СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проекты по иностранным языкам во внеурочной деятельности

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

О методе проектов на уроке иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Проекты по иностранным языкам во внеурочной деятельности»

Проекты по иностранным языкам во внеурочной деятельности

Емельянова Наталия Ивановна

МБОУ Видновская СОШ №5 с УИОП, г. Видное, Московская область



Метод проектов как один из видов самостоятельной работы все больше увлекает как учителей, так и учащихся разных стран. В разработке проекта могут принимать участие как отдельные учащиеся (индивидуальные проекты), так и целые группы ребят (групповые проекты). Период подготовки работы может быть различным - в зависимости от целей работы, а также от возможностей учащихся.

Что же так привлекает в проектной методике? Во-первых, учитель не только передает учащимся определенную сумму знаний, но еще и обучает их тому, как можно и нужно знания приобретать и пополнять самостоятельно и использовать их для решения новых задач, как познавательного, так и практического характера. Использование проектной методики дает возможность обучаться в процессе сотрудничества, развивать столь необходимые в наше время коммуникативные навыки. Ведь в процессе подготовки и презентации проектов учащиеся задействованы в разнообразных группах. Они выполняют при этом различные виды работ, исполняя всевозможные социальные роли. Они являются исполнителями и посредниками, лидерами и подчиненными, корреспондентами и исследователями, писателями, поэтами и оформителями и т. д. Рассматриваемая в проекте проблема всегда предусматривает широкий круг контактов, взаимодействие с людьми различных профессий, возраста, точек зрения на проблему и даже людей разных стран и культур.

Работая над проектом, учащиеся познают методику исследовательской работы. Они собирают факты, совершенствуют свои знания, получают дополнительную информацию по проблеме. Ребята учатся анализировать полученные сведения, сопоставлять данные, делать свои выводы, приходить к определенному заключению. Таким образом они готовят себя ко взрослой жизни, совершенствуя при этом свои языковые знания. Некоторые ребята именно в процессе самостоятельной деятельности по осуществлению своего проекта раскрывают свои возможности и способности, что иногда является новым и неожиданным не только для учителей, но и для них самих.

В процессе работы над проектом могут преобладать различные виды деятельности. Эта деятельность может быть поисковой и творческой, исследовательской и практико-ориентированной, т. е., прикладной. Проект может находиться в одной области знаний, но может затрагивать и межпредметные связи.

Готовясь к защите своего проекта, ребята могут взаимодействовать с учащимися своей школы или только своего класса. Но работа над проектом может предусматривать и более широкий круг общения и взаимодействия (учащиеся других школ, учителя, родители, учащиеся других регионов и даже стран).

Обсуждая с учащимися тематику проектов, поручая им определенные задания, учитель всегда ставит перед собой и ребятами определенные цели. Например, обучение исследовательской самостоятельной работе, привлечение внимания к актуальной теме, расширение кругозора и ряд других. И, конечно же, повышение интереса к изучаемому предмету, совершенствование владения иноязычной речью (так как в данном случае мы говорим об учителях иностранного языка).

В процессе подготовки и оформления развиваются творческие способности ребят. Но форма представления проекта обсуждается и утверждается заранее. Продумывается и предлагается также план представления материала. Для ознакомительно- и практико-ориентированных проектовочень важна хорошо продуманная и тщательно спланированная деятельность участников проектов, обсуждение, координация и коррекция работы. А также организация презентации и способов внедрения результатов (прикладные проекты) непосредственно в жизнедеятельность учащихся или других людей (в зависимости от целей проекта).

Проекты лингвистические, особенно те, которые касаются изучения иностранных языков, становятся все более популярными. Они вызывают большой интерес в связи с актуальностью проблемы.

Учитывая реалии нашей жизни, осознавая возможности получения хороших результатов проектной деятельности учащихся, учителя начинают применять проектную методику уже на начальном этапе обучения ребят иностранному языку. Роль учителя как координатора и консультанта при этом очень важна.

