. - знание истории возникновения праздника; - умение передать содержание текста; - создание собственной росписи пасхального яйца. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: − умения, работая в малой одновозрастной группе; − создать конечный «продукт» - роспись пасхального яйца и рассказ на тему о православном празднике «Светлое Воскресение Христово», его истории, обычаях и обрядов, содержащий результаты выполненных заданий в процессе решения проектной задачи; - умения создавать собственный текст, для презентации конечного продукта. - освоение учащимися коммуникативных навыков при работе в одновозрастной группе. |
Способ и формат оценивания результатов работы | 1. Оценка решения заданий, выполненных группой. 2. Оценка коммуникативных умений младших школьников. 3. Оценка итогового продуктов |
Дорогие ребята! Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для её решения вам потребуются знания из многих школьных предметов.
Задача большая по объёму, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы.
Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вы должны подвести итог всей проделанной работы.
Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать. Желаем вам успеха!
История пасхи - это путешествие сквозь тысячелетие. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи - это переплетение традиций, верований и обычаев. Давайте отправимся в такое путешествие!
Распределите роли в своей группе.
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Задание 1
Прочитайте текст. Изучите историю возникновения праздника «Светлое Воскресение Христово».
Пасха является одним из важнейших церковных праздников. Слово «пасха» означает «избавление» или «прохождение» и пришло к нам из древнегреческого языка.
Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков). Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом. Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте. Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.
Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут. Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит, стал бессмертным.
Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес» Яйцо тут же стало красным…
С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить. Кроме крашеных яиц главным блюдом на пасхальном столе был кулич. Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с куполом. Считали, если кулич удался, то в семье все будут здоровы.
Праздник Пасхи начинается в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем после торжественной заутренней службы и Пасхальной 64 литургии. Торжественный момент наступает тогда, когда священник говорит: «Христос воскрес», а все присутствующие отвечают «Во истину воскрес».
История этого светлого праздника хранится веками, её нужно помнить и чтить.
Задание 2
Прочитайте текст о Легенде о пасхальном яйце и выделите какие узоры изображают на яйцах и их смысл?
Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии — это моря, океаны. Круг — яркое солнышко. Сетка — обережный символ, это знак судьбы, это то, что мешает просочиться злу. Птица — символ рождения чего-то нового, символ роста, любви, плодородия. По традиции, готовые крашанки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда — на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.
Легенда о пасхальном яйце
У Марии ничего с собой не было, кроме веры во Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: «Христос воскрес!» удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет. Оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. С древних времен человека интересовала волшебная жизненная сила обычного яйца. Люди считали его источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивался с верхней половиной яичной скорлупы, а нижней – замыкала подземный мир. Все оттенки жёлтого цвета – это символ солнечного света, радости, хорошего настроения и тепла, а кроме этого – хорошего урожая. Красный цвет – это символ жизни, красоты, молодости, здоровья, надежды на всё лучшее. Но это ещё и символ Огня Небесного. Голубой цвет – также символизирует собой здоровье. Но и при этом ещё символизирует небо, полёт, стихию Воздух. Зелёный цвет – это символ долгожданного пробуждения, это урожай, которого так ждали. Коричневый цвет – это символ Матери-Земли, её мощи и силы. Чёрный цвет – это символ всего того, что скрыто: ночи, темноты и сакральных знаний, символ тайны. Этот цвет является антиподом света, и кроме прочего говорит о продолжении жизни, после смерти физического тела. Когда в писанке много цветов, это говорит о благополучии и радости, о семейном счастье и наполненности.
Придумайте свой способ росписи пасхальных яиц со смыслом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 3
В этот день в церкви в колокола звонили по-особенному, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест - колокольный звон большого колокола, зажигались православные свечи и выходило духовенство в светлых ризах с иконами и крестами, и хор возвещал радостную песнь «Воскресение Твоё».
В ответ на эту радостную песнь распахивались двери, из храма выходит крестовый ход, наполняя его светом зажжённых свечей и приветствием людей: «Христос воскрес!», на что все отвечают: «Воистину воскрес!».
Существует поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Ранним утром выходили смотреть, если небо ясное, значит, будет хороший урожай! На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, целоваться. А когда колокола на Пасху звонят - душа радуется!
Прослушайте колокольный звон и ответьте на вопросы: Каким вы услышали звон? О чем он мог рассказать?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 4
Распишите пасхальное яйцо своим придуманным способом. Напишите рассказ «Светлое Воскресение Христово» для презентации своего пасхального яйца перед другими группами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Пасха».
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
Продукт
Оценочный лист публичного представления групп
| Критерии | Балл | Группа |
Оценка работы | 1.Соответствие названия текста его содержанию. | 2 | |
2.Логичность, четкость, точность, последовательность изложения текста. | 2 | |
3.Полнота содержания текста. | 2 | |
4. соответствие росписи пасхального яйца содержанию текста. | 2 | |
5. Оригинальность работы. | 2 | |
Оценка выступления | 6. коммуникативные качества (культура речи, готовность к дискуссии, доброжелательность) | 2 | |
7. Ответы на вопросы (аргументированность, полнота) | 2 | |
Итого | 14 | |
Источники
https://blog.nils.ru/istoriya-pashi-dlya-detej/ история Пасхи.
http://www.waldorfsamara.ru/Book/paskhalnye_pisanki.pdf яйца к Пасхе
Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / Авт.-сост. В.В. Улитко. — Тирасполь: ПГИРО, 2014. — 64 с.