Чаще всего весь проект разбивается на отдельные задания (учитываются и обсуждаются предложения и пожелания как учителя, так и учащихся). По каждому заданию работает определенная группа ребят (можно работать в паре или одному, но только в том случае, когда не только ученик, и вы тоже уверены в его способностях, возможностях и его чувстве ответственности; в противном случае постарайтесь ненавязчиво подвести ребенка к мысли о необходимости, больших возможностях и лучшей результативности его работы в группе). При парной и групповой работе следует учитывать интересы ребят, их возможности и способности (с учетом дополнения определенных качеств друг друга и уровня их знаний и взаимодействия). Продолжительность выполнения работы зависит от темы, количества и сложности заданий, языкового уровня подготовки учащихся и их способностей выполнять определенный вид работы.

Над проектом могут работать как учащиеся одного класса, так и вся параллель. Классы параллели могут разрабатывать свои проекты по единой теме. В этом случае защита проектов может носить соревновательный характер.

Лучшие работы-презентации могут быть отмечены высокими оценочными баллами и памятными сувенирами. После презентации оформляется выставка проектов. Работы на выставке расположены под номерами. Посетители выставки (учащиеся средних и старших классов, учителя, родители и другие представители) получают специально карточку, на которой они (по желанию) проставляют номер проекта (мини-проекта), который им больше всего понравился (появляется возможность дополнительных поощрений, активизации интереса к дальнейшей работе по данному виду деятельности; это также явится одним из способов повышения самооценки детей, что немаловажно как для развития интереса к изучению предмета, так и для развития и становления формирующейся личности).

После подсчета результатов лучшие работы отмечаются специальными дипломами и грамотами. А награжденные получают свои поощрения во время проведения общешкольной линейки. Для оформления проектов используются альбомы, папки с файлами. Ребята могут создать свой рисованный фильм с текстом и комментариями во время презентации. Или оформить книжку-раскладушку (a fold-up book). Для ее изготовления используется длинная полоса бумаги (a long strip of paper) или соединяются отдельные альбомные листы. Поиск, получение дополнительных сведений, оригинальность и аккуратность оформления обязательно поощряются.

В школьной практике чаще всего лучшие результаты наблюдаются в процессе работы и защиты смешанных проектов. В этом случае есть большая возможность удовлетворить интересы в определенном виде деятельности учащихся разного уровня подготовки и возможностей и способностей (нисколько не ущемляя их самолюбие, самооценку). А значит, велика и вероятность не только не загубить интереса к теме и продолжению исследовательской деятельности, а, наоборот, усилить этот интерес и к работе и, посредством успешной деятельности, развивать интерес к изучаемому языку. В результате всего этого учащиеся будут успешно познавать окружающий мир самостоятельно, а не только путем получения определенной суммы знаний на основе материала, подготовленного для них учителем.

Если определение целей проекта - это дело учителя, то в вопросе определения проблемы исследования желательна инициатива самих учащихся. При этом важно умение учителя оказать помощь ребятам в анализе пройденного материала, подвести их к определенным мыслям и выводам. Ребята обычно стремятся предложить способы решения проблемы, вопросы, которые необходимо включить в разработку проекта, способы оформления и презентации и т. д. В этом случае учитель должен вести себя как методически грамотный организатор познавательной и других видов деятельности учащихся: поисковой, исследовательской, коммуникативной, творческой и др.

Работа над проектом начинается с выбора темы. Определяется тип проекта (для деятельности младших школьников в большинстве своем это проекты смешанного типа). Обсуждается состав участников и сроки исполнения, определяются задания для групп (и для отдельных участников в этих группах). Продумываются методы исполнения заданий. В процессе самостоятельной работы ребят проводятся обсуждения, консультации. Результаты работы
корректируются.

При оценке проекта учитывается актуальность проблемы, ее соответствие изучаемому материалу, активность участников и результативность их работы (при этом не следует забывать об индивидуальных особенностях и способностях каждого участника и в соответствии с этим соизмерять уровень его вклада в общее дело), умение ребят объединить свои усилия для достижения успеха; значимость собранного ими материала, уровень его оформления и подачи, а также умение использовать дополнительный материал и делать выводы.